Дело № 2-104/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2017 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., при секретаре Цобенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Белоярского сельсовета к АО «Разрез Изыхский» об обязании принять меры к утверждению проекта санитарно-защитной зоны АО «Разрез Изыхский»,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Белоярского сельсовета обратилась в Алтайский районный суд с иском к Акционерному обществу «Разрез Изыхский» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и утвердить его в установленном законом порядке, мотивируя требования тем, что на основании договора аренды земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Разрез Изыхский» является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> № 1», предназначенного для производства горных работ. Указанный земельный участок относится к категории земель промышленности с разрешенным использованием для производства горных работ. На земельном участке расположены участки недр № 1, 2, 3 Изыхского каменноугольного месторождения. АО «Разрез Изыхский» выдана лицензия для разработки открытым способом каменного угля на указанных участках. Утвержденный в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны у ответчика отсутствует. В границах предполагаемой санитарно-защитной зоны в размере 1000 м от участка № расположены земельные участки с видом разрешенного использования для дачного хозяйства, принадлежащие гражданам на праве собственности. Администрацией Белоярского сельсовета с учетом установленной в Генеральном плане Белоярского сельсовета санитарно-защитной зоны в размере 100 м от участка № АО «Разрез Изыхский» образовано 1262 земельных участка для индивидуального жилищного строительства, из них 662 земельных участка предоставлены жителям Алтайского района. Отсутствие утвержденного в установленном законодательством порядке проекта санитарно-защитной зоны нарушает права и законные интересы землепользователей и собственников земельных участков, расположенных в предполагаемой санитарной зоне от участка №. Ссылаясь на положения Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 полагая, что разработка санитарно-защитной зоны является обязательной, просил обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны и утвердить его в установленном законом порядке.
В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнил исковые требования, просил обязать ответчика принять меры к утверждению проекта санитарно-защитной зоны АО «Разрез Изыхский».
В судебном заседании представители истца Руденко С.В., Блаховская Л.В. исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представители ответчика Барсуков А.С., Килин Д.А. исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку у истца отсутствует право на обращение с данным иском, какие-либо права истца отсутствием у ответчика проекта санитарно-защитной зоны не нарушены. У ответчика отсутствует обязанность по разработке и утверждению проекта санитарно-защитной зоны.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из вышеприведенных положений закона следует, что судебной защите подлежат лишь нарушенные либо оспоренные права лиц, обратившихся с соответствующими заявлениями в суд, либо нарушенные (оспоренные) права иных лиц, в защиту прав и интересов которых имело место обращение в суд.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Согласно пункту 2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования.
Согласно положениям подраздела 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Промышленные объекты и производства» угольные разрезы относятся к I классу опасности с санитарно-защитной зоной 1000 метров.
В соответствии с пунктом 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора аренды земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Разрез Изыхский» является арендатором земельного участка, общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> предназначенного для производства горных работ.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Разрез Изыхский» выдана лицензия серия <данные изъяты> № для разработки открытым способом каменного угля на Изыхском каменноугольном месторождении.
ООО «Экологический центр» разработан проект организации санитарно-защитной зоны для ОАО «Разрез Изыхский», который утвержден исполнительным директором ОАО «Разрез Изыхский».
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 23.09.2017 года признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Белоярского сельсовета от 12.12.2012 года № 79 «Об утверждении генерального плана Белоярского сельсовета» в части установления в отношении предприятия - открытого акционерного общества «Разрез Изыхский» (после изменения наименования - акционерного общества «Разрез Изыхский») размера санитарно-защитной зоны 100 метров и 300 метров.
В своем решении Верховный Суд Республики Хакасия указал, что в силу положений пункта 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона отражается в документах территориального планирования вне зависимости от наличия либо отсутствия проекта санитарно-защитной зоны, разработанного эксплуатирующей организацией.
Согласно частям 3,4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы утверждения генеральных планов поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений они не закреплены за сельскими поселениями.
Согласно п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции от 03.07.2016 года) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Ни в исковом заявлении, ни в ходе рассмотрения дела представители истца не указали, какие права и охраняемые законом интересы муниципального образования Белоярский сельсовет нарушены отсутствием утвержденного проекта санитарно-защитной зоны АО «Разрез Изыхский», и не представил доказательств такого нарушения либо наличия угрозы их нарушения.
Обращаясь с исковым заявлением, истец указал, что отсутствие утвержденного в установленном законодательством порядке проекта санитарно-защитной зоны нарушает права и законные интересы землепользователей и собственников земельных участков, расположенных в предполагаемой санитарной зоне. Однако, законом не предусмотрено право органа местного самоуправления на обращение с данным иском в защиту интересов землепользователей и собственников земельных участков.
При таких обстоятельствах, учитывая, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории поселения и внесению изменений в генеральный план поселения Администрация Белоярского сельсовета не обладает, доказательств нарушения каких-либо прав и охраняемых законом интересов муниципального образования Белоярский сельсовет не представлено, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации Белоярского сельсовета к АО «Разрез Изыхский» об обязании принять меры к утверждению проекта санитарно-защитной зоны АО «Разрез Изыхский» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – с 07.04.2017г.
Судья О.М. Квасова