Дело № 2-817/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2018 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым, в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре судебного заседания Доценко А.А.,
с участием представителя истца ФИО13, представителя Администрации <адрес> ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации г. Алушты, третьи лица Нотариус Неведомский В.А., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Байбуганов Н.Ш. обратился в суд с иском к Администрации г. Алушты, признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование требований, указав, что после смерти ФИО19 (отца истца), умершего ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство, состоящее из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Наследство принято истцом ДД.ММ.ГГГГ путем подачи нотариусу Неведомскому В.А. заявления о принятии наследства, открыто наследственное дело №. Другие наследники — ФИО7 Т., ФИО10 и ФИО11 отказались от наследства, подав нотариусу заявления об отказе от наследства.
Право собственности на земельный участок не зарегистрировано за наследодателем ФИО4, что препятствует истцу в оформлении наследственных прав путем получения свидетельства о праве на наследство на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Алуштинского городского нотариального округа РК Неведомским В.А. истцу дано разъяснение об отсутствии оснований для выдачи свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок, в связи с тем, что не представлен государственный акт, подтверждающий право собственности наследодателя на земельный участок на день открытия наследства и необходимости обращения в суд.
Решением Исполнительного комитета Малореченского сельского совета г. Алушты АРК от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО20 передан бесплатно в частную собственность земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, площадью <данные изъяты> га, расположенный в <адрес>, № (подтверждается копией выписки из решения).
ДД.ММ.ГГГГ. решением №й сессии №-го созыва Малореченского сельского совета г. Алушты АРК № решение исполнительного комитета Малореченского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено. Малореченский сельский совет пунктом 2 данного решения утвердил: «считать в собственности ФИО21ФИО7 земельный участок <данные изъяты> га, расположенный в <адрес> для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома».
Согласно земельно-кадастровой книги за наследодателем ФИО22. числится земельный участок площадью <данные изъяты> га для жилищного строительства и обслуживания, подтверждается архивной копией из земельно-кадастровой книги.
Решением Исполнительного комитета Малореченского сельского совета г. Алушты АРК от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО23. передан бесплатно в частную собственность земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, площадью 0,069 га, расположенный в <адрес>, № ДД.ММ.ГГГГ. Решением <данные изъяты>й сессии <данные изъяты>го созыва Малореченского сельского совета <адрес> АРК № решение исполнительного комитета Малореченского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено.
Таким образом, при разрешении спора следует учитывать нормы законодательства Украины, поскольку правоотношения, относительно возникновения права собственности наследодателя на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> га, возникли в период, когда недвижимое имущество находилось в Украине.
На момент передачи указанного земельного участка в собственность ФИО24 на территории Республики Крым вопросы о возникновении и прекращении права собственности на земельный участок регулировались Земельным кодексом Украины 18.12.1990 г. (в редакции от 22.06.1993г.), Гражданским кодексом УССР от 18.07.1963г. (в редакции от 27.12.1996г.), Законом Украины «О собственности» от 7 февраля 1991г. N 697-X1I, Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26.12.1992 г.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год наследодателю государственный акт на земельный участок не выдавался на основании п. 6 Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26.12.1992г.. однако само по себе решение совета о передаче земельного участка в собственность свидетельствовало о приобретении ФИО25 права собственности на указанный земельный участок.
ФИО26 принадлежащий ему земельный участок не отчуждал, от него не отказывался и принудительно у него земельный участок не был изъят.
Таким образом, решение исполнительного комитета Малореченского сельского совета г. Алушты АРК от ДД.ММ.ГГГГ. № и Решение №-й сессии №-го созыва исполнительного комитета Малореченского сельского совета г. Алушты АРК № о передаче в частную собственность бесплатно земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома ФИО27 выдано в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания акта на момент издания и в пределах их компетенции. Следовательно, такое решение является основанием для регистрации права собственности.
При жизни ФИО28 фактически владел и пользовался вышеназванным земельным участком как собственным, но не получил правоустанавливающие документы на земельный участок.
ФИО29 просил суд признать за ним право собственности в порядке наследования по закону после смерти отца ФИО30, умершего ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> га.
Истец Байбуганов Н.Ш., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, свои интересы доверил представлять ФИО13
Представитель истца ФИО13 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> право собственности в порядке наследования по закону после смерти отца ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> га.
Представитель ответчика Администрации г. Алушта по доверенности ФИО12 возражал против удовлетворения иска, указывая на то, что право наследодателя на спорное наследственное имущество в соответствии с законом не было зарегистрировано, в связи с этим у наследника не возникло право универсального правопреемства.
Третьи лица нотариус Алуштинского городского нотариального округа Неведомский В.А., представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили. Просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав материала дела, суд находит иск, подлежащим удовлетворению на основании следующих обстоятельств и соответствующих им правоотношений.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
ФИО31 ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты>
ФИО32 является сыном ФИО33 что подтверждается свидетельством о рождении <данные изъяты>
После смерти ФИО34 открылось наследство, состоящее из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Наследство принято истцом ДД.ММ.ГГГГ путем подачи нотариусу ФИО14 заявления о принятии наследства, открыто наследственное дело №. Другие наследники: ФИО35 отказались от наследства, подав нотариусу заявления об отказе от наследства.
Решением Исполнительного комитета Малореченского сельского совета г. Алушты АРК от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО36 передан бесплатно в частную собственность земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, площадью <данные изъяты> га, расположенный в <адрес>, № (подтверждается копией выписки из решения) <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. решением <данные изъяты>-й сессии <данные изъяты>-го созыва Малореченского сельского совета г. Алушты АРК № решение исполнительного комитета Малореченского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено. Малореченский сельский совет пунктом 2 данного решения утвердил: «считать в собственности ФИО37 земельный участок <данные изъяты> га, расположенный в <адрес> для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома».
Согласно земельно-кадастровой книги за наследодателем ФИО38 числится земельный участок площадью 0,1153 га для жилищного строительства и обслуживания, подтверждается архивной копией из земельно-кадастровой книги (л.д.11).
Решением Исполнительного комитета Малореченского сельского совета <адрес> АРК от 30.09.1999г. № ФИО7 Ш.Ш. передан бесплатно в частную собственность земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, площадью 0,069 га, расположенный в <адрес>, №ДД.ММ.ГГГГ.2009г. Решением 43-й сессии 5-го созыва Малореченского сельского совета <адрес> АРК № решение исполнительного комитета Малореченского сельского совета от 30.09.1999г № было утверждено.
Право собственности на земельный участок не зарегистрировано за наследодателем ФИО4, что препятствует истцу в оформлении наследственных прав путем получения свидетельства о праве на наследство на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Алуштинского городского нотариального округа РК Неведомским В.А. истцу дано разъяснение об отсутствии оснований для выдачи свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок, в связи с тем, что не представлен государственный акт, подтверждающий право собственности наследодателя на земельный участок на день открытия наследства и необходимости обращения в суд (л.д.14).
При разрешении спора, с учетом положений ст.4 ГК РФ, ст. 11 ГПК РФ, подлежат применению нормы законодательства Российской Федерации, с учетом отдельных положений норм украинского законодательства, которым регулировались вопросы предоставления земельных участков в собственность и возникновения права собственности на земельные участки.
Согласно ч. 2 ст. 218 и ст. 1111 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Наследование по закону имеет место, когда оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ч. 1 ст. 1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяется по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
На момент передачи указанного земельного участка в собственность ФИО15 на территории Республики Крым вопросы о возникновении и прекращении права собственности на земельный участок регулировались Земельным кодексом ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), Гражданским кодексом УССР от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ), Законом ФИО6 «О собственности » от ДД.ММ.ГГГГ року N 697-ХП, Декретом ФИО3 «О приватизации земельных участков » от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным Декретом КМ Украины сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов обязывались обеспечить в течение 1993 года передачу гражданам Украины в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного - подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины, (пункт 1).
Из содержания пункта 3 Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ, следовало, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
В соответствии с абз. 1 ст. 128 Гражданского кодекса УССР, право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 12 Законом Украины «О собственности», в редакции от ДД.ММ.ГГГГ работа граждан является основой создания и приумножение их собственности.
Таким образом, ни Гражданским кодексом УССР, ни Законом Украины «О собственности» не было предусмотрено в качестве основания для возникновения права собственности на земельный участок, государственной регистрации или выдачи государственного акта на право частной собственности на землю.
Подпунктами 1 и 2 ст. 9 ЗК Украины (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: 1) передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользования, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли. Согласно абз. 1 ст. 22 указанного Кодекса, право собственности на землю или право пользования предоставленной земельным участком возникало после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право.
Из анализа указанных норм права следует, что моментом возникновения права собственности на землю являлось установление землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре и получения документа, удостоверяющего это право.
Абзацем 1 статьи 23 ЗК Украины (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалось, что право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые издаются и регистрируются сельскими, поселковыми городскими, районными Советами народных депутатов.
В то же время пунктом 6 Декрета ФИО3 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено действие ст. 23 Земельного кодекса Украины относительно собственников земельных участков, определенных ст. 1 этого Декрета.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, за кадастровым № значится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Таким образом, государственный акт ФИО39 на земельный участок не выдавался на основании и. 6 Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков», однако само по себе решение совета о передаче земельного участка в собственность и внесение записи о праве на земельный участок в земельно-кадастровую книгу свидетельствовало о приобретении наследодателем права собственности на указанный земельный участок в 1999 году.
Из анализа указанных норм права и материалов дела, следует, что у ФИО7 Ш.Ш. возникло право собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> га.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременении» право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, приобретенные согласно действующих нормативно-правовых актов до вступления в законную силу этого Закона, признаются государством. При этом регистрация вещных прав на недвижимость, их обременении осуществлялись только в случае совершения сделок относительно недвижимого имущества, а также по заявлению собственника (владельца) недвижимого имущества.
Таким образом, Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременении» не предусматривалась обязанность лиц, которые приобрели право собственности на земельный участок путем приватизации, провести регистрацию права собственности в порядке, предусмотренном этим законом.
Поскольку у ФИО40 при жизни возникло право собственности на спорный земельный участок, данное имущество входит в состав наследственной массы, открывшейся после его смерти.
Статья 1152 ГК РФ устанавливает, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно части 2 статьи 1153 ГК РФ установлено, что признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Таким образом, принимая во внимание установленные факты и соответствующие им правоотношения, а также оценивая представленные доказательства, суд считает, что за истцом подлежит признанию право собственности на спорный земельный участок.
В силу ст.ст.55-60 ГПК РФ стороной истца приведено достаточно доказательств в обоснование правомерности установления факта принятия им наследства и признания за ним права собственности на имущество в порядке наследования, в связи с чем, суд удовлетворяет исковые требования.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к Администрации г. Алушты, третьи лица Нотариус Неведомский В.А., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности в порядке наследования – удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем п/совет Той-<адрес> право собственности в порядке наследования по закону после смерти отца — ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым нулем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 23.07.2018 года.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко