Решение по делу № 2-980/2015 ~ М-861/2015 от 04.06.2015

дело № 2-980/2015г.

решение в окончательной форме принято 25.06.2015г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2015г.                                     г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего О.В.Галкиной,

с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Я.Л.Горлановой,

при секретаре Т.В.Лангольф,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах Сметаниной <данные изъяты> к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Алейская центральная районная больница» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Сметаниной Е.В. к КГБУЗ «Алейская ЦРБ» о возложении обязанности произвести перерасчёт заработной платы, указывая на то, что Сметанина Е.В. работает в КГБУЗ «Алейская ЦРБ». При начислении и выплате заработной платы Сметаниной Е.В. размер районного коэффициента составляет 1,2. Между тем, ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов. Данная компенсационная выплата на территории г. Алейска законом определена в размере 1,25. Просит обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» произвести перерасчет заработной платы Сметаниной Е.В. с применением районного коэффициента в размере 1,25 с 01.02.2015г. по день вынесения решения; обязать ответчика произвести начисление заработной платы Сметаниной Е.В. со дня вынесения решения с применением районного коэффициента в размере 1,25.

Истица Сметанина Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была надлежащим образом извещена.

В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Я.Л.Горланова доводы искового заявления поддержала в полном объёме. Дополнила, что постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. установлен районный коэффициент для жителей г. Алейска в размере 1,25, в связи, с чем именно данный размер районного коэффициента должен применяться при начислении заработной платы истца.

Представитель КГБУЗ «Алейская ЦРБ» в судебном заседании не присутствовал, о месте и времени судебного заседания был надлежащим образом извещён. В возражениях на исковое заявление просил дело рассмотреть в его отсутствие. Также в возражениях на исковое заявление указал, что КГБУЗ «Алейская ЦРБ» является бюджетным учреждением, её функции носят некоммерческий характер, что подтверждается Уставом учреждения. Кроме того, учредителем КГБУЗ «Алейская ЦРБ» является Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в связи с чем, оплата труда работников учреждения осуществляется на основании нормативных правовых актов Администрации Алтайского края, обязательных к исполнению учреждением. В соответствии со ст. 144 ТК РФ оплата труда работников КГБУЗ «Алейская ЦРБ» производится на основании системы оплаты труда, введенной Отраслевым положением об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2011 г. № 607. КГБУЗ «Алейская ЦРБ» было разработано и утверждено Положение об оплате труда в учреждении, которым определена обоснованная дифференциация оплаты труда всех категорий работников, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Положение об оплате труда учитывает, что работники учреждения работают в особых климатических условиях, в связи с чем им производится доплата за работу в особых климатических условиях (ст. 129 ТК РФ). Сметаниной Е.В. установлен оклад в размере 2018 рублей, выплаты и надбавки согласно Положению об оплате труда. При начислении Сметаниной Е.В. заработной платы в обязательном порядке производится компенсационная выплата - доплата за работу в особых климатических условиях в виде коэффициента 1,20 к начисленной заработной плате, установленной на территории Алейского района распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20.01.1975г. № 39-р. При этом полагает, что коэффициент 1,20, установленный на территории г.Алейска, нельзя считать районным коэффициентом, применяемым в соответствии со ст. ст. 315, 316 ТК РФ, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Предусмотренные ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ требования, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, на возникшие между истцом и КГБУЗ «Алейская ЦРБ» правоотношения не распространяются. Поскольку Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не включён в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 (в ред. от 03.03.2012г.). На сегодняшний день нет законодательного и иного нормативного правового акта бывшего Союза ССР, РСФСР, а также Российской Федерации или органа исполнительной власти Алтайского края, устанавливающего размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах и местностях Алтайского края и порядок её выплаты. Считает, что содержащееся в постановлении Правительства РФ от 27.12.1997 № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» повышение с 01.01.1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края должно быть закреплено нормативным правовым актом органа исполнительной власти Алтайского края. В настоящее время такой документ отсутствует. Вместе с тем, положения указанного выше постановления противоречат постановлению Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1237, в приложении к которому установлены размеры коэффициентов, а также районы, в которых они применяются. Согласно п. 8 приложения к постановлению Правительства РФ от 30.11.2011г. № 1237 районы, в которых применяется коэффициент 1,25, - г. Славгород; г. Алейск и Алейский район в данном пункте не указаны. Кроме того, просит применить срок исковой давности в соответствии со ст. 392 ТК РФ, указывая на то, что перерасчёт может быть проведён с даты регистрации иска в суде.

Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указал следующее. Прокурором Алейского района Алтайского края в интересах работника краевого учреждения здравоохранения предъявлены исковые требования к КГБУЗ «Алейская ЦРБ» о взыскании недоначисленной заработной платы. Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, рассмотрев исковые требования, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям изложенным ниже. Ст. 37 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата состоит из окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Действовавшее до 01.09.2007г. правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 года N 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006г. N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст. 133 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года 90-ФЗ). Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01.09.2007г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст. 133 ТК РФ). С учетом вышеприведенных норм закона следует признать, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данное указано в кассационном определении СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 24.10.2011г. по делу № 33-10605. Более этого, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009г., утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.03.2010 также была высказана позиция о том, что размер окладов определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не может быть ниже МРОТ без учета выплаты компенсационного, стимулирующего характера, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Однако в последующем постановлением Президиума Верховного суда от 16.06.2010 данное в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2009г. разъяснение было отозвано. Таким образом, в оклад Истца не включены выплаты компенсационного (районный коэффициент), стимулирующего и социального характера, а тот факт, что должностной оклад Истца ниже размера МРОТ для трудоспособного населения, сам по себе не свидетельствует об установлении работнику несправедливого размера заработной платы и как следствие о нарушение его прав в области оплаты труда. МРОТу должна соответствовать зарплата за месяц (нормы ст. 129, 135 ТК РФ), а не базовые тариф, ставка, оклад. Согласно ст. 144 ТК РФ система оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Заработная плата работников государственных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. В связи с этим 26.10.2011 Администрацией Алтайского края принято постановление № 607 «Об утверждении Отраслевого положения об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности», которым установлены минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам, размеры повышающих коэффициентов к окладам, условия осуществления и порядок выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 18.03.2011 № 128 «О введении отраслевых систем оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных), а также работников учреждений (организаций), финансируемых за счет средств краевого бюджета» перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера и критериями их установления (п. 1.3. постановления Администрации Алтайского края от 26.10.2011 № 607). КГБУЗ «Алейская ЦРБ» при выплате заработной платы работникам руководствуется вышеуказанными нормативными правовыми актами Алтайского края. Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 г. № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работникам бюджетной сферы осуществляются за счет средств бюджета Алтайского края. Таким образом, расходные обязательства по выплате повышенного районного коэффициента являются обязательствами Администрации Алтайского края и предусматривают принятие нормативного правового акта на уровне субъекта Российской Федерации, что является непосредственной прерогативой высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Понуждение к правотворческой деятельности не допускается действующим законодательством. Помимо вышеизложенного, требования прокурора о необходимости произвести перерасчет заработной платы с 01.02.2015 путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 25% и надбавки за стаж работы не могут быть удовлетворены судом поскольку ст. 392 ТК РФ, а также постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.04.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом для признания правоотношений длящимися, в соответствии с п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 необходимо, что бы заработная плата была начислена, но не выплачена (указанной позиции придерживается Верховный суд РФ в своем определении от 16.11.2012 № 72-КГ12-2). Однако заработная плата не начислялась и не выплачивалась по основаниям изложенным выше. Материальный истец знала о том, что ей не осуществляется надлежащим образом начисление и выплата заработанной платы, поскольку ежемесячно всем сотрудникам КГБУЗ «Алейская ЦРБ» вручаются расчетные листы заработанной платы, в которых содержится указание на ее составные части и их размер. Таким образом, получая заработанную плату ежемесячно и в производимых работодателем расчетах по ее начислению истцы не могли не знать о нарушении своих прав. Более этого, постановление Правительства Российской Федерации № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято 27 декабря 1997 г., а следовательно у материального истца было достаточно времени ознакомится с ним и обратиться в суд за защитой нарушенного права. Однако за защитой своего нарушенного права истец обратился лишь в 2015 году в связи с чем, срок исковой давности для разрешения судом индивидуальных трудовых споров является пропущенным без уважительных причин и основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Суд считает в соответствии со ст. 167 ГПК РФ возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Горланову Я.Л., настаивавшего на удовлетворении исковых требований, исследовав представленные материалы, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со ст. 37 Конституцией РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы (оплаты труда работника) включаются: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера); стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ч. 2 ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).

Системное толкование положений ст. ст. 129, 146, 148 ТК РФ позволяет сделать вывод, что в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями путём применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.

Такими нормативно-правовыми актами являются постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971г. № 325/24, распоряжение Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р, Постановление Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г., установившими применение районного коэффициента к заработной плате всех работников на отдельных территориях Алтайского края, включая г. Алейск.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971г. № 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р установлены размеры районных коэффициентов к заработной плате работников на отдельных территориях Алтайского края, включая Алейский район.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для г. Алейска. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять работникам бюджетной сферы за счёт средств бюджета Алтайского края.

Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. районный коэффициент к заработной плате на территории г. Алейска определён в размере 1,25.

Как установлено судом и подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ., Сметанина Е.В. работает <данные изъяты> КГБУЗ «Алейская ЦРБ».

Из материалов дела следует, что размер районного коэффициента, начисляемый на заработную плату истца за февраль, март, апрель 2015г. составил 1,20.

При таких обстоятельствах право истца на получение заработной платы с применением районного коэффициента 1,25 нарушено и подлежит восстановлению.

Согласно ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.

Постановление № 1631 от 27.12.1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом – Правительством РФ; в этом постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, включая г. Алейск, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие, и источники финансирования затрат на эти цели.

Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25, по мнению суда, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку постановление Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.

Ссылка представителя ответчика на применение положений постановления Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1237 не состоятельна, поскольку указанное выше постановление Правительства РФ регулирует порядок применения коэффициентов для расчёта денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу, и не распространяется на медицинских работников бюджетной сферы.

Представителем ответчика, третьего лица заявлено о применении срока исковой давности.

Исследовав представленные материалы, суд считает, что требования о восстановлении нарушенного права истицей заявлены в пределах срока давности по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Таким образом, начало течения трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В соответствии со ст. 136 ТК РФ расчетный листок является письменной формой извещения работника работодателем о составных частях заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей к выплате; расчетный листок выдается работнику при выплате заработной платы.

Истец обратился в суд с заявлением о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет зарплаты с 01.02.2015г.

Из материалов дела следует, что выплата заработной платы производится с 5 по 10 число каждого месяца. Следовательно, о составных частях заработной платы, причитающейся ей за февраль 2015г., она узнала с 05 марта по 10 марта 2015г., исковое заявление в её интересах подано 04.06.2015г., то есть в пределах срока исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ:

Исковые требования Алейского межрайонного прокурора в интересах Сметаниной <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» с 01 февраля 2015г. по 25 июня 2015г. произвести Сметаниной <данные изъяты> перерасчёт заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1,25.

Обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» с 26 июня 2015г. производить начисление заработной платы Сметаниной <данные изъяты> с применением районного коэффициента в размере 1,25.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через отдел судопроизводства Алейского городского суда.

Судья                                    О.В.Галкина

2-980/2015 ~ М-861/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алейский межрайонный прокурор в интересах Сметаниной Евгении Владимировны
Сметанина Евгения Владимировна
Ответчики
КГБУЗ "Алейская ЦРБ"
Другие
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Галкина Оксана Владимировна
Дело на странице суда
aleysky--alt.sudrf.ru
04.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2015Передача материалов судье
05.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2015Судебное заседание
25.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2015Дело оформлено
17.08.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее