РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 августа 2016 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 5177/2016 по Прокурора г. Ангарска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по заключению договоров
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Ангарска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой г. Ангарска проведена проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> <данные изъяты> (далее ООО <данные изъяты> жилищного законодательства в части исполнения обязанностей управляющей организации по предоставлению потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению, отоплению, электроснабжению, а также по начислению и приему от потребителей платы за эти коммунальные услуги в связи с обращением председателя Совета многоквартирного ... С Проверкой установлено бездействие ООО <данные изъяты> по осуществлению вышеуказанных обязанностей. В нарушение ст.ст. 153, 154, 161, 162 жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ** N 354 (Правила №) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ** № (далее Правила №), Правил деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416 (далее - Правила № ООО <данные изъяты> не заключает договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений. Кроме того, ООО <данные изъяты> осуществляя деятельность по управлению вышеуказанными многоквартирными домами, не может в нарушение императивных норм законодательства выполнять только часть стандартов по управлению многоквартирным домом, не оказывая жителям данных многоквартирных домов коммунальные услуги по тепло - и электроснабжению и не осуществляя за них расчеты. ООО <данные изъяты> в ходе проверки не были представлены доказательства, подтверждающие наличие такого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах об изменении порядка внесения платы за коммунальные услуги.
Просит:
1. Признать незаконным бездействие ООО <данные изъяты> выразившееся в незаключении договоров энергоснабжения (купли-продажи или поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и горячего водоснабжения) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги соответствующего вида (горячее водоснабжение, электроснабжение, отопление) в многоквартирных домах ...:
...
2. Обязать ООО <данные изъяты> заключить договоры энергоснабжения (купли-продажи или поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и горячего водоснабжения) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги соответствующего вида (горячее водоснабжение, электроснабжение, отопление) в многоквартирных домах ...: ..., в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
3. Обязать ООО <данные изъяты> осуществлять начисление и прием платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, электроснабжению, отоплению в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах ...: ...
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ... К, действующая на основании прав по должности, заявленные требования поддержала в полном объеме, на иске настаивала по основаниям, указанным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика ООО <данные изъяты> не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьих лиц – ПАО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> Н, действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В письменном отзыве на иск указала, что требования прокурора ... поддержала, представила письменный отзыв, который приобщен к делу.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела, исследовав представленные по делу доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено:
ООО <данные изъяты> на основании лицензии № от ** осуществляет в ... деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами и управляет многоквартирными домами: ... на основании договоров управления многоквартирными домами, заключенных с собственниками помещений данных многоквартирных домов. Данные договора представлены в материалы дела.
В связи с обращением председателя Совета многоквартирного ... ... С Прокуратурой ... проведена проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> жилищного законодательства в части исполнения обязанностей управляющей организации по предоставлению потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению, отоплению, электроснабжению, а также по начислению и приему от потребителей платы за эти коммунальные услуги.
Проверкой установлено бездействие ООО <данные изъяты> по осуществлению вышеуказанных обязанностей, что явилось основанием для обращения Прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Анализируя представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора ..., т.к. данные требования являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст.ст. 153, 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за горячее водоснабжение, электроснабжение, отопление.
В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
В силу ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. № 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с ч.3 ст.162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должен быть предусмотрен перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
В соответствии с подп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ** N 354 (Правила №), условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, способом управления которым выбрано управление через управляющую организацию, определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В силу ч.7 ст.155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно ч.12 ст.161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, электроснабжение, отопление.
В силу вышеуказанных норм жилищного законодательства управляющая организация, являясь исполнителем коммунальных услуг для граждан, в отношениях с ресурсоснабжающей организацией выступает покупателем электрической, тепловой энергии в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение).
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п.п.13,31 Правил №).
Согласно п. 14 Правил № управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпункта 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Согласно п. 7 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее Правила № 124) документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг (п.4 Правил № 124).
В соответствии с п.5 Правил №124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и правилами №124 (п. 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
В целях реализации ст.162 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила № 416).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (п.2 Правила N 416).
Согласно подп. «д», «ж» п.4 Правил №416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в частности, следующих стандартов: организацией оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключением с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
оформлением платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
осуществлением управляющими организациями, расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
ведением претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ООО <данные изъяты> на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Кроме того, ООО <данные изъяты> осуществляя деятельность по управлению вышеуказанными многоквартирными домами, не может в нарушение императивных норм законодательства выполнять только часть стандартов по управлению многоквартирным домом, не оказывая жителям данных многоквартирных домов коммунальные услуги по тепло - и электроснабжению и не осуществляя за них расчеты.
В нарушение требований ч.12 ст.161 ЖК РФ, подп. «д» п. 4 Правил №, п.п.13,14,31 Правил №, п.68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, п.п.4,5,7 Правил № ООО <данные изъяты> не исполнило обязанность управляющей организации заключить договоры энергоснабжения (купли-продажи или поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и горячего водоснабжения) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги соответствующего вида (горячее водоснабжение, электроснабжение, отопление) в вышеуказанных многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО <данные изъяты>
В соответствии с ч. 7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Собственники жилых помещений в многоквартирных жилых домах: ... приняли решение вносить плату напрямую ресурсоснабжающим организациям в порядке ч.7.1 ст.155 ЖК РФ.
Согласно п. 27 Правил №, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с ООО <данные изъяты> как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Вместе с тем, ООО <данные изъяты> ни в ходе проверки Прокурором ..., ни в ходе судебного разбирательства не были представлены доказательства, подтверждающие наличие такого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах ...: ...
Поскольку в силу вышеуказанных норм права предоставление коммунальных услуг должно осуществляться управляющей организацией, то передача управляющей организацией полномочий по организации и осуществлению расчетов за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации без согласия собственников помещений в многоквартирном доме противоречит закону.
В нарушение требований ч.ч.7 и 7.1 ст.155 ЖК РФ, подп. «ж» п. 4 Правил № ООО <данные изъяты> делегировало полномочия по организации и осуществлению расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, электроснабжению, отоплению в отношении собственников и пользователей помещений в вышеперечисленных многоквартирных домах ресурсоснабжающей организации ООО <данные изъяты> Документы, подтверждающие правомерность передачи полномочий по организации и осуществлению расчетов за коммунальные услуги от ООО <данные изъяты> к ООО <данные изъяты> ответчиком суду не представлены. В ходе проведения проверки установлено, что протоколы общих собраний собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги напрямую в ООО <данные изъяты> отсутствуют.
По результатам прокурорской проверки 22.07.2015г. в адрес ООО <данные изъяты> внесено представление прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства. Требования прокурора об исполнении управляющей организацией обязанности по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, по начислению и приему платы за коммунальные услуги ООО <данные изъяты> до настоящего времени не исполнены, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы по управлению вышеуказанными многоквартирными домами.
Непринятие ООО <данные изъяты> мер к заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров ресурсоснабжения для предоставления потребителям коммунальных услуг (горячее водоснабжение, электроснабжение, отопление), а также по начислению и приему от жителей многоквартирных домов платы за эти коммунальные услуги ущемляет права и законные интересы неопределенного круга потребителей – населения Ангарского городского округа, в связи с чем, требования Прокурора ... являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие ООО <данные изъяты> выразившееся в незаключении договоров энергоснабжения (купли-продажи или поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и горячего водоснабжения) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги соответствующего вида (горячее водоснабжение, электроснабжение, отопление) в многоквартирных домах: : ...
Обязать ООО <данные изъяты> заключить договоры энергоснабжения (купли-продажи или поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и горячего водоснабжения) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги соответствующего вида (горячее водоснабжение, электроснабжение, отопление) в многоквартирных домах: ... в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО <данные изъяты> осуществлять начисление и прием платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, электроснабжению, отоплению в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах: ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, т.е. с **.
Судья М.В. Ягжова