Дело № 2-793/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2017 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым, в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре судебного заседания Шпак Т.В.,
с участием представителя ответчика Масленниковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каримовой Ирины Александровны к Администрации г. Алушта, третьи лица Киримов Исроил Раимович, Каминская Олеся Олеговна, Ланчук Олег Олегович, ООО «Алуштинское жилищно – эксплуатационное управление» о признании права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратились в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что она с 1998 года, а с 28.11.2000 года зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>, комната в общежитии №.
В связи с трудовыми отношениями с Алуштинским лечебно - оздоровительном учреждение профсоюзов Украины ЗАО «Укрирофздравница», на сегодняшний день ООО «Санаторий Морской уголок», истице была предоставлена комната № в общежитии по <адрес>. С ней, как с основным нанимателем был заключен договор № от 01.08.2000 года. На ее имя открыт лицевой счет №. В 2004 году в указанной комнате была зарегистрирована дочь истицы Каминская О.О., в 2007 году в комнате был зарегистрирован сын истицы ФИО4, в 2008 году был зарегистрирован муж истицы - Каримов И.Р.
С момента заселения истица вносит квартирную плату и оплачивает коммунальные услуги. Требований о выселении либо об оспаривании правомерности проживания к истице и ее семье не заявлялись.
На сегодняшний день общежитие по адресу: <адрес> в <адрес> находится в Муниципальной собственности, однако Администрация г. Алушты не заключает с истицей договор социального найма жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию г. Алушты с заявлением о заключении договора социального найма комнаты №, в общежитии по <адрес>. В письме Администрации г. Алушта от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в заключении договора социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда по причине не предоставления документа подтверждающего право пользования жилым помещением в <адрес>, <адрес>.
Управляющей компанией по дому №а, <адрес> до 01.03.2017г. являлось Государственное унитарное предприятие «Алуштинское ремонтно-строительное управление». С ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией является Общество с ограниченной ответственностью «Алуштинское жилищно - эксплуатационное управление». Документов являющихся основанием для вселения в общежитие в управляющей компании на хранении не находится.
Истица обращалась в ООО «Санаторий «Морской уголок» с заявлением о получении архивных документов, на основании которых произошло вселение в комнату № общежития, однако ООО «Санаторий «Морской уголок» в письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил, что предоставить документы не предоставляется возможным, так как отсутствуют документы (домовая книга) подтверждающие основание вселения в общежитие по <адрес> в <адрес>.
Истица обратилась в архивный отдел Администрации г. Алушта и в Государственную архивную службу Республик Крым за получением архивных копий документов, являющихся основанием для вселения в спорную комнату, однако в архив документов от ЗАО «Укрнрофздравница» на хранение не передавалось и в архиве отсутствуют запрашиваемые копии документов.
Согласно ответа Заместителя главы Администрации г. Алушта от ДД.ММ.ГГГГ № С-1/473/2-683 балансодержателем общежития с даты постройки являлось Алуштинское дочернее предприятие ЗАО «Укрнрофздравница», предприятие где работала истица.
Так же истица указывает, что она подала заявление в Администрацию г. Алушта, о постановке в очередь и предоставлении земельного участка для жилищного строительства, как льготная категория граждан обеспеченных площадью жилых помещений не более 10 кв. м. Согласно решения Администрации г. Алушта № от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена в очередь за №. Муж истицы также состоит в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях (нуждающегося в улучшении жилых помещений) за номером 451, согласно решению Изобилъненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истица и члены ее семьи нуждаются в жилом помещении, однако Администрация г. Алушты отказываются заключить договор социального найма на комнату в общежитии, которое истица добросовестно использует для проживания с членами своей семьи с 2000 г.
На основании изложенного, истица просит суд, признать за Каримова И.А., право пользования жилым помещением, а именно – комнатой № в общежитии по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.
В судебное заседание истица, её представитель не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика Администрации г. Алушты в судебном заседании возразила в удовлетворении заявленных исковых требований Каримова И.А., просила суд отказать в удовлетворении иска, в связи с отсутствием документа, подтверждающего право на проживание.
Третьи лица ФИО2, Каминская О.О., ФИО4 в судебное заседание не явились, предоставив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица ООО «Алуштинское жилищно – эксплуатационное управление» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил.
Суд с учетом мнения представителя ответчика, которая не возражала в рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и ее представителя, третьих лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
В судебном заседании установлено, что Каримова И.А. (добрачная фамилия ФИО4) с ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>, комната в общежитии №.
По адресу: <адрес>, комната в общежитии №, так же зарегистрированы члены семьи истицы: Каминская О.О. – дочь, ФИО4 – сын, Каримов И.Р. – муж (л.д.17).
В связи с трудовыми отношениями с Алуштинским лечебно - оздоровительном учреждение профсоюзов Украины ЗАО «Укрирофздравница», на сегодняшний день ООО «Санаторий Морской уголок», истице была предоставлена комната № в общежитии по <адрес>.
На имя истицы (Луканчук «ФИО11») открыт лицевой счет №, по адресу: <адрес>, комната в общежитии № (л.д.18). Из представленной копии лицевого счета усматривается. что в нем имеется отметка об основании его открытия – Договор № от ДД.ММ.ГГГГ
Истица вносит квартирную плату и оплачивает коммунальные услуги по вышеуказанному адресу, что подтверждается квитанциями о произведенных оплатах, справкой Алуштинского управления по эксплуатации газового хозяйства (л.д.30).
Представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался факт об отсутствии требований о выселении либо об оспаривании правомерности проживания к истице и ее семье.
Общежитие по адресу: <адрес> в <адрес> находится в Муниципальной собственности, согласно Выписки из реестра имущества, находящегося в собственности Муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.12-19 (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ Каримова И.А. обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Заключение, изменение, прекращение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». В письме Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в заключении договора социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда по причине не предоставления документа подтверждающего право пользования жилым помещением в <адрес>, комната 53 (л.д.21).
Истица обращалась в ООО «Санаторий «Морской уголок» с заявлением о получении архивных документов, на основании которых произошло вселение в комнату № общежития, однако ООО «Санаторий «Морской уголок» в письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил, что предоставить документы не предоставляется возможным, так как отсутствуют документы (домовая книга) подтверждающие основание вселения в общежитие по <адрес> в <адрес> (л.д.25).
Истица так же обратилась в архивный отдел Администрации г. Алушта и в Государственную архивную службу Республик Крым за получением архивных копий документов, являющихся основанием для вселения в спорную комнату, однако в архив документов от ЗАО «Укрнрофздравница» на хранение не передавалось и в архиве отсутствуют запрашиваемые копии документов (л.д.23,24).
Согласно ответа Заместителя главы Администрации г. Алушта от ДД.ММ.ГГГГ № С-1/473/2-683 балансодержателем общежития с даты постройки являлось Алуштинское дочернее предприятие ЗАО «Укрнрофздравница» (л.д.29).
Так же судом установлено, что истица подала заявление в Администрацию г. Алушта, о постановке в очередь и предоставлении земельного участка для жилищного строительства, как льготная категория граждан обеспеченных площадью жилых помещений не более 10 кв. м. Согласно решения Администрации г. Алушта № от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена в очередь за № (л.д.26, 27).
Муж истицы Каримов И.Р. также состоит в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях (нуждающегося в улучшении жилых помещений) за номером 451, согласно решению Изобилъненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).
В силу статей 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР граждане, проживающие в общежитиях (за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением), являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и вправе получить в пользование иное жилое помещение и впоследствии приватизировать его. Тем самым им гарантируется предусмотренное статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности и право иметь имущество в собственности.
В 1986 году истица была принята на работу на постоянной основе в Алуштинский территориальный совет по управлению курортами профсоюзов (переименованное в 1989 году в Алуштинское отделение лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины ЗАО «Укрпрофздравница») на должность повара 6-го разряда (л.д.19).
Согласно с п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 2 ст. 35 Закона Республики Крым №PK/2015 от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым», Граждане, являющиеся основными нанимателями жилых помещений, находившихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственном жилищном фонде, имеют право на заключение договоров социального найма.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. ст. 4-7, 10 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) находившиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд. Жилищный фонд включал в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.
Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (ст. 10 ЖК РСФСР).
Согласно ст. ст. 109-110 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы использовались общежития. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха*граждан, проживавших в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определялся законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могли быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97 ЖК РСФСР).
Постановлением Совета Министров РСФСР №328 от 11.08.1988 года было утверждено «Примерное положение об общежитиях» (далее - Положение), согласно которому был установлен порядок предоставления жилой площади в общежитиях государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и общественных объединений (именуются в дальнейшем - объединения, предприятия, учреждения, организации и учебные заведения) и пользования ею (п.1 Положения).
Общежития предназначались для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно- бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами (п.2 Положения).
Жилая площадь в общежитии предоставлялась рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находилось общежитие. На основании принятого решения администрацией выдавался ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдавался, администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещалось (п. 10 Положения).
Выселение граждан, проживавших в общежитии, производилось по основаниям и в порядке, установленным жилищным законодательством (п.22 Положения).
Из ст. 7 Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (квартирой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст. 7 Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение.
В связи с тем, что Истица была вселена в спорную комнату в общежитии в 1998 году, а зарегистрирована в 2000 году, до вступления Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», то к ней применяются нормы Вводного закона, которыми предусмотрено, что граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу Вводного закона и ЖК РФ приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
При этом несоблюдение письменной формы договора социального найма не может являться основанием для вывода о том, что у лица, в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не возникло право пользования жилым помещением по договору социального найма, поскольку подтверждением заключения договора могут служить различные письменные доказательства, в частности открытие вселившемуся лицу лицевого счета для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (определение Верховного Суда РФ от 06.12.2011 №47-В11-7)
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению что истицей приняты исчерпывающие меры по восстановлению документа,, послужившего основанием для ее вселения и регистрации в жилом помещении по адресу г<адрес> <адрес> <адрес>, возникновение у истицы такого права подтверждено совокупностью представленных истицей доказательств, которые согласуются между собой и являются достаточными для вывода о доказанности наличия у истицы прав, за защитой которых она обратилась в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 11, 12, 55, 56, 98, 194, 195,197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск Каримова И.А. к Администрации г. Алушта, третьи лица ФИО2, Каминская О.О., ФИО4, ООО «Алуштинское жилищно – эксплуатационное управление» о признании права пользования жилым помещением – удовлетворить.
Признать за Каримова И.А., право пользования жилым помещением, а именно – комнатой № в общежитии по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.07.2017 года.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко