Дело №2-1007/2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Раевский 08 ноября 2017 года
Альшеевский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Аюпова И.Э., при секретаре Бессарабове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Чебенлинский сельский совет МР <адрес> РБ об обязании зарегистрировать право собственности на места захоронения граждан, устранении нарушения законодательства о погребении,
установил:
Истец обратился в Альшеевский районный суд РБ с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию сельского поселения Чебенлинский сельский совет муниципального района <адрес>. северо-восточнее населенного пункта д. Кункас в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
<адрес> по заданию прокуратуры республики ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 7 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О местном самоуправлении» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
В силу статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
При таких обстоятельствах общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч.2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О погребении и похоронном деле» места погребения (с расположенными на них кладбищами) по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Из системного толкования указанных положений можно сделать вывод об отнесении земельных участков, занятых кладбищами к собственности муниципальных образований. Следовательно, земли кладбищ могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а общественные кладбища могут быть только муниципальными. Этот вывод соответствует и положениям ст. 50 ч.2 п. 3 ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 209, ст. 215 ГК РФ, ст. 51 ФЗ РФ №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования; закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательственном праве, в том числе праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.
Следовательно, земли кладбищ могут находиться в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованием во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).
В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения Чебенлинский сельский совет муниципального района <адрес> расположено 6 мест погребения:
- в 300 м. юго-западнее населенного пункта <адрес>,
- в 200 м. севернее населенного пункта д. <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>.
Однако право собственности на земельные участки под местами захоронений не зарегистрированы, земельные участки на кадастровый учет не поставлены, межевание не проводилось.
Не регистрация права собственности на данные земельные участки администрацией сельского поселения Чебенлинский сельский совет муниципального района <адрес> приводит к нарушению прав жителей на организацию и благоустройство территории кладбищ, может привести к обезличиванию территорий данных кладбищ, нарушению прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду, повлечь к незаконному размещению мест захоронения, распространению инфекционных заболеваний, создать угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Старший помощник прокурора Цынаев П.Ю. исковое требование поддержал полностью и дал показания по своему содержанию соответствующие исковому заявлению.
Представитель ответчика глава сельского поселения Чебенлинский сельский совет МР <адрес> РБ Минигалеев В.Р. в судебном заседании исковые требования признал полностью.
Суд, исковое требование истца считает подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии со ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Представитель ответчика полностью признал исковое требование, которое суд принимает, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы сторон и иных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Обязать администрацию сельского поселения Чебенлинский сельский совет муниципального района <адрес>
Срок для исполнения решения Альшеевского районного суда РБ установить 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца.
Председательствующий судья: Аюпов И.Э.
Копия верна.
Судья:________________________
Секретарь суда:________________