Дело № 2-1341/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2013 года Амурский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Стребковой В.В.
при секретаре Шанауровой К.В.
с участием представителя администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края Вараксиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Леонтьева С. А. об отмене решения администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Леонтьев С.А. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что администрация г. Амурска необоснованно отказала в переустройстве жилого помещения по адресу: <адрес>. Запрещение п. 15 ст. 14 ФЗ № 190-ФЗ от 27.07.2010г. «О теплоснабжении» касается перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, подключаемых к существующей системе теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации № 307 от 16.04.2012г. «О порядке подключения к системам теплоснабжения». В перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии системы теплоснабжения входят источники энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям.. . и т.д. В проекте он указал на поддержание температурного режима в жилом помещении путём использования инфракрасных обогревателей. По техническим условиям для полного обогрева площади в <данные изъяты> кв.метров требуется <данные изъяты> обогреватель мощностью <данные изъяты> киловатт. На квартиру в <данные изъяты> кв.метров достаточно <данные изъяты> штук. Дом электрифицирован - имеет электроплиты и мощную электропроводку до <данные изъяты> киловатт. Просит отменить решение администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края, признать его право на переустройство жилого помещения по адресу: <адрес>.
В судебное заседание Леонтьев С.А. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации городского поселения «Город Амурск» Вараксина Е.В. в судебное заседание представила письменный отзыв, по которому требования Леонтьева С.А. администрация городского поселения «Город Амурск» не признает в полном объеме. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится «согласование переустройства и перепланировки жилых помещений» и «определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений». В соответствии со ст.25 ЖК РФ «переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения». Решением межведомственной комиссии по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории городского поселения «Город Амурск» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) Леонтьеву А.С. было отказано в согласовании переустройства жилого помещения по <адрес> по п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ - несоответствие проекта переустройства требованиям законодательства (п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ). В соответствии со ст. 8 ЖК РФ «к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом». В соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ (в ред. от 30.12.2012 № 318-ФЗ) «О теплоснабжении» «запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В результате переустройства жилого помещения Леонтьева будут демонтированы обогревающие элементы (радиаторы), которые в соответствии с п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 (ред. от 14.05.2013) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» являются общим имуществом собственников многоквартирного дома.
Согласно письму Минрегиона РФ от 04.09.2007 № 16273-СК/07 «О составе общего имущества в многоквартирном доме» «В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Исходя из изложенного, обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома». В соответствии со ст.290 ГК РФ долевой собственник общего имущества не вправе распоряжаться им по своему усмотрению.
Для переустройства жилого помещения необходимо согласование не только собственников общего имущества, но и ресурсоснабжающей организации - теплосетей. Данная позиция администрации основана также на судебной практике, в силу которой «переоборудование (переустройство) квартир без соответствующих согласований может привести к нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования, а также ухудшить условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, что не допускается по действующему законодательству» (кассационное Определение Санкт-Петербургского городского суда от 3 мая 2012 г. № 33-6478/2012). Просит отказать в удовлетворении исковых требований Леонтьева С.А.
В судебном заседании представитель администрации городского поселения «Город Амурск» поддержала отзыв, по указанным в нем основаниям.
Опрошенный в судебном заседании свидетель ФИО 1., <данные изъяты> пояснил, что согласно п. 6 Постановления РФ № 491 от 13.08.2006 г. обогревающие элементы определяются как часть общего имущества многоквартирного дома, что также определено Письмом Минрегионразвития. Федеральный закон № 190- ФЗ «О теплоснабжении» регламентирует, что переход в многоквартирных домах на индивидуальные приборы отопления запрещен при наличии в этом доме централизованной системы отопления. Данный дом запитан от централизованной системы теплоснабжения. При проектировке дома, система рассчитывается исходя из того, что в каждом жилом помещении находится определенная группа обогревающих элементов, представленных в виде радиаторов водяного отопления. При замене радиаторов на индивидуальные обогреватели могут пострадать жильцы соседних помещений в связи с предоставления услуги ненадлежащего качества. Учитывая, что собственник квартиры производит изменения для экономии на оплате коммунальных услуги теплоснабжения, а в период его отсутствия индивидуальные обогреватели будут отключаться, это будет пагубно отражаться на жильцах соседних помещений, так как будут остывать стены квартир. Централизованная система отопления установлена для всех жильцов многоквартирного дома. Полагает, что замена радиаторов на индивидуальные обогреватели можно рассматривать как реконструкцию, так как истец полностью меняет определенную проектом схему теплоснабжения жилого помещения. Но согласно ст. 94 ЖК РФ реконструкция отнесена к компетенции общего собрания. Отключение теплоснабжения в квартире повлияет на панели дома, межпанельные швы, происходит разрушение конструкций многоквартирного дома. Кроме того, многоквартирный <адрес> подключен к централизованному теплоснабжению.
Как следует из заявления Леонтьева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, поданного им в отдел архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, он просил разрешить ему использовать в его жилом помещении альтернативное отопление – инфракрасные обогреватели вместо пароводяного отопления радиаторами.
Согласно ответу отдела архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ, Леонтьеву С.А. было разъяснено, что замена инженерных сетей и установка электрического оборудования относятся к переустройству жилого помещения. Для проведения переустройства жилого помещения ему необходимо представить на рассмотрение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Город Амурск» перечень документов, предусмотренных п. 2 ст. 26 ЖК РФ. Проект переустройства жилого помещения должен быть выполнен проектной организацией, имеющей свидетельство о допуске к определенному виду работ (в данном случае, по подготовке проектной документации), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с требованиями ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ.
Истец Леонтьев С.А. обратился к главе городского поселения «Город Амурск» с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ
ООО «<данные изъяты>» составлена рабочая документация на переустройство <адрес> (замена водяных приборов отопления на инфракрасные обогреватели) в <адрес>.
Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории городского поселения «Город Амурск» № от ДД.ММ.ГГГГ, Леонтьеву С.А. было отказано в согласовании переустройства на основании п. 3 ч. 27 ЖК РФ – несоответствие требованиям законодательства.
Как следует из письма администрации городского поселения «Город Амурск» от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес Леонтьева С.А., ему отказано в согласовании переустройства жилого помещения на основании п. 3 ч. 1 ст.27 ЖК РФ несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, а именно нарушение п. 15 ст. 14 ФЗ № 190-ФЗ от 27.07.2010г. «О теплоснабжении».
Согласно свидетельству о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Леонтьеву С.А.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной заместителем главы по вопросам ЖКХ и транспорта, многоквартирный <адрес> <адрес> подключен к центральном теплоснабжению.
Заслушав представителя администрации городского поселения «Город Амурск» Вараксина Е.В., свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений» и «определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения; перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства в силу пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается отказ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении») тепловой энергией является энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление), которыми являются пар и вода, используемые для передачи тепловой энергии.
Согласно п. 15 ст. 14 Закона «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», не допускается переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.
Таким образом, собственник или наниматель жилого помещения в многоквартирном доме не вправе самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем обслуживающих жилой дом без разрешительных документов. Приложенная истцом рабочая документация, не является основанием законного переустройства и не может служить гарантией того, что данное переустройство не повлияет отрицательно на дальнейшую эксплуатацию дома в целом.
Безопасная перепланировка и переустройство квартиры возможны только на основании данных о состоянии всего дома, и только компетентные органы посредством оценки изначального состояния жилого помещения могут установить, что изменение технических характеристик одной квартиры не повлечет за собой существенных изменений в несущих конструкциях, электропроводке и канализационной системе всего дома.
Кроме того, согласно подпункту «е» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354, потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
В силу положений ст.ст. 15 ч. 5, 36, Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Ст. 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.
Между тем, суд не принимает доводы администрации о том, что радиаторы отопления, находящиеся в квартире Леонтьева С.А, являются общим имуществом собственников имущества многоквартирного жилого дома, поскольку в соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относится механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
По смыслу п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, во взаимосвязи с пп. «д» п.2 и п.5 Правил, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.), что также подтверждается решением Верховного Суда РФ от 22.09.2009г., №ГКПИ09-725, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24.11.2009г. №КАС09-547.
Между тем, самовольное переоборудование внутриквартирной системы отопления приводит к нарушению гидравлического и температурного режимов работы стояков и всего дома в целом и снижению циркуляции теплоносителя. В связи с чем в квартирах верхних этажей жилого дома может снижаться нормативный температурный режим воздуха.
Так же отсутствие тепла в помещении создает условия снижения температуры в соседних помещениях. Кроме того, при проектировании жилых домов тип и размер отопительных приборов, устанавливаемых в квартирах, определяется с учетом общей площади отапливаемых помещений, при этом прогрев помещений должен осуществляться равномерно. В связи с тем, что рядом с квартирой расположены смежные помещения, в квартире должна поддерживаться определенная температура.
Помимо этого, отопление каждого жилого помещения проектируется в условиях обеспечения во всем жилом доме метеорологических условий в пределах допустимых норм, предусмотренных пунктом 2.1 Приложения СНиП 2.04.05-91*. Отключение системы отопления (демонтаж радиаторов отопления), а также снижение нагрузки до минимума (когда проходит только транзитная труба) в квартире приводит к понижению температуры ниже допустимого уровня. Это, в свою очередь, ведет к повышенной теплоотдаче от проходящих через квартиру транзитных стояков, повышенной теплоотдаче энергии через стены, пол от смежных с квартирой жилых помещений, при этом температура внутреннего воздуха в смежных квартирах снижается.
Также указанное переустройство жилого помещения заявителем приведет к увеличению нормативов потребления коммунальных услуг, и как следствие к росту тарифов и стоимости самой коммунальной услуги для остальных потребителей, проживающих в многоквартирном доме, и таким образом будет нарушать права других собственников.
Кроме того, многоквартирный жилой <адрес>, подключен к системе централизованного отопления, в связи с чем переход одного жилого помещения многоквартирного жилого дома, на альтернативное отопление в соответствии с положениями п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещен.
При таких обстоятельствах законные основания для удовлетворения требований Леонтьева С.А. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Леонтьеву С. А. об отмене решения администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.В. Стребкова