Решение по делу № 12-205/2018 от 23.10.2018

Дело

2018 года

РЕШЕНИЕ

17 декабря 2018 года судья Алуштинского городского суда Республики Крым Реммер М.А., при секретаре судебного заседания – ФИО2, с участием представителя заявителя – ФИО3, заинтересованного лица – ФИО4, рассмотрев жалобу Потребительского кооператива «Жилищный рекреационный кооператив малоэтажной застройки «Лазурный»» на постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ

по делу об административном правонарушении в отношении Потребительского кооператива «Жилищный рекреационный кооператив малоэтажной застройки «Лазурный»» по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации),

установил:

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Потребительского кооператива «Жилищный рекреационный кооператив малоэтажной застройки «Лазурный»» (далее – ПК «ЖРКМЗ «Лазурный») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации.

Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации, выразившееся в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агро-химикатами или иными отходами производства и потребления, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В поданной, в порядке ст.ст.30.2-30.9 КоАП Российской Федерации, жалобе ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» просит отменить постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и производство по делу прекратить.

Требования мотивированны тем, что вина ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» по ч. 2 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства, свидетельствующие о том, что загрязнение почвы аммонием, произошло в результате действий ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» в результате сброса канализационных сточных вод на рельеф местности в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют. Выявленное в почвенных образцах наличие указанных химических веществ при отсутствии сведений о наличии указанных веществ в иловом осадке сточных вод, не свидетельствует о совершении ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» действий по загрязнению почв отходами потребления. Ни в оспариваемом постановлении, ни в иных материалах дела об административном правонарушении не указано в чем конкретно выразилось уничтожение плодородного слоя почвы, экспертиза ущерба не проводилась, не установлено, что уничтожение плодородного слоя почвы произошло в результате сброса канализационных сточных вод на земельный участок. Состав вмененного административного правонарушения является материальным, то есть считается совершенным только при наличии последствий виде уничтожения плодородного слоя почвы или порчи земель, однако оспариваемое постановление лишь констатирует факт несанкционированного сброса канализационных сточных вод и обнаружены превышение загрязняющих веществ, но не уничтожение плодородного слоя почвы либо порча земель.

Представитель заявителя в судебном заседании поданную жалобу поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо, он же представитель заинтересованного лица – Министерства экологии и природных ресурсов РК просил суд оставить жалобу без удовлетворения как необоснованную, поскольку должностное лицо при привлечении ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» к административной ответственности полно исследовало доказательства вины указанного юридического лица, дало им оценку и установило его вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в отношении ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», доводы жалобы, выслушав представителя заявителя и заинтересованное лицо, исследовав предоставленные доказательства, судья находит основания для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП Российской Федерации, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ был составлен в отсутствии представителя ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», и направлен в адрес ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» по средствам почтовой связи и получен им ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления.

На ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 30 минут должностным лицом назначено рассмотрение дела об административном правонарушении, о чем свидетельствует определение от ДД.ММ.ГГГГ, полученное ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления.

В последующем, оспариваемое постановление было вынесено в отсутствие представителя ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» и вручено представителю указанного юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ содержит указание на то, что при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» установлено, что на территории, принадлежащей ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», расположены локальные очистные сооружения - установка «Био-макси-60» (далее-ЛОС) - находящиеся в одноэтажном сооружении гаражного типа. Согласно паспорту-руководству по эксплуатации и монтажу «Бил-макси-60» проектная мощность ЛОС составляет 60 куб. М/сут. Обследованием установлено, что выпуск прошедших первичную очистку сточных вод с ЛОС ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» производится посредством двух пластиковых трубопроводов, выходящих из отверстия в стене вышеуказанного сооружения гаражного типа и проложенных: - на территорию ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», в систему полива почв на территории кооператива - по трубопроводу с выходным отверстием 20 мм; - на земельный участок, находящийся с восточной стороны от территории ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», на открытый грунт и в искусственные углубления - по трубопроводу с выходным отверстием 40 мм. Согласно данных публичной кадастровой карты сброс сточных вод происходит на участке с кадастровым номером 90:15:040301:254. В ходе визуального обследования земельного участка, находящегося с восточной стороны от территории ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», выявлен факт несанкционированного сброса сточных вод на рельеф местности. Сброс осуществляется посредством пластикового трубопровода, предложенного с ЛОС ПК «ЖРКМЗ «Лазурный». На территории земельного участка с кадастровым номером 90:15:040301:254 выявлены три места сброса сточных вод: Искусственное углубление в почве, глубиной около 1 м, которые на момент проведения осмотра заполнено жидкостью мутного цвета с характерным запахом канализационных стоков. Площадь загрязнения составляет 7,8 кв.метров; - Искусственное углубление в почве, глубиной около 1 м, которое на момент проведения осмотра заполнено жидкостью мутного цвета с характерным запахом канализационных стоков. Площадь загрязнения составляет 26,4 кв.местров. Естественное углубление в почве (овраг), на склонах которого произрастают кустарники и травяная растительность, глубиной около 0,5 м, которое на момент проведения осмотра также заполнено жидкостью мутного цвета с характерным запахом канализационных стоков. Площадь загрязнения составляет 32,4 кв.метров. С целью определения возможного превышения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве сотрудниками государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр лабораторного анализа и технических измерений» в местах осуществления сброса сточных вод на территории земельного участка, расположенного с восточной стороны от ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», произведя отбор проб почвы для проведения лабораторных исследований их состава и свойства согласно акта отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с выводами проведенных инструментально-лабораторных измерений проб почв (протоколы измерений от ДД.ММ.ГГГГ -п, 1572/3609-п, 1572/3610-п, 1572/3610-п), в отобранных образцах проб обнаружены превышения загрязняющих веществ по показателям: аммония в 8,6, в 15,8, в 13,5 раза относительно фона. ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» нарушил требования природоохранного законодательства в области исполнения земельного законодательства в части порчи земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, которые выразилось в загрязнении земель химическими веществами, содержащимися в канализационных сточных водах.

Часть 2 статьи 8.6 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 13 ЗК Российской Федерации, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 42 ЗК Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации, установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП Российской Федерации, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации, образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствия, т.е. уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

При этом, материалы дела об административном правонарушении лишь подтверждают факт превышения аммония в отобранных пробах почв (протоколы измерений от ДД.ММ.ГГГГ), однако не позволяют установить в чем выразилась порча земель, поскольку документы о ценности данных земель ранее и о ее ухудшении в материалах дела об административном правонарушении не имеется. Доказательств того, что в данном случае фактически произошла порча земель получено не было.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП Российской Федерации, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При этом, материалы дела об административном правонарушении не содержат в себе объективных доказательств того, что ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» имеет в своей собственности (пользовании) либо на его территории расположены локальные очистные сооружения (на каких правовых основаниях), в результате работы которых (сброса из них сточных вод) по мнению должностного лица осуществлена порча земель.

Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении имеются протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ , заявка на проведение отбора проб, лабораторного исследования образцов и выдаче протокола результатов исследований от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым взяты пробы почвы с земельного участка: РК, <адрес>, микрорайон «Волна» в районе <адрес>, ПК «ЖРКМЗ «Лазурный».

В тоже время, согласно акта отбора почв, грунтов, донных отложений, илов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколов измерений от ДД.ММ.ГГГГ, метом отбора проб почв являлся земельный участок расположенный в районе ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», микрорайон «Волна», 1 <адрес>, го Алушта, РК, и согласно постановления о привлечении ПК «ЖРКМЗ «Лазурный» к административной ответственности выявлен факт несанкционированного сброса сточных вод на территории земельного участка находящегося с восточной стороны от территории ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», с кадастровым номером 90:15:040301:254.

При этом, плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования , содержит указание на проведение рейдового обследования: РК, <адрес>, микрорайон «Волна», в районе <адрес>; решение о согласовании внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ содержит уведомление о внеплановой выездной проверки в отношении ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», место нахождения: РК, <адрес>, микрорайон «Волна», <адрес>; приказ Министерства экологии и природных ресурсов РК о проведении внеплановой выездной проверки ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», место нахождения: РК, <адрес>, микрорайон «Волна», <адрес>, однако материалы дела об административном правонарушении не содержат документов подтверждающих правомерность проведения проверки земельного участка находящегося с восточной стороны от территории ПК «ЖРКМЗ «Лазурный», с кадастровым номером 90:15:040301:254. Более того, не установлен факт принадлежности указанного земельного участка.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом недоказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 1.6, 28.2, 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Потребительского кооператива «Жилищный рекреационный кооператив малоэтажной застройки «Лазурный»» по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Потребительского кооператива «Жилищный рекреационный кооператив малоэтажной застройки «Лазурный»» по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

    Судья:

12-205/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ПКЖРКМЗ "Лазурный"
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Реммер Марта Александровна
Статьи

КоАП: ст. 8.6 ч.2

Дело на странице суда
alushta--krm.sudrf.ru
23.10.2018Материалы переданы в производство судье
23.10.2018Истребованы материалы
02.11.2018Поступили истребованные материалы
14.12.2018Судебное заседание
17.12.2018Судебное заседание
07.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее