Дело № 2-381
2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2018 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи - Реммер М.А., при секретаре – ФИО6, с участием прокурора - ФИО7, представителя третьего лица - ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Администрации <адрес>, третьи лица - Орган опеки и попечительства Администрации <адрес>, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Прокурор <адрес> в интересах ФИО2 обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации <адрес> в которых просит обязать ответчика предоставить несовершеннолетнему ребенку-инвалиду ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в границах муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм, а также с учетом его права на дополнительную площадь.
Исковые требования мотивированны тем, что во время прокурорской проверки были выявлены нарушения норм жилищного законодательства в отношении истца. Администрация <адрес> обладает полномочиями учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлению таким гражданам как ребенок-инвалид в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма, однако, несовершеннолетний ребенок-инвалид ФИО2 на сегодняшний день администрацией муниципального образования городской округ Алушта не обеспечен жилой площадью, чем грубо нарушены его жилищные права и законные интересы.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по тем же основаниям.
Представитель третьего лица - Органа опеки и попечительства Администрации <адрес> просил суд рассмотреть спор на свое усмотрение, с учетом интересов истца как ребенка-инвалида.
Истец, представитель ответчика, представители третьих лиц - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым поступило заявление с просьбой отложить судебное заседание в связи с невозможностью явки представителя. При этом, неявившиеся ответчик и третьи лица не предоставили суду уважительных причин неявки в судебное заседание. От ФИО3 Поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом".
Судом установлено, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ у родителей: ФИО9 - отец, ФИО3 - мать, что следует из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», заболеванием, включенным в список является эпилепсия с частыми припадками (коды заболевания №).
Согласно перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (коды заболевания №).
Из медицинских документов предоставленных в ходе судебного разбирательства следует, что ФИО2 является ребенком-инвалидом.
Кроме того, ФИО2 <данные изъяты>
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден список граждан, принятых на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма. П. 10 указанного списка содержит в себе указание на ФИО3 и ее дочь - ФИО2.
Из письма-ответа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в 2016 году специалистами ГБУ РК «Алуштинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» ФИО3 предложено временное проживание в следующих центрах: ГБУ РК «Центр реабилитации детей и молодежи», ГБУ РК «Центр помощи и временного содержания детей и молодежи №», ГБУ РК «Центр социальной психологической помощи временного содержания для детей и молодежи», ГБУ РК «Центр социальной поддержки семей, детей и молодежи», однако семья ФИО3 переехала в съемное жилье в №. В настоящее время специалистами ГБУ РК «Алуштинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» предложено временное проживание в реабилитационном центре ГБУ РК «Центр социальной поддержки семей, детей и молодежи» по адресу: <адрес>. По согласованию с заявительницей консультация по определению членов семьи в вышеуказанный центр назначена на ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден список граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Внесены изменения в учетные дела: ФИО3, включив в состав семьи № - ФИО4, № года рождения.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной на имя ФИО3, следует, что она принята на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий), согласно Постановлению Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи три человека: ФИО2 - дочь, ФИО4- дочь. Очередь. Едином списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий), №, льготная очередь № по категории «Инвалиды» ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ.
ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>, пгт. Партенит, ул. <адрес>, 7 <адрес>, что следует из письма-ответа ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что у ФИО2 отсутствуют права на объекты недвижимости.
ФИО3 обращалась в государственные органы с заявлением об обеспечении ее с ребенком-инвалидом жильем.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает реализацию права на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. В законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-В09-11, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, должно толковаться как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения; соответственно, жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Более того, суду не предоставлено доказательств того, что Администрация <адрес> обращалась в соответствующие государственные органы с претензией относительно недостаточности субвенций для обеспечения ребенка-инвалида жильем.
На основании изложенного суд приходить к выводу о том, что в нарушение ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Администрацией <адрес> ФИО2 жильем не обеспечена, чем нарушены ее жилищные права, которые подлежат судебной защите.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, ст.ст. 14, 52, 109 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░2 – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.321 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: