Дело №2-555/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2019 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Папинян Л.Л.,
с участием помощника прокурора г. Алушта Оноприенко А.В.,
представителя ГУП РК «Крымгазсети» – Андреевой В.И., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Алушта в интересах неопределённого круга лиц к товариществу собственников недвижимости «Парус», третье лицо: государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымгазсети» о признании незаконным бездействия по незаключению договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, возложении обязанности заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Алушта, старший советник юстиции Бродский С.И., действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости «Парус» о признании незаконным бездействия по незаключению договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, возложении обязанности заключить договор.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Алушта проведена проверка исполнения ТСН «Парус» требований законодательства в сфере безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования, соблюдения требований действующего жилищного законодательства при содержании общего имущества многоквартирных домов, по результатам которой установлено, что управление многоквартирным домом №А по <адрес>, в соответствии с уставом осуществляет ТСН «Парус». По данным Алуштинского управления по эксплуатации газового хозяйства ГУП РК «Крымгазсети» вышеуказанный многоквартирной дом газифицирован и имеет внутридомовое газовое оборудование. В нарушение ст.161 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ТСН «Парус» не заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования со специализированной организацией, что создает угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц и в случае возникновения неисправности газопровода может привести к наступлению негативных последствий.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Указала, что отсутствие таких договоров нарушает как права граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых ТСН, так как не обеспечивает надлежащего содержания общедомового газового оборудования, что может повлечь возникновение аварийной ситуации, угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц и причинение имущественного ущерба гражданам.
Представитель ответчика ТСН «Парус» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен судебной повесткой по адресу, указанному в исковом заявлении, которая возвращена в суд по истечении срока хранения.
Представитель ГУП РК «Крымгазсети» в судебном заседании исковые требования считал обоснованными и подлежащими удовлетворению, ссылаясь на Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».
Полагает, что требование о возложении обязанности на ТСН «Парус» заключить договор на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования в многоквартирных иных домах является правомерным, а заключение указанного договора - необходимым для соблюдения безопасности. Со стороны ТСН «Парус» заявления о заключении договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в адрес третьего лица не поступало, договор не заключен. Информация о наличии договора с иной специализированной организацией, имеющей допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования и имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, у третьего лица отсутствует. При отсутствии договора на плановое обслуживание общедомового газового оборудования осмотры его и ремонт не осуществляются. Возможно лишь обслуживание по разовым заявкам, в случае аварийных ситуаций.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ граждане имеют право на жилище, его безопасность и обеспечение сохранности жилищного фонда.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ закреплено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.2 приведенной статьи при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Исходя из положений подпунктов «а», «б», «г» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Как следует из пункта 5 указанных Правил, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ, предметом договора управления многоквартирным домом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества.
В соответствии с п. 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к числу работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, в частности, относится: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению (раздел II «Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
В силу п.п.5.5.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Такая обязанность управляющей организации вытекает также из Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №, п.17 которых прямо указано, что заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирного дома выступают управляющая организация, товарищество или кооператив.
Согласно пункту 3 указанных Правил, взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (пункт 6 Правил).
Пунктом 16 Правил закреплено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 приведенных Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются: в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
Таким образом, нормы жилищного законодательства предусматривают, что обеспечение надлежащего технического состояния внутридомового газового оборудования, которое означает прежде всего, поддержание исправности этого оборудования, осуществляется путем технического обслуживания и ремонта на основании договора о техническом обслуживания и ремонте, заключенного со специализированной организацией.
В силу приведенных норм заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, расположенного в многоквартирном доме, является обязательным.
Судом установлено, что ТСН «Парус» осуществляет управление многоквартирным домом №а по <адрес>, что подтверждается уставом (л.д.11-32,33-36)
ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Алушта принято решение о проведении проверки ТСН «Парус» в сфере обеспечения безопасности газового оборудования (л.д.4)
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТСН «Парус» направленно требование в Алуштинское управление по эксплуатации газового хозяйства ГУП РК «Крымгазсети» о предоставлении информации о многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа Алушта, в которых установлено газовое оборудование и в которых необходимо провести диагностирование, на которое был предоставлен список домовладений с указанием домов, обслуживающих организаций и наличии заключенных договоров (л.д.5,6,7-8).
На требование прокурора г. Алушта от ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Парус» проинформировало том, что планируемая дата заключения договора со специализированной организацией на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,10).
Из пояснений представителя ГУП РК «Крымгазсети» в судебном заседании достоверно установлено, что до настоящего времени договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования не заключен.
Исходя из положений вышеприведенных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности заключить такой договор, поскольку внутридомовое газовое оборудование является общим имуществом собственников жилых помещений, а обеспечение надлежащего содержания общего имущества осуществляется управляющей организацией, в данном случае - ТСН.
Возложение такой обязанности не противоречит Уставу ТСН, в предмет деятельности которого входит управление жилищным фондом, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирных домах, исполнение роли заказчика, заключение договоров, контрактов, соглашений на осуществление работ, предоставление услуг в соответствии с целями своей деятельности, представление общих интересов собственников помещений во взаимоотношениях с юридическими лицами и т.п.
Правительство Российской Федерации, осуществляя правовое регулирование отношений по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового оборудования, установило необходимость заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Эти положения Правил не противоречат принципу свободы договора, поскольку обязанность заключения договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового оборудования вытекает исходя из положений закона. В частности ст. 543 ГК РФ предусмотрена обязанность абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, приборов и оборудования, требования к которым, порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
При этом ответчик свободен в выборе контрагента, но в силу приведенных норм закона заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирных домов, является обязательным.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обязанность по заключению договора со специализированными организациями на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, должна быть возложена на ответчика ТСН «Парус», которое, с учетом существующего способа управления многоквартирным домом, по смыслу пункта 17 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №, является исполнителем коммунальных услуг в интересах граждан.
На основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ, поскольку прокурор, обратившись с иском в защиту неопределенного круга лиц освобожден от уплаты судебных расходов, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 45, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Алушта в интересах неопределённого круга лиц - удовлетворить.
Обязать Товарищество собственников недвижимости «Парус» заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном жилом <адрес>А, расположенных по <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ТСН «Парус» государственную пошлину в размере 6000 руб. в доход бюджета муниципального образования городской округ Алушта
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 27.05.2019 г.