Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2014года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Симановской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-402/2014 по заявлениям ФИО1 о признании незаконным бездействие правового отдела администрации <данные изъяты>, администрации <данные изъяты> и возложении обязанности выдать дубликат договора социального найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с требованиями о признании незаконным бездействия правового отдела администрации <данные изъяты> <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>) и возложении на него обязанности устранить нарушения прав заявителя, указывая в обоснование заявленных требований, что зарегистрирована по адресу: ..., ..., где и проживает на основании договора социального найма жилого помещения № от 25.07.2007года.
В 2008 году она утратила свой экземпляр договора, а поскольку сама является инвали... группы и не могла самостоятельно обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> (далее КУМИ администрации <данные изъяты>), то в мае 2013года доверила получение дубликата договора ФИО4, действующему на основании доверенности, однако ему отказали в выдаче дубликата.
** представитель ФИО1 – ФИО6, действующий на основании доверенности, обратился в администрацию <данные изъяты> с заявлением о выдаче дубликата договора социального найма жилого помещения № от **. В соответствии с п. 3 постановления мэра от ** № «О порядке выдачи дубликатов договоров социального найма жилого помещения» оформление и выдача дубликата договора социального найма производится правовым отделом администрации <данные изъяты>.
Однако на заявление ФИО1 от ** был получен ответ из КУМИ администрации <данные изъяты> от 25.11.2013года, который не содержал информации об изготовлении дубликата договора. Отсутствие у ФИО1 экземпляра договора социального найма создает препятствия к осуществлению ее прав. На основании изложенного просит признать бездействие правового отдела администрации <данные изъяты>, выраженное в непредоставлении дубликата договора социального найма жилого помещения № от ** в установленный постановлением мэра <данные изъяты> от ** № срок, незаконным; обязать правовой отдел администрации <данные изъяты> выдать ФИО1 или её представителю, дубликат договора социального найма жилого помещения № от **.
** заявитель, не меняя основания и предмет требований, уточнила их и просит признать бездействие администрации <данные изъяты>, выраженное в непредоставлении дубликата договора социального найма жилого помещения № от ** в установленный постановлением мэра <данные изъяты> от ** № срок, незаконным; обязать администрацию <данные изъяты> выдать ФИО1 или её представителю, дубликат договора социального найма жилого помещения № от **.
В судебное заседание заявительФИО1 не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще.
Представитель заявителя – ФИО6, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, по существу дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлениях, дополнив, что постановление администрации <данные изъяты> от ** № 1551-па, отменившее постановление мэра <данные изъяты> от ** № «О порядке выдачи дубликатов договоров социального найма жилого помещения» является недействующим, поскольку не было опубликовано. На заданные вопросы пояснил, что суд по своему усмотрению должен определить чьё бездействие надлежит признать незаконным и на кого необходимо возложить обязанность выдать дубликат договора социального найма.
Представитель администрации <данные изъяты> ФИО5, действующая на основании доверенности с заявленными требованиями не согласна, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела, дополнив, что письменное обращение ФИО1 в администрацию <данные изъяты> относительно выдачи дубликата договора социального найма поступило 28.10.2013года. Заявление ФИО1 было направлено в КУМИ администрации <данные изъяты> поскольку в соответствии с распоряжением главы администрации <данные изъяты> от ** на указанный орган возложены функции по оформлению договоров социального найма. КУМИ администрации <данные изъяты> необоснованно дал ФИО1 ответ за подписью начальника КУМИ от 25.11.2013года. Однако, хотя и с нарушением сроков, указанное нарушение было исправлено и администрация <данные изъяты> ответила на обращение ФИО1 письмом от 25.12.2013года, сообщив о невозможности выдать дубликат договора социального найма в связи с тем, что экземпляр договора в архиве администрации <данные изъяты> отсутствует. В связи с чем требования ФИО1 о признании незаконным бездействия, выраженного в непредставлении дубликата договора социального найма не подлежат удовлетворению, поскольку незаконного бездействия в данном случае не имеется, а невозможность выдачи дубликата договора вызвана отсутствием у администрации своего экземпляра договора социального найма.
Представитель заинтересованного лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, направлено заявлении о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 254, 255 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
-имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.
-соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу п.28 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что ** полномочный представитель ФИО1 – ФИО6, действуя в её интересах, обратился в администрацию <данные изъяты> с заявлением, в котором просил выдать копию договора социального найма № от ** жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ... связи с утерей нанимателем ФИО1 своего экземпляра. Данное заявление зарегистрировано в общественной приемной администрации <данные изъяты> ** года, по нему оформлена контрольная карта, срок исполнения определен 28.11.2013года. В этот же день, то есть ** заявление ФИО6 было передано в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты>, что подтверждается входящим штампом.
Согласно ст. 40 Устава <данные изъяты> - администрация <данные изъяты> – местная администрация ( исполнительно-распорядительный орган) <данные изъяты> правами юридического лица. Руководство администрацией <данные изъяты> осуществляет глава администрации <данные изъяты> на принципах единоначалия.
В соответствии со ст. 44 Устава <данные изъяты> в структуру администрации <данные изъяты> могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации <данные изъяты> – комитеты, управления, департаменты, службы и иные органы. Основанием для государственной регистрации органов администрации <данные изъяты> в качестве юридических лиц является решение районной Думы.
Согласно Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты>, утвержденному решением Думы <данные изъяты> от ** № 207-33рД, Комитет является органом администрации <данные изъяты> осуществляющим полномочия по управлению муниципальным имуществом; Комитет наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от ** № 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов ( часть 1).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона ( часть 3).
В силу положений ст. 12 названного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ** № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п.4 ч.1).
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч.3).
Объясняя перенаправление заявления представителя ФИО1 в КУМИ администрации <данные изъяты> представитель администрации <данные изъяты> ссылается на то, что решение указанных в обращении вопросов возложено на КУМИ администрации <данные изъяты>
Как следует из материалов дела, письменный ответ на обращение представителя ФИО1 первоначально был подготовлен за подписью председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> от ** в котором представителю ФИО1 – ФИО6 сообщено, что для решения вопроса о предоставлении документов на жилое помещение по адресу: Ангарск, ..., Комитетом выполнены ряд запросов, после проведения правовой экспертизы полученных ответов Комитет направит ответ.
Установлено, Распоряжением главы администрации <данные изъяты> от ** № 26-ра на КУМИ администрации <данные изъяты> возложены функции правовой экспертизы и оформление документов на заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда <данные изъяты>; подготовка проектов договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда <данные изъяты>, заключаемых от имени администрации Ангарского муниципального образования; учет жилищного фонда <данные изъяты>
Данным распоряжением постановлено правовому отделу администрации <данные изъяты> передать, а Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> принять по акту приема-передачи договоры социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда <данные изъяты> с прилагаемыми к ним документами, журналы регистрации и выдачи договоров, иные документы, связанные с осуществлением функций, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения.
На основании указанного распоряжения ** по акту приема-передачи документов правовым отделом администрации <данные изъяты> Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> переданы договоры социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда <данные изъяты>, договоры найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда <данные изъяты> с прилагаемыми к ним документами, всего 153 папки согласно описи документов. При этом в акте указано, что документы не прошиты, отсутствует нумерация листов, внутренняя опись документов, в связи с чем проверка наличия в пачках документов поэкземплярно невозможна.
Из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права от ** следует, что квартира по адресу: ..., ... является собственностью <данные изъяты>.
Как следует из журнала регистрации выдачи договоров социального найма (начат 15.06.2005-окончен 29.12.2007), который был исследован судом, на указанное жилое помещение оформлялся и выдавался договор социального найма за № от ** на имя ФИО1
Справкой № от ** КУМИ администрации <данные изъяты> подтверждает наличие записи в журнале регистрации выдачи договоров социального найма о заключении договора социального найма от ** № на жилое помещение: Ангарск, ... с ФИО1 Основанием для заключения договора являлся ордер от ** № 42А.При этом Комитет сообщает, что в архиве администрации <данные изъяты> договор социального найма от ** № отсутствует.
Ответ на обращение представителя ФИО1 –ФИО6 от 28.10.2013года, подготовлен администрацией <данные изъяты> и подписан главой администрации ** № 418/13-1, из которого следует, что решение вопроса о предоставлении копии договора, заключенного с ФИО1 не представляется возможным, так как в архиве администрации <данные изъяты> договор отсутствует. Заявителю разъяснено, что фактическое отсутствие договора в бумажном виде не влияет на право пользования нанимателем жилым помещением.
Ссылку заявителя на постановление мэра <данные изъяты> от ** № 1351, утвердившего Порядок выдачи дубликатов договоров социального найма жилого помещения, в соответствии с которым были установлены основания, порядок и условия оформления и выдачи дубликатов договоров социального найма на территории <данные изъяты>, возлагавшего указанные функции на правовой отдел администрации <данные изъяты>, суд находит необоснованной, поскольку постановлением главы администрации <данные изъяты> от ** № 1551-па указанное постановление отменено. Доводы представителя заявителя о том, что постановление от ** является недействующим в силу того, что оно не было в установленном порядке опубликовано, опровергаются письменными материалами дела. Сведения об опубликовании названного постановления содержатся в газете «Ангарские ведомости» от ** № 45.
Анализируя установленные обстоятельства, учитывая, что распоряжением главы администрации <данные изъяты> от ** функции по учету жилищного фонда, оформлению документов на заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда переданы Комитету по управлению муниципальным имуществом; учитывая отсутствие экземпляра договора социального найма жилого помещения по адресу: Ангарск, ... от 25.07.2007г. № в архиве администрации <данные изъяты> о чем было письменно сообщено заявителю, а также учитывая, что постановление мэра <данные изъяты> от ** № отменено в установленном законом порядке, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> выразившегося в непредоставлении дубликата договора социального найма от ** № в установленный постановлением мэра <данные изъяты> от ** № срок и возложении обязанности на администрацию <данные изъяты> выдать дубликат указанного договора.
При этом установленный судом факт нарушения администрацией <данные изъяты> срока рассмотрения обращения ФИО1 на выводы суда не влияют, поскольку незаконного бездействия администрации, выраженного в непредоставлении дубликата договора социального найма жилого помещения не установлено. Как было установлено в судебном заседании, невозможность оформления дубликата договора социального найма жилого помещения от ** № 395, обусловлена отсутствием второго экземпляра договора в архиве администрации <данные изъяты>, тогда как выдача дубликата предполагает изготовление копии с оригинала документа.
По этим же основаниям, а также учитывая, что правовой отдел администрации <данные изъяты> является органом администрации, не наделенным правами юридического лица, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании незаконным бездействие правового отдела администрации <данные изъяты>, выраженное в непредоставлении дубликата договора социального найма жилого помещения № от ** в установленный постановлением мэра <данные изъяты> от ** № 1351срок; возложении обязанности на правовой отдел администрации <данные изъяты> выдать ФИО1 или её представителю дубликат договора социального найма жилого помещения № от 25.07.2007года,
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ ** - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ** ░░░░.
░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░><░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>