РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2015 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
при секретаре Токмашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова А. В. к администрации Алтайского района, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о признании незаконным отказа администрации Алтайского района, обязании включить в список граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов А.В. обратился в суд с иском к администрации Алтайского района, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о признании незаконным отказа администрации Алтайского района, обязании включить в список граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома. Свои требования мотивирует тем, что он на дату пожара, произошедшего 12.04.2015 года, проживал по адресу: <адрес> которое было полностью уничтожено огнем. В огне уничтожено все его имущество.
В ходе судебного заседания Кузнецов А.В. полностью поддержал заявленные исковые требования. Показал, что он фактически в настоящее время оказался на улице, т.к. после развода с женой, она выкупила дом, где они проживали совместно. Он зарегистрирован в доме по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года. Дом сестры. В нем зарегистрировано и в одной комнате проживают 5 человек. В дом, который сгорел в результате пожара, он был заселен с согласия администрации Краснопольского сельсовета. Решением суда, он признан постоянно проживающим в данном доме и пострадавшим в результате пожара. В настоящее время, решение суда вступило в законную силу. Других жилых помещений не имеет. Полагает, что поскольку он признан решением суда постоянно проживающим в доме, сгоревшем в результате пожара, хоть и не имел на него никаких правоустанавливающих документов, учитывая, что он признан пострадавшим в результате пожара и его предметы первой необходимости полностью уничтожены в результате пожара, а так же, то, что он не имеет никакого другого помещения для проживания, ему необоснованно отказали в предоставлении меры социальной поддержки в виде строительства жилого помещения.
Представитель ответчика администрации Алтайского района Манжосова В.В., действующая на основании доверенности, уведомила суд о своем согласии на рассмотрении иска в ее отсутствие.
Представители ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ГУ МЧС России по Республике Хакасия, УФМС России по Республике Хакасия, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в зал суда не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав Кузнецова А.В., исследовав материалы дела, показания свидетеля ФИО, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших, основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом «е» статьи 11 указанного Закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 года № 429 утвержден объем трансфертов бюджету Республики Хакасия на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также утверждены правила предоставления указанных трансфертов (далее Правила).
Согласно подпункту «а» пункта 4 указанных Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
Пунктом 7 правил предусмотрено, что меры социальной поддержки граждан реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 года № 241 утвержден порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия (далее Порядок).
Как следует из пункта 3 Порядка предоставление мер поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.
В соответствии с пунктом 17 Порядка муниципальное образование в течение двух рабочих дней со дня поступления сведений из органов, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, рассматривает поступившие заявления и принимает решение о включении (отказе во включении) в списки граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, формируемые в соответствии с требованиями пункта 22 настоящего Порядка.
Пунктом 19 Порядка предусмотрены следующие основания для отказа во включении в списки:
а) несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пунктов 4 и 5 настоящего Порядка;
б) наличие в собственности заявителя и (или) членов его семьи помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья иного жилого помещения, пригодного для проживания;
в) наличие в представленных документах несоответствий (разночтений) личных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения);
г) наличие недостоверной информации в документах, представленных заявителем;
д) представление заявителем пакета документов, предусмотренных пунктами 10, 11 настоящего Порядка, не в полном объеме;
е) помещение, указанное гражданином в заявлении, признано непригодным для проживания или утраченным до произошедшего в апреле 2015 года пожара и включено в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда, реализуемую с участием Государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 22 Порядка муниципальное образование на основании принятых решений о включении в списки в течение двух рабочих дней формирует список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Из материалов гражданского дела следует, что постановлением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 № 24-ПП с 13 часов 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия введен режим чрезвычайной ситуации и установлена зона чрезвычайной ситуации на всей территории Республики Хакасия.
Распоряжением главы Краснопольского сельсовета Алтайского района от 12.04.2015 № 14 с 16 часов 12.04.2015 года введен режим чрезвычайной ситуации на территории Краснопольского сельсовета.
Распоряжением главы Краснопольского сельсовета от 13.04.2015 года установлена зона чрезвычайной ситуации, в которую вошло жилое помещение, по адресу: <адрес>.
Постановлением главы Алтайского района от 15.04.2015 года № 06-ПГ утвержден список жилых помещений и приусадебных участков, подвергшихся возгоранию в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12.04.2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Краснопольского сельсовета, в котором указано жилое помещение по адресу: <адрес>.
Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, усматривается, что помещение по адресу: <адрес>, полностью уничтожено огнем, требуется строительство нового жилья.
Согласно справке, выданной администрацией Краснопольского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ года, Кузнецов А.В. действительно проживал по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Кузнецова А.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия. Кузнецов А.В. признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия. Суд обязал администрацию Алтайского района включить Кузнецова А. В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей. Так же, суд обязал государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление
социальной поддержки населения Алтайского района» за счет средств, выделенных из
резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (федеральный
бюджет), выплатить Кузнецову А. В. единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
Решение вступило в законную силу.
Согласно сведениям из Единого государственном реестра прав на недвижимое имущество, сведений о правах Кузнецова А.В. на объекты недвижимого имущества не имеется, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Из ответа Алтайского филиал ГУП РХ «УТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно реестровым записям Алтайского филиала ГУП РХ УТИ на ДД.ММ.ГГГГ на имя Кузнецова А.В. недвижимого имущества не зарегистрировано, право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.
Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ за № №, квартира по адресу: <адрес>, на балансе Краснопольского сельсовета не состоит.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ года, Кузнецов А.В. зарегистрирован в <адрес>, с 12.11.1999 года по настоящее время. Домовладение, общей площадью 39,7 кв.м., количество комнат 2. В жилом помещении зарегистрировано 5 человек. Данная справка свидетельствует о том, что проживание Кузнецова А.В. по месту его регистрации невозможно. Жилое помещение по площади не соответствует жилищным нормам.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район № 74 19 июля 2010 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормах предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14 кв. метров общей
площади занимаемого жилого помещения.
Кузнецов А.В. обратился с заявлением о включении его в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного.
Кузнецову А.В. отказано во включении в список граждан на строительство жилья, согласно письму за подписью главы Краснопольского сельсовета Артемьевой С.А.
Решением комиссии по обследованию повреждений в результате чрезвычайной ситуации, Кузнецову А.В., также, отказано во включении в список граждан на строительство жилья.
Вместе с тем, по мнению суда, исковые требования Кузнецова А.В. подлежат удовлетворению, поскольку решением Алтайского районного суда, вступившем, в настоящее время, в законную силу, он признан постоянно проживающим на дату пожара в жилом помещении, полностью уничтоженном огнем, признан пострадавшим в результате пожара, других жилых помещений, пригодных для проживания он не имеет.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ администрации Алтайского района Республики Хакасия о включении Кузнецова А. В. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были признаны непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего 12.04.2015 года, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого помещения.
Обязать администрацию Алтайского района Республики Хакасия включить Кузнецова А. В. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были признаны непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего 12.04.2015 года.
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить Кузнецову А. В. меры социальной поддержки, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» в виде строительства жилого помещения по социальной норме, установленной указанным Постановлением Правительства РФ.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца с даты провозглашения..
Судья
Алтайского районного суда Попова Г.В.