Дело № 2-1044/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2016 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием помощника прокурора Алтайского района Смолиной М.Н., при секретаре Максимовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Абакана Республики Хакасия в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кружкову А. В. об обязании предоставить льготы отдельным категориям граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Абакана Республики Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Кружкову А.В. об обязании предоставлять отдельным категориям граждан льготы при осуществлении пассажирских перевозок, мотивируя требования тем, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой города по обращению ФИО1, установлено, что ответчик, осуществляя деятельность по перевозке пассажиров, не предоставляет гражданам определенных категорий предусмотренные для них федеральным и региональным законодательством льготы при проезде.
В судебном заседании помощник прокурора Алтайского района Смолина М.Н. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик индивидуальный предприниматель Кружков А.В. с требованиями не согласился.
Представитель ответчика Новожилова Е.Н. с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска оказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ «Управление социальной поддержки населения Алтайского района» Путинцева Н.А. полагает, что требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, в письменном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 789 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
Согласно п. 1, 2, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Частью 3 ст. 26.3.1 указанного закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В силу ч. 2 ст. 153 Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.02.2011 № 62 «Об утверждении Порядка предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия» (далее - Порядок) определен механизм возмещения перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки расходов, понесенных в связи с провозом льготных категорий граждан.
В пунктах 9, 10 Порядка указано, что размер ежемесячно предоставляемой субсидии перевозчикам за льготную перевозку граждан на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования городских и внутрирайонных маршрутов определяется в равных долях от суммы заключенного договора.
Перечисление средств перевозчикам производится ГКУ РХ «УСПН» в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования на счета, открытые в кредитном учреждении.
Таким образом, законодательно урегулирована возможность предпринимателя воспользоваться своими правами на получение субсидии в целях компенсации понесенных им расходов на провоз льготных категорий граждан.
Как усматривается из материалов дела Кружков А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности – деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договорам от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, заключенным между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия и ответчиком, последний осуществляет коммерческую перевозку пассажиров на межмуниципальном пригородном маршруте № МТ «<адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Алтайского района» (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Кружковым А.В. (перевозчик) заключен договор на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия по проезду льготных категорий граждан, по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, по талонам, дающим право на льготный проезд.
Согласно письменным объяснениям Кружкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия он осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному пригородному автобусному маршруту регулярных перевозок № МТ «<адрес>» на автобусе ПАЗ-32054. Затраты на предоставление транспортных услуг возмещаются ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения <адрес>». Льготный автобус осуществляет перевозку три дня в неделю.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что индивидуальный предприниматель Кружков А.В. осуществляет регулярные пассажирские перевозки без предоставления соответствующих льгот отдельным категориям граждан.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ «<░░░░░> – <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░ 26.12.2016 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░