Дело № 2-1210/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 июня 2018 года город Казань
Авиастроительный районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи А.Х. Закировой,
при секретаре Л.А. Билаловой,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой М.П. к ГУ – Управление Пенсионного фонда в Авиастроительном районе города Казани о включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную страховую пенсию,
у с т а н о в и л :
истец обратилась в суд с иском к УПФ России в Авиастроительном районе города Казани в вышеприведенной формулировке. В обоснование исковых требований указала, что 23 января 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Однако решением ответчика в назначении досрочной пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж ответчик не включил периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в средней школе № <адрес>, период административного отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя татарского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя татарского языка и литературы на 0,5 ставки в МБОУ «Лицей №».
Считая отказ необоснованным, истец просит признать решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; включить вышеуказанные спорные периоды в специальный стаж; считать датой подачи заявления и документов в УПФ Авиастроительного района г. Казани - ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем исковые требования уточнены: истец просит считать датой подачи заявления в Пенсионный фонд – ДД.ММ.ГГГГ, обязав ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с указанной даты (л.д. 53). В остальной части исковые требования остались без изменения.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования, подтвердив изложенные в заявлении и дополнениях к нему обстоятельства.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление и дополнение к нему.
Выслушав пояснения истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В части 4 статьи 30 данного Закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781). Указанный Список и Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 8-9).
Решением УПФ в Авиастроительном районе г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в досрочном назначении страховой пенсии за отсутствием требуемого специального стажа 25 лет (л.д. 8). Подлежащий зачету специальный стаж составил 24 года 6 месяцев 9 дней (л.д. 8-9).
При определении права на досрочное назначение пенсии ответчик исключил из специального стажа истицы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в средней школе № <адрес>, поскольку Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, наименование должности «старшая пионервожатая» не предусмотрено (л.д. 8).
Суд полагает, что отказ ответчика во включении данного периода в специальный педагогический стаж истца является обоснованным, при этом исходит из следующего.
Согласно записям в трудовой книжке и справке работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности старшей пионервожатой в средней школе № (л.д. 10-11, 15).
Действующими на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Списком, утвержденными постановлением Правительства РФ № 781, не предусмотрено включение в специальный стаж работникам просвещения периода их работы в должности пионервожатых.
Не предусмотрено включение такого периода в специальный стаж и ранее действовавшими Списком № 463 от 06.09.1991 года и Списком № 1067 от 22.09.1999 года, введенным в действие с 01.11.1999 года.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктами 2 и 4 которого было предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Однако в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 не подлежит применению на территории Российской Федерации с 01.10.1993 года.
Учитывая изложенное, оснований для зачета в специальный саж истицы периода работы с 01 октября 1993 года по 09 мая 1994 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № 23 Ново-Савиновского района г. Казани, у суда не имеется.
При определении права на досрочное назначении пенсии ответчик исключил также из специального стажа истицы период административного отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя татарского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» Авиастроительного района г. Казани (л.д. 8).
Суд соглашается с выводом ответчика и исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку спорный периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком имел место после 6 октября 1992 года, то суд полагает, что ответчиком обосновано отказано в зачете данного периода в специальный педагогический стаж.
Ответчиком также не засчитан в специальный педагогический стаж истицы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя татарского языка и литературы на 0,5 ставки в МБОУ «Лицей №», поскольку не соблюдается пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях детей, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8).
Так, в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781,периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 191 от 03.04.2003 г. "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям специальных дисциплин школ, гимназий, лицеев составляет 18 часов.
Аналогичная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы предусмотрена пунктом 2.8.1. Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", согласно которому норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).
Согласно уточняющей справке работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности учителя татарского языка и литературы в МБОУ «Лицей №» на 0,5 ставки (л.д. 39).
В соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица усматривается, что за указанный период сведения о стаже истицы сданы с ко<адрес>-ПД 0:0 (0,50) (л.д. 38).
Следовательно, полная учебная нагрузка учителя в данный период истицей не вырабатывалась.
Отсутствие у истицы требуемой нормы педагогической нагрузки учителя и необходимой продолжительности рабочего времени по указанной должности свидетельствует о невозможности зачета спорного периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
Истица просит считать датой подачи заявления и документов в УПФ Авиастроительного района г. Казани ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что обратилась к ответчику в электронном виде посредством программы «Такснет-Референт» именно ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).
Между тем в силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Аналогичные условия назначения трудовой пенсии содержались в пункте 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими предоставлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона (часть 2 статьи 22 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 24, 25 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 N 884н.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.
Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Представленная истицей расписка подтверждает лишь доставку файла работодателя с электронными образами документов для проведения заблаговременной подготовки документов к назначению пенсии, и не свидетельствует о соблюдении обязательного заявительного порядка обращения за назначением пенсии (л.д. 23).
В установленном законом порядке с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии истица обратилась к ответчику лишь 23 января 2018 года, о чем выдана расписка в принятии заявления (л.д. 46-48, 49).
Следовательно, законных оснований для изменения указанной даты и назначении с указанной даты досрочной страховой пенсии у суда не имеется.
Принимая во внимание, что на момент обращения истицы в Пенсионный фонд 23 января 2018 года её специальный стаж составлял менее 25 лет (24 года 6 месяцев 9 дней), то право на досрочное назначение страховой пенсии у нее не возникло.
При таких обстоятельствах, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Захаровой М.П. к ГУ – Управление Пенсионного фонда в Авиастроительном районе города Казани о включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную страховую пенсию отказать.
Решением может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Авиастроительный районный суд города Казани.
Председательствующий: А.Х.Закирова.