Решение по делу № 2-1729/2015 ~ М-1669/2015 от 30.09.2015

Гражданское дело № 2-1729/2015

Решение в мотивированном виде

изготовлено 23 октября 2015 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2015 года                               г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе

Председательствующего судьи О.В. Качусовой,

при секретаре О.Г. Средней,

с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Горлановой Я.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах Чуриной <данные изъяты> к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению <данные изъяты> Алтайского края о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Чуриной У.В. к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению <данные изъяты> Алтайского края (далее МБДОУ «<данные изъяты>») о возложении обязанности произвести перерасчёт заработной платы, указывая на то, что Чурина У.В. работает в МБДОУ «<данные изъяты>». При начислении и выплате заработной платы работнику размер районного коэффициента составляет 1,20. Оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов. Данная компенсационная выплата на территории г. Алейска законом определена в размере 1,25. Просит обязать МБДОУ «<данные изъяты>» произвести перерасчет заработной платы Чуриной У.В. с применением районного коэффициента в размере 1,25 с 01 июня 2015 года по день вынесения решения; обязать ответчика производить начисление заработной платы Чуриной У.В. со дня вынесения решения с применением районного коэффициента в размере 1,25.

В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Горланова Я.Л. поддержал заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Чурина У.В. в судебное заседание, о времени и месте которого была извещена надлежащим образом, не явилась, до начала судебного заседания представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Представители ответчика - МБДОУ «<данные изъяты>», третьих лиц - Комитета по образованию и делам молодёжи администрации города Алейска, Комитета Администрации Алтайского края по финансам, кредитной и налоговой политике, Администрации г. Алейска Алтайского края в судебное заседание, о месте и времени которого были надлежащим образом извещены, не явились.

В отзывах на исковое заявление прокурора представитель ответчика - заведующая МБДОУ «<данные изъяты>» Н.В. Осадчева, представитель третьего лица - Комитета по образованию и делам молодёжи администрации города Алейска Е.И. Салькова просили дело рассмотреть в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление указали следующее. Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Так как заработная плата выплачивается непосредственно работнику, то в данном случае, о нарушении своего права (о выплате заработной платы не в полном размере) истец узнал или должен был узнать в момент получения заработной платы за соответствующий месяц. Таким образом, истцом пропущен срок на обращение в суд. Чурина У.В. помощник воспитателя: с 31.03.2015г. по 17.05.2015г. находилась в дородовом отпуске по беременности и родам (приказ МБДОУ <данные изъяты> от 31.03.2015г. №9 оф); с 18.05.2015г. по 02.09.2015г. был предоставлен больничный лист; с 03.09.2015г. по 22.11.2016г. находится в отпуске по уходом за ребенком до 1,5 лет (приказ МБДОУ <данные изъяты> от 03.09.2015г. №70оф). За данный период времени заработная плата указанному работнику не начислялась и не выплачивалась, ей было выплачено пособие по беременности и родам в полном объеме. Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Районный коэффициент является выплатой компенсационного характера и входит в состав заработной платы работника. В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года № 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» для Алтайского края утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,15. Распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20.01.1975 г. № 39-р с 01 января 1975 года в городе Алейске на всех предприятиях, в организациях и учреждениях введен коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,20 вместо действующего коэффициента 1,15. Расходы связанные с повышением коэффициента, осуществляются в пределах фонда зарплаты. Указанные документы до настоящего времени не отменены и не изменены. Согласно ст. 316 ТК РФ и ст. 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение Администрации Алтайского о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 в том числе на территории города Алейска, в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы – за счет средств бюджета Алтайского края. Указанное постановление не содержит императивных предписаний, то есть не устанавливает обязательный для применения в расчете заработной платы районный коэффициент. По своему содержанию правовые предписания в рассматриваемом постановлении имеют диспозитивный характер, то есть их наличие создаёт правовые границы, в рамках которых субъект правоприменения полномочен, совершить определенные действия (принять или не принимать правовой акт об увеличении районного коэффициента до 1,25) или наоборот воздержаться от их совершения. Указанное в полной мере согласуется с конституционной нормой об обязательности исполнения постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 115 Конституции РФ), поскольку выбор одной из возможных моделей поведения, в том числе и в форме бездействия, свидетельствует о реализации диспозитивной нормы и исполнении правового акта, в котором эта норма содержится. Кроме того, указанным Постановлением прямо определен источник финансирования выплат повышенного коэффициента для работников бюджетной сферы – средства бюджета Алтайского края. Согласно Уставу МБДОУ <данные изъяты> является бюджетным учреждением. Истец работает в МБДОУ <данные изъяты> помощником воспитателя и не относится к педагогическим работникам. В соответствии с пунктом 2.2. Положения об оплате труда для работников МБДОУ <данные изъяты> формирование фонда оплаты труда прочих работников МБДОУ (в том числе помощников воспитателей) осуществляется в пределах объема финансовых средств, предоставляемых учреждению на текущий финансовый год за счет средств бюджета города Алейска. Таким образом Чуриной У.В. заработная плата выплачивается за счет средств бюджета города Алейска до 31.03.2015г. До настоящего времени нормативные правовые акты Алтайского края, определяющие порядок начисления повышенного районного коэффициента 1,25 к заработной плате за счет средств местного бюджета, не приняты, целевые средства бюджета Алтайского края на данные выплаты не предусмотрены, передача полномочий по данному вопросу не рассматривалась. На территории г. Алейска для расчета заработной платы для работников бюджетной сферы применяется районный коэффициент 1,20. В настоящее время у МБДОУ <данные изъяты> нет оснований для перерасчета заработной платы истцу с применением районного коэффициента в размере 1,25, так как данные выплаты не являются расходным обязательством бюджета г. Алейска и МБДОУ, повлекут за собой неправомерное увеличение фонда оплаты труда работников МБДОУ. Просили отказать Алейскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Учитывая мнение помощника Алейского межрайонного прокурора Горлановой Я.Л., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, по имеющимся материалам дела.

Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 37 Конституцией РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В судебном заседании установлено, что Чурина У.В. работает в МБДОУ «<данные изъяты>» в должности помощника воспитателя, с ней заключен трудовой договор № 47 от 01 апреля 2014 года.

Трудовым договор определено, что истцу за выполнение трудовых обязанностей устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты и районный коэффициент к заработной плате 20%.

Согласно информации ответчика, Чуриной У.В. начислялся районный коэффициент к заработной плате в размере 20 %.Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года №325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» в Алтайском крае установлен районный коэффициент 1,15.

Распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 05 января 1972 года номер 5-р доведено до сведения, что Совет Министров РСФСР Распоряжением от 03 января 1972 года номер 4-р повысил с 1,15 до 1,2 районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края, согласно приложению, недостаточно обеспеченных питьевой водой, особенно подвергающихся засухе. Указанный коэффициент вводится с 01 января 1972 года и применяется в порядке, установленном постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года номер 325-24.

Согласно Приложения номер 1 к Распоряжению крайисполкома от 05 января 1972 года номер 5-р в перечень районов Алтайского края, где к заработной плате рабочих и служащих применяется районный коэффициент в размере 1,2 включен Алейский район.

Распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20 января 1975 года номер 39-р на основании письма Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Министерства Финансов СССР от 10 января 1975 года номер 13-117 «О повышении районного коэффициента» с 01 января 1975 года в городе Алейске на всех предприятиях, в организациях и учреждениях установлен коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,2.

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года номер 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение Администрации Алтайского края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 на территории Алейского, Баевского, Благовещенского, Бурлинского, Волчихинского, Егорьевского, Завьяловского, Ключевского, Кулундинского, Мамонтовского, Михайловского, Немецкого, Новичихинского, Панкрушихинского, Поспелихинского, Родинского, Романовского, Рубцовского, Славгородского, Суетского, Табунского, Угловского, Хабарского, Шипуновского районов, а также в городах краевого подчинения Алейск, Славгород и Яровое в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате постановлено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997 года районный коэффициент к заработной плате на территории г.Алейска и Алейского района определен в размере 1,25.

В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса.

Согласно ст.115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановление № 1631 от 27 декабря 1997 года «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в этом постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.

Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997 года является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению, на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что право истца на получение заработной платы с применением районного коэффициента 1,25 нарушено и подлежит восстановлению.

В отзыве на исковое заявление ответчиком было заявлено, что Чуриной У.В. за период времени с 31.03.2015г. по 22.11.2016г. было начислено и выплачено по беременности и родам в полном объеме, заработная плата не начислялась.

В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации женщинами по их заявлению предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В соответствии с ч. 3.3. ст. 14 данного Федерального закона средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (ч. 3.2).

В соответствии со ст. 15 Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В судебном заседании установлено, что ответчиком изначально, при начислении пособия по беременности и родам, а так же при начислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет применялся коэффициент 1,20.

В судебном заседании установлено, что Чурина У.В. с 03 сентября 2015 года находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком 1,5 лет, следовательно, в любой день вправе прервать указанный отпуск и приступить к работе. При начислении заработной платы Чуриной У.В. ее нарушенное право на получение заработной платы в полном объеме с применением районного коэффициента 1,25 подлежит восстановлению. Следовательно, требования прокурора о начислении заработной платы истцу с применением районного коэффициента в размере 1,25 подлежат удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела стороной ответчика заявлено о применении срока исковой давности при разрешении гражданского дела, со ссылкой на то, что перерасчет заработной платы может быть произведен за трехмесячный период, предшествовавший обращению в суд, а истцом указанный срок пропущен.

Доводы о пропуске срока исковой давности изложены также в отзыве на иск прокурора, представленном третьим лицом.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что с 31 марта 2015 года по 17 августа 2015 года Чуриной У.В. был предоставлен отпуск по беременности и родам, с 03 сентября 2015 года истец находится в отпуске по уходу за ребенком. Таким образом, период с 31 марта 2015 года по настоящее время заработная плата истцу не начислялась и не выплачивалась.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Ни истцом Чуриной У.В., ни прокурором исковых требований к ответчику о производстве перерасчета выплат по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, не заявлено.

В связи с изложенными обстоятельствами оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о производстве перерасчета заработной платы истцу за период с 01 июня 2015 года не имеется. Следовательно, не имеется оснований и для разрешения доводов ответчика о применении срока исковой давности при рассмотрении настоящего дела.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алейского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение <данные изъяты> Алтайского края производить начисление заработной платы Чуриной <данные изъяты> с 20 октября 2015 года с применением районного коэффициента в размере 1,25.

В удовлетворении остальной части исковых требований Алейского межрайонного прокурора в интересах Чуриной <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме..

Судья Алейского городского суда О.В. Качусова

2-1729/2015 ~ М-1669/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Алейский межрайонный прокурор в интересах Чуриной Ульяны Викторовны
Чурина Ульяна Викторовна
Ответчики
МБДОУ детский сад №5 комбинированного вида 2 категории г. Алейска
Другие
Комитет по образованию администрации г. Алейска АК
Администрация г. Алейска
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации АК
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Качусова Оксана Владимировна
Дело на сайте суда
aleysky--alt.sudrf.ru
30.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2015Передача материалов судье
01.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2015Судебное заседание
23.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2015Дело оформлено
14.12.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее