РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2015 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Малаховой Т.Г., при секретаре Меркульевой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3897/2015 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску Иркутской области к ФИО2 о взыскании налога и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску Иркутской области обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании налога и пени, указав, что на основании сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ РЭО ГИБДД г. Ангарска, Ангарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области установлено, что физическое лицо - ФИО2 является собственником транспортных средств и имущества, перечень объектов налогообложения приведен в выписке из сведений о регистрации прав на транспортные средства и недвижимое имущество.
На основании ст.1, 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1 (далее Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1), Скрябиков В.Е. является плательщиком налога на имущество.
Статьей 2 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 установлено, что объектами налогообложения налога на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 ставки налога устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Решением Думы г. Ангарска от 30.10.2006 №124-19гД «Об установлении налога на имущество физических лиц» с 01.01.2007 на территории г. Ангарска установлен налог на имущество физических лиц.
Налогоплательщику Инспекцией произведен расчет транспортного налога, подлежащего уплате за 2012 год, налоговое уведомление № 422785, на объект налогообложения машины: №, регистрационный номер №, №, регистрационный номер №, сумма налога 19764 рублей.
Налоговое уведомление № об уплате транспортного налога направлено в адрес налогоплательщика почтой, что подтверждается реестром отправки.
В связи с частичным уменьшением суммы начисленного налога сумма задолженности по транспортному налогу за 2012 год составила 9324, 00 руб.
Налогоплательщику Инспекцией произведен расчет налога на имущество, подлежащего уплате за 2012 годы, налоговое уведомление № 422785, объект налогообложения квартира, расположенная по адресу: ..., ... ..., сумма налога 780 рублей 47 копеек.
Налоговое уведомление об уплате налога на имущество № направлено в адрес налогоплательщика почтой, что подтверждается реестрами отправки.
В связи с тем, что налогоплательщиком сумма транспортного налога за 2008-2012 год, не уплачена в срок, установленный законодательством, в порядке п. 1.3 ст.75 Налогового кодекса РФ ответчику начислены пени в размере 10988,13 руб. (период начисления ** по ** года; ** по ** года. Руководствуясь ст. 69 Налогового кодекса РФ, налоговый орган направил ответчику требования от ** № 2628, от ** № 12571, от ** № 17735; от ** № об уплате транспортного налога за 2012 год, налога на имущество за 2012 год и пени.
Поскольку, ответчиком, в срок, установленный в требованиях, сумма задолженности по налогам и пени добровольно не уплачена, в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ Инспекцией направлены заявления на выдачу судебного приказа № от ** года, № от ** года, № от ** года.
Мировым судьей судебного участка № ... и ... по заявлению Инспекции выданы судебные приказы № от ** г., № от ** г., № от ** о взыскании со ФИО2 задолженности по налогам и пени, которые отменены определениями мирового судьи судебного участка № ... и ... от ** года.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога и пени может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Истец просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2012 год в размере 9324 руб., пени за 2008-2012 год в размере 10988,13 руб., по налогу на имущество за 2012 год в размере 780,47 руб.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании ответчик и его представитель ФИО6, действующая на основании устного заявления, исковые требования признали частично, представив письменные возражения, пояснения дав аналогично изложенным в возражениях.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ФИО2 о взыскании налога и пени, подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, предусмотрена законодательством о налогах и сборах - пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона РФ № 2003-1 от 09 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст.2 вышеуказанного Закона «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
В соответствии с п.9 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» ( в прежней редакции) уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ изменена редакция указанной правовой нормы, согласно которой уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Как следует из п.8 ст.5 этого Закона РФ налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО2 в спорный период являлся собственником недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, квартиры по адресу: ..., ..., ..., дата возникновения права – 14.06.2006года.
Налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц и в адрес налогоплательщика направлено уведомление № 422785.
Поскольку налог на имущество уплачен не был, налоговый орган в порядке ст. 69 Налогового кодекса РФ направил требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2012 годы
В добровольном порядке налог на имущество физических лиц за 2012 год уплачен не был, связи с чем принимались меры к принудительному взысканию.
Мировым судьей судебного участка № ... и ... был выдан судебный приказ от ** № 2-1428/14, о взыскании налога на имущество за 2012 год.
Указанный судебный приказ в связи с поступившими возражениями должника был отменен определением мирового судьи от 12.11.2014года.
В силу положений части 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С настоящим иском истец обратился ** года, то есть с соблюдением срока, предусмотренного ст. 48 Налогового кодекса РФ.
В судебном заедании ответчик исковые требования истца о взыскании налога на имущество за 2102 год в размере 780 рублей 47 копеек, признал добровольно.
Последствия признания иска в части взыскания налога на имущество за 2102 год в размере 780 рублей 47 копеек, ответчику разъяснены и понятны.
На основании сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ РЭО ГИБДД ... установлено, что физическое лицо - ФИО2 является собственником транспортных средств, перечень объектов налогообложения приведен в выписке из сведений о регистрации прав на транспортные средства.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ ФИО2 является плательщиком транспортного налога.
Согласно п.2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Пунктом 1 ст.363 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст.... от 14.07.2011г. № 53-оз «О транспортном налоге» установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 05 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщику Инспекцией произведен расчет транспортного налога, подлежащего уплате за 2012 год, налоговое уведомление № 422785, на объект налогообложения машины: №, регистрационный номер №, регистрационный номер №, сумма налога составила 9324 рубля.
Налоговое уведомление № об уплате транспортного налога направлено в адрес налогоплательщика почтой, что подтверждается реестром отправки.
В связи с тем, что налогоплательщиком сумма транспортного налога за 2008-2012 год, не уплачена в срок, установленный законодательством, в порядке п. 1.3 ст.75 Налогового кодекса РФ ответчику начислены пени в размере 10988,13 руб. (период начисления ** по ** года; ** по ** года.
Руководствуясь ст. 69 Налогового кодекса РФ, налоговый орган направил ответчику требования от ** № об уплате транспортного налога за 2012 год.
Поскольку, ответчиком, в срок, установленный в требованиях, сумма задолженности по налогам и пени добровольно не уплачена, в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ Инспекцией направлены заявления на выдачу судебного приказа № от ** года, № от ** года, № от ** года.
Мировым судьей судебного участка № ... и ... по заявлению Инспекции выдан судебный приказ № от ** о взыскании со ФИО2 задолженности по транспортному налогу, который отменен определением мирового судьи судебного участка № ... и ... от ** года.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога и пени может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Разрешая требования истца о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, суд находит их подлежащими удовлетворению частично.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
(в ред. Федерального закона от ** N 131-ФЗ)
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно статье 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу определен статьей 362 Налогового кодекса РФ. Так, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из статьи 360 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Статьей 363 Налогового кодекса РФ регламентируется порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
... от ** № 53-оз в соответствии с главой 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации на территории ... был установлен и введен в действие транспортный налог.
Статьей 1 названного областного закона определены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Установлено, что ФИО2 в спорный период являлся плательщиком транспортного налога, поскольку на него были зарегистрированы транспортные средства: автомашина №, государственный номер № №; дата возникновения права ** года, №, государственный номер №; дата возникновения права ** года.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из сведений о регистрации прав на транспортные средства, представленные РЭО ГИБДД ... на основании п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ, карточками учета транспортных средств.
Возражая против взыскания налога за транспортные средства, ответчик указывает на то, что автомашина №, государственный номер № была изъята судебными приставами и реализована в октябре 2008 года, автомашина № государственный номер № была изъята у него ** года, следовательно на машины необоснованно начислен налог за 2012 год. По мнению ответчика, то обстоятельства, что автомашины № до настоящего времени значатся зарегистрированными на его имя, не могут являться основанием для взыскания с него налога, так как транспортные средства выбыли из его обладания, поскольку судебными приставами был наложен арест, он не мог снять их с регистрационного учета, у него не было на руках правоустанавливающих документов на указанный транспорт, поэтому он и не обращался в органы ГИБДД по вопросу снятия их с регистрационного учета.
Нормами налогового законодательства не предусмотрено такое основание для освобождения от уплаты транспортного налога, как прекращение права собственности на транспортные средства. Единственным основанием для освобождения от уплаты транспортного налога в силу пункта 7 ч. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ является розыск транспортных средств, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Учитывая, что налоговые правоотношения являются публичными, то положения ч. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ не подлежат расширительному толкованию.
Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога действующим законодательством поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД (статьи 357, 358 Налогового кодекса РФ) и не связана с фактом наличия или отсутствия транспортного средства в непосредственной эксплуатации, то есть с фактическим владением транспортным средством налогоплательщиком.
Законодатель, связав публичную обязанность по уплате транспортного налога с регистрацией транспортного средства в органах ГИБДД, а не с правом собственности на него, исходит из принципа недопустимости злоупотребления правом, в противном случае при неисполнении участниками гражданского оборота своих обязанностей по снятию и постановке с регистрационного учета транспортных средств в связи с отчуждением, может возникнуть ситуация невозможности взыскания транспортного налога до тех пор пока продавец не снимет транспортное средство с регистрационного учета, либо покупатель не поставит его на регистрационный учет.
В соответствии с п. 4, 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденных Приказом МВД РФ от ** № 1001, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных;
Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
В отношении утраченных транспортных средств, либо транспортных средств, находящихся в розыске, регистрация прекращается по заявлению их собственников (владельцев).
В ранее действовавшей редакции, пункт 5 названных Правил указывал, что юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, истечения срока временной регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо прекращения права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно п. 44 Правил, изменение регистрационных данных транспортных средств на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может осуществляться при представлении заявлений соответственно: лицом (лицами), которому (которым) согласно решению суда, должно быть возвращено или передано транспортное средство; должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказов МВД России от ** № 28, от ** № 605)
В силу пункта 45 Правил, регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ч. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела, автомашина №, государственный номер № была изъята у ответчика судебными приставами и реализована в октябре 2008года, автомашина №, государственный номер № была изъята у ответчика ** года, следовательно, ответчик не уклонялся от уплаты налога, а был лишен возможности принять меры по снятию транспортных средств с регистрационного учета, от причин от него независящих.
Истцом не представлено в судебное заседание доказательств недобросовестное уклонение ответчика от уплаты налога.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что налоговый орган не правомерно исчислил сумму транспортного налога за 2012 год, отразив ее в соответствующих налоговых уведомлениях и требованиях и предъявил ко взысканию с ответчика.
Как следует из части 1 и части 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Поскольку ответчик своевременно не исполнил свою обязанность по уплате транспортного налога, в том числе за 2008-2012 годы, истец предъявил ко взысканию с ответчика пени за нарушение установленных сроков уплаты транспортного налога, период начисления ** - ** года, 28.09.2013-** в размере 10988 рублей 13 копеек.
Так как машины были изъяты у ответчика в 2008, 2010 годах, расчет пени за 2008-2012 г. истцом рассчитан неверно.
Не могут быть начислены пени по транспортному налогу за 2008 г., т.к нет налоговой базы для их начисления, поскольку согласно ст. 48 п.2 Налогового кодекса РФ истек срок исковой давности для взыскания по транспортному налогу за 2008 г. в принудительном порядке. За 2008 г. был начислен налог в сумме 47 800,00 (налоговое уведомление № 56037) со сроком уплаты до ** Требование не приложено, но если следовать тому, что требование на уплату налога выставляется через 7 дней после крайнего срока уплаты, например налоговое уведомление № начислен транспортный налог за 2012 г., срок уплаты ** и требование об уплате данного налога № от **
Следовательно, нарушен срок обращения в суд, так как, согласно ст.48.п.2 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подаются в суд налоговым органом в течение 6 месяцев, со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Истец обратился за выдачей судебного приказа только ** г, т.е. сроки были нарушены. За 2007 г. был начислен налог в сумме 8978,00 (налоговое уведомление №12169) и уплачен ** Позже ** было доначислено еще 5940 рублей (налоговое уведомление № 283535). Когда истец обращался за судебным приказом не известно, нет ссылки на судебный приказ, требования так же нет, есть ссылка на исполнительный лист № ВС № от 05.11.2011г. Однако истец продолжает начислять пени на эти суммы, что является не правомерным, так согласно Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от ** № 1868/08, исходя из анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Кодекса, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Срок на принудительное взыскание транспортного налога за 2008 год истек, следовательно, с этого момента инспекцией утрачена возможность для взыскания пеней.
Ответчик представил в судебное заседание расчет пени по транспортному налогу за период с ** по ** в размере 1244 рублей 33 копеек.
В судебном заседании представитель истца подтвердила, что расчет пени ответчиком составлялся на основании сведений представленных инспекцией, с расчетом пени ответчика она согласна. Доказательств о взыскании суммы налога за 2008 год у них не имеется.
Ответчик сумму пени в размере 1244 рублей 33 копеек признал добровольно.
Судом проверен расчет пени, представленный ответчиком, находит его верным и подлежащим взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ФИО2 о взыскании налога и пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в доход государства задолженность по налогу на имущество за 2012 год в размере 780 рублей 47 копеек и пени за период с ** по ** по транспортному налогу в размере 1244 рублей 33 копеек.
В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2012 год в размере 9324 рублей, пени за период 2008-2012 года в размере 9743 рублей 80 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: