Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Альшеевский районный суд РБ в составе:
председательствующего судьи Гаршина М.Е.,
с участием помощника прокурора <адрес> РБ ФИО3,
главы сельского поселения <адрес> сельский совет муниципального района <адрес> РБ ФИО4,
при секретаре Абитовой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> РБ в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <адрес> сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по переводу земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> РБ обратился в Альшеевский районный суд РБ с исковым заявлением, в котором просил суд:
- признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ по организации сбора и транспортирования отходов путем организации перевода земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, оборудования площадки для временного складирования отходов в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующего транспортирования.
-возложить на администрацию сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ обязанность в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу: обратиться в порядке, предусмотренном ст. 3, 7, 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; и организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым № путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование.
Исковое требование истец мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> во исполнение Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», Указания прокурора Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка экологического законодательства в деятельности администраций сельских поселений МР <адрес> РБ, по результатам которой установлено следующее.
В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В сфере обращения с отходами полномочия органов местного самоуправления сельского поселения включают в себя участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как показала проверка, названные полномочия администрацией СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ реализованы ненадлежащим образом.
Так, администрацией СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком с кадастровым №, категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – свалка.
Свалка является местонахождением отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается (п. 4.16 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст).
Отходы, размещаемые на указанной свалке, хранятся постоянно, то есть фактически на земельном участке с кадастровым № производится захоронение отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в качестве одного из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами названа охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ст. 3). В этой связи названный Закон устанавливает определенные требования к объектам, на которых производится захоронение отходов.
Свалки твердых бытовых и промышленных отходов не могут являться природоохранными сооружениями - объектами размещения отходов, о чем указано в письме Росприроднадзора от 16.12.2013 № ВК-03-03-36/18858 «О разъяснении норм законодательства по лицензированию». Соответственно, при захоронении отходов на территории Ташлинского сельсовета не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды. Допущенное администрацией Ташлинского сельсовета бездействие по решению вопросов местного значения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов сельского поселения на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды).
По причине несоответствия свалки отходов <адрес> сельсовета предъявляемым к объектам размещения отходов требованиям, данный объект не включен в утвержденный государственный реестр объектов размещения отходов (согласно Приложения к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №), что на основании п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» привело к невозможности размещения отходов на этой свалке.
Не смотря на данное обстоятельство мер, направленных на приведение свалки отходов на земельном участке с кадастровым № в соответствие действующему законодательству, администрацией Ташлинского сельсовета не принималось.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор отходов предполагает их прием или поступление от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
В качестве объектов, где допускается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, являются места площадки), обустроенные в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», определение понятия «накопление отходов»).Требования к временному складированию отходов определены «Сан- ПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН). В частности, в п. 3.2 СанПиН предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Для временного складирования отходов на открытой площадке надлежит соблюдать следующие условия, которые установлены п. 3.7 СанПиН: открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Настоящая проверка показала, что в нарушение вышеприведенных требований отходы складируются непосредственно на земле в условиях воздействия атмосферных осадков и ветров, отсутствует обваловка площадки.
Кроме того, свалка отходов находится на земельном участке, категория которого - земли сельскохозяйственного назначения не позволяет осуществлять на нем деятельность, связанную с обращением с отходами. Так, в силу ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Под сельскохозяйственным производством, как определено в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Между тем, «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» (утвержден постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17) и «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454 - ст) в разделах «А. Продукция и услуги сельского хозяйства, охоты и лесоводства» и «А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» соответственно не относят деятельность по обращению с отходами к сельскохозяйственному производству.
В настоящее время в связи с нахождением свалки отходов на не предусмотренном для захоронения отходов земельном участке использование населением <адрес> сельсовета этой свалки, в т.ч. для временного складирования отходов является незаконным.
Для перевода земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую временное складирование отходов на земельном участке (в данном случае - в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения) администрации <адрес> сельсовета в соответствии с ст. 3,7,15 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», необходимо обратиться в министерство земельных и имущественных отношений РБ с ходатайством о переводе земельного участка из одной категорию в другую и необходимыми документами.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку бездействием администрации муниципального образования <адрес> сельсовет по организации сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым №, изменению категории этого земельного участка нарушается право неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов сельского поселения на благоприятную окружающую среду, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим заявлением.
Представитель истца помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании исковое требование поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика глава администрации СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ ФИО4 в судебном заседании исковые требования признал.
.
Представить <адрес> ТУ Минэкологии РБ в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без их участия.
Суд, исковое требование истца считает подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Представитель ответчика полностью признал исковое требование, которое суд принимает, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ по организации сбора и транспортирования отходов путем организации перевода земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, оборудования площадки для временного складирования отходов в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующего транспортирования, - незаконным.
Возложить на администрацию сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ обязанность в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу: обратиться в порядке, предусмотренном ст. 3, 7, 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; и организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым № путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца.
Председательствующий судья: Гаршин М.Е.