Дело №12-19/2019
РЕШЕНИЕ
18 февраля 2019 года г. Алушта |
Судья Алуштинского городского суда Республики Крым Ващенко С.С., при секретаре Киреевой Ю.С.,
с участием представителя заявителя ООО «Лидер - ТТТ»– Ткаченко Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Лидер - ТТТ» на постановление консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона –государственного инспектора Республики Крым от 06 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона –государственного инспектора Республики Крым – ФИО4 ООО «Лидер-ТТТ» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и подвергнут к административному наказанию в виде штрафа в размере 60000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением ООО «Лидер-ТТТ» обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить. Жалоба мотивирована тем, что указанное постановление принято в отсутствие представителя общества и передано только ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо доказательств размещения ООО «Лидер-ТТТ» отходов в материалах дела не имеется, специалистами экологической инспекции не задокументировано ни единого факта отвала ТСО (грунта) по указанному адресу именно ООО «Лидер-ТТТ». Кроме того, из обжалуемого постановления не следует в каком конкретном месте территории вышеуказанного земельного участка был произведен отбор грунта, экспертиза по делу не производилась. Протоколы инструментально-лабораторных измерений проб почв от ДД.ММ.ГГГГ №№-п-0298/0648-п, не могут быть признаны допустимыми доказательствами, так как лица, проводившие измерения не были предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложно заключение, а экспертиза почвы надлежащим образом не проводилась. Материалы дела не содержат достоверных и допустимых доказательств вины ООО «Лидер-ТТТ», в связи с чем в действиях заявителя отсутсвует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя – Ткаченко Н.Н. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в судебном заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Изучив доводы жалобы, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, обозрев материалы административного дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.8.6 КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений п.4 ст.13 Земельного Кодекса РФ при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Как следует из материалов дела, на основании планового (рейдового) задания на проведения рейдового обследования от ДД.ММ.ГГГГ №-Ю, во исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении в Республике Крым бессрочной акции «Сделаем Крым чистым», проведено обследование территории земельного участка, расположенного по адресу:<адрес>, в районе ул.<адрес>, 22, в ходе которого выявлен факт несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, несоблюдения требований земельного законодательства. А именно, неустановленными лицами по вышеуказанному адресу осуществлено несанкционированное размещение отходов в месте, не предназначенном для этих целей. Отходы расположены на открытом грунте, на склоне горы по рельефу местности. По визуальным признакам размещение отходов грунта осуществляется путем совершения отвалов из кузовов грузовых автомобилей. Также выявлены следы выполнения работ по планировке и распределению грунта тяжелой техникой. В результате вышеуказанных действий неустановленных лиц, площадь несанкционирвоанного размещения отхода грунта увеличилась на 710 кв.м. <адрес> несанкционированного размещения отходов составляет 1690 кв.м. Ранее установленное ограждение виде двух бетонных блоков с южной стороны земельного участка смещено неустановленными лицами, что возобновило доступ транспортных средств к метсу размещения отходов.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об аджминистратвиного правонарушения и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
В ходе провдения административных расследований установлено, что ООО «Лидер-ТТТ» допущено небезовасное обращение с отходами, выражающееся в ненадлежащем ведении учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, осуществления несанкционированного размещения строительных отходов на открытом грунте в месте не предназначенном для этих целей общим объемом 8324 м3 по адресу:<адрес>, <адрес>, <адрес>
В рамках административного производства № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр лабораторного анализа и технических измерений» на месте возможного загрязнения территории вышеуказанного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор проб почвы для проведения лабораторных исследований их состава и свойств, о чем составлен протокол взятия проб и образцов № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно котрого выявлены превышения загрязняющих веществ в отобранных пробах почв по показателям содержания нефтепродуктов и хрома в сравеннии с фоновой концентрацией.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Лидер-ТТТ» вынесено постановление 006273-0469/31 о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 60000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым ФИО5 по делу № постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в отдел экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Во исполнение указанного решения суда, ДД.ММ.ГГГГ вынесено опредление о назначении дела об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что ООО «Лидер-ТТТ» нарушены требвоания природоохранного законодательства, котрое выразилось в порче земель в результате нарушения правил обращения с отходами проивзодства и потребления по адресу:<адрес>, <адрес>, 22.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. На основании ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами:актом осмотра рейдового обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к акту планового (рейдового) обследования территории на предмет соблюдения природоохранного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, план-схемой № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом взятия проб и образцов № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами измерений от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу 12-104/2018 г., постановлением о назначении наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела.
Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответсвии с ч. 4 ст. 30.7 КоАП РФ определяет, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст.28.2 названного Кодекса, подлежит возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В соответствии ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Из представленных материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела, при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств, должностным лицом были нарушены требования ч.1 ст. 24.1 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом.
Оценка имеющихся в деле доказательств не была произведена по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, что свидетельствуют о том, что должностным лицом в нарушение требований ст. ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ не проверено наличие события и состава административного правонарушения.
Постановление должностного лица не содержит доказательств, объективно подтверждающих вину ООО «Лидер-ТТТ» в совершении указанного административного правонарушения и вынесено без проверки и исследования материалов дела.
Из имеющихся материалов дела, не представляется возможным сделать вывод о доказанности вины ООО «Лидер-ТТТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, поскольку в материалах дела имеются неустранимые противоречия и процессуальные нарушения, допущенные при рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом.
Из материалов дела об административном правонарушении не установлено, чем именно подтверждается факт загрязняющих веществ в отобранных пробах почв по показателям нефтепродуктов и хрома, в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления (несанкционнированное раземещение отходов на открытом грунте). Кроме того, отбор проб и образцов производился без проведения экспертизы.
Таким образом, в нарушение ст.29.10 КоАП РФ из постановления не ясно, в чем выражено загрязнение веществ в отобранных пробах почв по показателям нефтепродуктов и хрома, в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления.
Судом не добыты и органом дополнительно не представлены доказательства вины ООО «Лидер-ТТТ» в судебное заседание при рассмотрении жалобы.
При таких обстоятельствах, в виновности ООО «Лидер-ТТТ» имеются неустранимые сомнения.
Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях "судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица, в соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ.
При таких данных, суд считает, что должностным лицом при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело,в связи с чем, постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Указанные обстоятельства являются существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренным КоАП РФ, поэтому суд отменяет постановление должностного органа по настоящему делу и дело об административном правонарушении следовало бы возвратить на новое рассмотрение, однако в связи с истечением срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -
РЕШИЛ:
Постановление консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона –государственного инспектора Республики Крым – ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Апелляционную жалобу – удовлетворить. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения, в соответствии со ст.30.9 КоАП РФ.
Судья Алуштинскогогородского суда С.С.Ващенко |