Дело № 12-38/2016
РЕШЕНИЕ
27июля 2016 года г. Алушта
Судья Алуштинского городского суда Изотенко Д.А., с участием представителя заявителя Лисенкова И.В., главного специалиста- государственного инспектораотдела экологического надзора г. Алушты Сайдуллаевой А.Б., помощника прокурора г. Алушты Шкиль Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «База отдыха «Старый Замок» Мезенцева Ю.А., на постановление о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с вышеуказанной жалобой, которая по существу мотивирована тем, что административным органом не были учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, при рассмотрении настоящего дела, кроме того, был нарушен порядок привлечения к административной ответственности, а именно правила проведения проверок, установленных ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так представитель указывает, что вместо Акта проверки была составлена справка для прокуратуры.
Представитель привлекаемого лица Лисенков И.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме, по основаниям изложенным в самой жалобе, дополнительно акцентировал внимание на отсутствии как оснований для проведения проверки так и нарушения при ее проведении.
В отзыве по делу и в ходе судебного заседания представитель административного органа просил суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных им требований, так как считают обжалуемое постановление законным и обоснованным, в судбеном заседании на этом же настаивала представитель министерства Сайдуллаева А.Б..
Помощник прокурора г. Алушты настаивал на законности проведенной проверки, которая проводилась в рамках Закона «О прокуратуре», доказанности состава правонарушения и законности назначенного взыскания.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, заинтересованного лица, заключение прокурора, суд установил следующее.
24.06.2015 года Прокуратурой города Алушты совместно с главным специалистом отдела экологического надзора Южно - Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым Сайдуллаевой А.Б. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха в ООО «База отдыха «Старый замок».
В ходе проведения проверки было установлено, что ООО «База отдыха «Старый замок» эксплуатируются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: котельная и вытяжная система оборудования приготовления пищи столовой административного корпуса базы отдыха.
Котельная предназначенадля подачи горячейводы и отопленияадминистративного и спального корпусов в холодный период времени, оборудована одним котлом марки КС, общей мощностью 50 Квт, который на момент проверки функционировал. Выбросы выходящих газов осуществляются через металлический дымоход. С целью определения загрязнения атмосферного воздуха организованным выбросом загрязняющих веществ от стационарного источника загрязнения - котла, специалистом ГАУ РК «ЦЛАТИ» были отобраны пробы.
Вытяжнаясистема оборудования, приготовления пищи столовойадминистративного корпуса используется для выброса выходящих газов, образующихся в процессе приготовления пищи.
Установлено, что разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух отсутствует, что является нарушением требований ст. 14 «Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране атмосферного воздуха».
Прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ старший государственный инспектор Республики Крым по охране природы - начальник управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО6, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «База отдыха «Старый замок» Мезенцева Ю.А., вынес постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст.8.21. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000,00 руб. за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Не согласившись с принятым постановлением, директором ООО «База отдыха «Старый замок», ДД.ММ.ГГГГ направил в Алуштинский городской суд заявление об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, квалифицируемого по настоящей норме закона, выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу или во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух.
Статья 2.4. КоАП РФ предусматривает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно статье 1 Закона N 96-ФЗ атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) приведено понятие "загрязняющее вещество", под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды дляконкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 14 Закона N 96- ФЗ).
Из представленных в дело доказательств усматривается, что заявитель имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - газовый котел, находящихся в принадлежащей ему котельной, и вытяжную систему.
Факт эксплуатации указанного стационарного источника подтверждается протоколом № 70 от 24.06.2015 измерения содержания загрязняющих веществ в организованных выбросах стационарных источников, актом отбора проб.
Таким образом, суд считает доказанным факт эксплуатации стационарного источника выброса веществ в атмосферный воздух во время проведения проверки Общества.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 579 от 31.12.2010 в соответствии с статьей 22 Федерального закона N 96-ФЗ утвержден порядок установления источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух подлежащих государственному учету и нормированию, а также Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (Приложение N 2).
В этот перечень включены такие вещества, как азот диоксидуглерод оксид, бензапирен. Данные содержащиеся в утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 09.07.1999 Методике определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, свидетельствует о наличии этих вредных (загрязняющих) веществ при сжигании в котлах природного газа.
Таким образом, вне зависимости от количества и концентрации этих вредных веществ в атмосферном воздухе выбросы этих веществ подлежат государственному учету и нормированию.
В этой связи, заявитель обязан был получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Для получения такого разрешения согласно статье 22 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Часть 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ на юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, возложена обязанность обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183, установлено,что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Материалы административного дела представленные Министерством свидетельствуют о том, что заявитель при осуществлении деятельности связанной с эксплуатацией источников выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ нарушил требования установленные в части 1 статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ, пункта 8 Положения N 183, не проводил инвентаризацию выбросов вредных веществ и не обеспечил разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного воздействия на атмосферный воздух, что фактически исключает возможность получения им разрешения на выброс вредных веществ.
Как следует из материалов дела, срок действия разрешения № 110345400/80 на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного 07.02.2009, закончился в марте 2014 года.
Заявителем, меры связанные с необходимостью инвентаризации выбросов и подготовки документов для установления уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, как это следует из материалов дела, были приняты лишь в мае 2015 года, когда был заключен договор № 1/203/2 с ООО «Экологическое предприятие «Меркурий-Крым».
В этой связи суд считает, что административным органом доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения заявителя к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Судом процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении, допущенных со стороны заинтересованного лица, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности, не установлено, наказание назначено в пределах санкции статьи, в минимальном размере.
Таким образом, суд считает, что действия заявителя содержат все признаки правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Относительно доводов заявителя о том, что в нарушение правил проведения проверок, установленных ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ N 294), вместо Акта проверки была составлена справка для прокуратуры, суд считает несостоятельными, поскольку данная проверка была проведена прокуратурой города Алушты с привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в рамках прокурорского надзора.
Согласно п.п. З п. З ст. 1 ФЗ N 294, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
На основании вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований к отмене обжалуемого постановления не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья -
РЕШИЛ:
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - директора ООО «База отдыха «Старый Замок» Мезенцова Ю.А. по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей - оставить без изменения, жалобу директора ООО «база отдыха «Старый Замок» Мезенцова Ю.А. – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии решения, лицами, указанными в ст.25.1-25.5 КоАП РФ.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко