РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2015 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
с участием помощника прокурора Алтайского района Смолиной М.Н.,
при секретаре Токмашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Алтайского района об обязании выделить денежные средства на оснащение системой телевизионного (видео) наблюдения и к МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» об обязании установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к Администрации Алтайского района об обязании выделить денежные средства на оснащение МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» системой телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации по адресу: <адрес>, а именно на 1 этаже (фойе) и центральном входе в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и к МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» об обязании установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации по адресу: <адрес>, а именно на 1 этаже (фойе) и центральном входе в течение 1 месяца с момента перечисления денежных средств на данные цели из администрации Алтайского района.
Исковые требования мотивирует следующим. Прокуратурой Алтайского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности зданий, по результатам которой в деятельности МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» выявлены нарушения законодательства в данной сфере. МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» является образовательным учреждением района с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних. В образовательном учреждении отсутствует система телевизионного (видео) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, при использовании которой возможно будет выявлять, пресекать возможные криминальные проявления. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и работников образовательного учреждения создаёт условия для распространения терроризма, последствиями которого может явиться причинения вреда здоровью людей, их массовая гибель, уничтожение имущества. Осуществление деятельности образовательной организации в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, у администрации Алтайского района как органа местного самоуправления, являющимся учредителем и собственником имущества, обеспечивающим финансирование образовательной организации, имеется обязанность выделить денежные средства на оснащение детского сада системой видеонаблюдения.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Алтайского района Республики Хакасия Смолина М.Н. исковые требования поддержала, приведя в обоснование заявленных исковых требований те же доводы, что и в исковом заявлении. Считает несостоятельной позицию представителя ответчика о возможности применения п. 4.5 Стандарта безопасности в образовательных организациях и организациях, реализующих образовательные программы на территории Республики Хакасия, т.к., как указано в самом Стандарте, данный пункт следует применять с 01.09.2018 года, Кроме того до настоящего времени данный Стандарт никем не утвержден.
Представитель – заведующая МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» Гапончик Н.И в зал суда не явилась, уведомив суд о согласии на рассмотрение гражданского дела в её отсутствие, против удовлетворения исковые требований прокурора не возражает.
Представитель администрации Алтайского района Буглаев А.А., действующий на основании доверенности, показал, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Пункты 7 и 13 ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» указывают на отдельные основные принципы противодействия терроризму, такие как приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Часть 3 ст.5 того же Закона указывает на организационные основы противодействия терроризму, а именно на то, что Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. При этом законодательством не конкретизируются эти полномочия, отсылая правоприменителя к документам, определяющим только компетенцию указанных органов. Приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 № 635/10 утвержден Свод правил Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 СП 118.13330.2012. В пунктах 6.44., 6.48. Данного Свода правил говорится, что в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Эти мероприятия устанавливаются в задании на проектирование и разрабатываются в соответствии с СП 132.13330. В соответствии с разделом «область применения» данный Свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий. Нормы закона прямой обязанности для образовательной организации в пределах определенных законом полномочий устанавливать в здании образовательной организации систему видеонаблюдения не предусматривают. Обращает внимание на положения п. п. 4.5 Стандарта безопасности в образовательных организациях и организациях, реализующих образовательные программы на территории Республики Хакасия.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющих в деле доказательств.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно статье 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской. Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо мест общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Как следует из пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. ( Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В связи с изложенным орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, которые включают в себя, в том числе и установление систем видеонаблюдения. При этом отсутствие финансовой возможности для выполнения указанных мероприятий не является основанием для бездействия соответствующих органов.
Из материалов гражданского дела усматривается, что в соответствии с п. 2.4 Устава МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» предметом деятельности Учреждения является реализация общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании.
МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» является образовательным учреждением района с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних.
Из представленной информации УО администрации Алтайского района от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» не оснащен системой видеонаблюдения.
Причина не оборудования данными системами муниципальных образовательных организаций - отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального образования Алтайский район. Бюджет муниципального образования Алтайский район был принят с предельным размером дефицита, финансирование распорядителей бюджетных средств района производилось только по первоочередным и социально-значимым расходам.
МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» посещает 37 детей (справка от 29.07.2015г. № 33).
В соответствии с пунктом 1.6 Устава МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» учредителем учреждения и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Алтайский район в лице администрации муниципального образования Алтайский район.
Полномочия и функции Учредителя осуществляет Управление образования администрации муниципального образования Алтайский район. Отдельные полномочия и функции Учредителя в сфере управления и распоряжения имуществом осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район. Собственником имущества Учреждения является публично-правовое образование - муниципальное образование Алтайский район в лице Администрации муниципального образования Алтайский район.
Положения пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" действительно предусматривают, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Аналогичную норму содержит СП 118.13330.2012.
Однако установление Федеральным законом и СП ограничения в применении требований к зданиям и сооружениям, указывающие на необходимость их реконструкции, либо выполнения капитального ремонта, в данном случае применены быть не могут, поскольку выполнение работ по установке системы видеонаблюдения ни в какой степени не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания учреждения.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Бездействие по осуществлению необходимых мер способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц по охране жизни и здоровья.
Осуществление деятельности МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок» в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, учитывая процедуру выбора подрядчика для выполнения работ по установке системы видеонаблюдения, суд считает целесообразным предоставить срок для ее установки в три месяца.
Учитывая, что представленный представителем ответчика Стандарт безопасности в общеобразовательных организациях и организациях, регулирующих образовательные программы на территории Республики Хакасия не утвержден, а так же согласно п.11.4 Стандарта положения п. 4.5 вступают в силу для образовательных учреждений Республики Хакасия с 01.09.2018, ссылка представителя ответчика об отказе в удовлетворении исковых требований для учебных заведений при численности до 100 человек - несостоятельна.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░ (░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░ (░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░.
05 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ - ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░