Гражданское дело № 2-793\2016г.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 июня 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2016 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Качусовой О.В.,
при секретаре Наумовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в городе Алейске, Алейском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском, Топчихинском, Калманском и <адрес>х к Администрации Боровского сельсовета Алейского района Алтайского края о защите прав и интересов неопределенного круга лиц, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Алейске, Алейском, Усть – Калманском, Усть – Пристанском, Топчихинском, Калманском и <адрес>х обратилось в Алейский городской суд с исковым заявлением к администрации Боровского сельсовета Алейского района Алтайского края, в котором просит обязать администрацию Боровского сельсовета Алейского района Алтайского края обеспечить подвоз доброкачественной питьевой воды жителям <адрес>, не имеющим индивидуальных источников водоснабжения, до решения вопроса по обеспечению жителей <адрес> централизованным водоснабжением в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Свои требования истец мотивировал следующими обстоятельствами. С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Алейского района Алтайского края нет воды в водопроводных сетях, по причине отсутствия воды в скважине. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алейского района, о которой территориальный отдел Управления Роснотребнадзора по Алтайскому краю в г. Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском. Усть-Калманском, Усть-Пристапском и <адрес>х не был оповещен. ТОУ стало известно об отсутствие холодного водоснабжения в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ после получения обращения жителя села. В Боровском сельсовете была запрошена информация об организации холодного водоснабжения жителей села. Изложенные данные об отсутствии холодного водоснабжения в <адрес> подтвердились письмом главы администрации Боровского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ специалистами ТОУ проведены подворные обходы <адрес> Алейского района Алтайского края, в ходе которых были выявлены факты отсутствия централизованного водоснабжения, а также в некоторых домовладениях выявлено отсутствие и децентрализованного водоснабжения. Жители <адрес>, пер. Паркового, <адрес>, у которых нет колодцев и скважин, нуждаются в подвозе воды. Некоторые жители используют талую воду от снега и из колодцев с непригодной водой. Данная информация была получена при анкетировании населения села. В селе много одиноких жителей пенсионного возраста и жителей с несовершеннолетними детьми, которые в силу состояния здоровья и финансового состояния не могут обеспечить себя бутилированной водой. Во время подворных обходов жителей <адрес> Алейского района Алтайского края был осуществлен отбор проб воды из индивидуальных (шахтных и трубчатых) колодцев на микробиологические и санитарно- гигиенические исследования. Лабораторные исследования отобранных проб воды показали, что в 45% случаев вода не соответствует по микробиологическим показателям (ОКБ, ОМЧ) требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Отсутствие холодного водоснабжения создает угрозу здоровью и жизни населения <адрес> Алейского района, которое лишено возможности соблюдать правила личной гигиены, поддерживать жилое помещение в надлежащем санитарном, состоянии, приготовления пищи, что может привести к вспышкам острых кишечных инфекционных заболеваний или вирусного гепатита А.
Представить истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Алейске, Алейском, Усть – Калманском, Усть – Пристанском, Топчихинском, Калманском и <адрес>х Щербак И.Б. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила аналогично изложенному в иске, дополнив, что несмотря на то обстоятельство, что администрацией Боровского сельсовета Алейского района Алтайского края в настоящее время обеспечено централизованное водоснабжение в селе, однако поставляемая вода не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по ряду показателей, повторные лабораторные испытания ответчиком не проведены. Истец, зная о том, что централизованное водоснабжение в селе Боровском восстановлено, собственных мер по проверке качества воды, поставляемой населению, до настоящего времени не предпринял.
Представитель ответчика- администрации Боровского сельсовета Алейского района Алтайского края, представитель третьего лица – Администрации Алейского района Алтайского края Шушаков Р.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным в отзыве на иск от ДД.ММ.ГГГГ, дополнив, что одним из доводов, положенных Территориальным отделом в обоснование заявленных требований, является прекращение водоснабжения в <адрес> с использованием централизованной системы водоснабжения в связи с возникновением аварии и необходимостью устранения последствий аварии. Со ссылкой на пункты 72-74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, сделан вывод о необходимости обеспечения подвоза питьевой воды в <адрес>, до решения вопроса по обеспечению жителей централизованным водоснабжением. Между тем, согласно нормам, закреплённым пунктами 71-74 указанных Правил, подвоз воды осуществляется в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения и при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения. В рассматриваемой ситуации, в <адрес> водоснабжение организовано посредством централизованной системы, в связи с чем отсутствует необходимость организации водоснабжения посредством подвоза воды. В данной ситуации имел место случай прекращения водоснабжения, предусмотренный подпунктом 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» - из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения. В случае прекращения или ограничения водоснабжения по указанному основанию, орган местного самоуправления, в соответствии с частью 10 статьи 21 указанного закона, обязан обеспечить население питьевой водой, в том числе путём подвоза воды. В целях обеспечения водоснабжения посредством централизованной системы водоснабжения ответчиком выполнялись работы по капитальному ремонту водозаборной скважины. Работы по муниципальному контракту были завершены ДД.ММ.ГГГГ, и с мая 2016 года в <адрес> осуществляется водоснаюжение посредством централизованной системы водоснабжения. После завершения ремонта, в рамках производственного контроля, производился отбор проб воды и проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям. По результатам лабораторных испытаний установлено соответствие 10 из 12 показателей гигиеническим нормативам. Не соответствуют гигиеническим нормативам такие показатели, как - мутность (1,93 мг/дм3 - по результатам исследований, при гигиеническом нормативе - не более 1,5 мг/дм3), а также - жесткость (14,3 градус Ж- по результатам исследований, при гигиеническом нормативе - 7,0 градуса Ж). Однако, указанные отклонения не являются критичными: согласно пункту 2 части 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», холодное водоснабжение может быть временно прекращено при существенном ухудшении качества холодной воды. В случае прекращения холодного водоснабжения органу местного самоуправления, согласно части 10 статьи 21 указанного закона, следует обеспечить население питьевой водой, в том числе путём подвоза воды. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие её безопасность, утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №. Как следует из упомянутого приказа, в рассматриваемой ситуации о существенном ухудшении качества питьевой воды можно было бы говорить в том случае, если такие показатели как «мутность» и «жесткость» составляли 2,5 мг/дм3 и более, и 15 градусов Ж, соответственно. Более того, как следует из статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. В случае получения указанного уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения от органа местного самоуправления технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
Качество подаваемой в <адрес> питьевой воды хотя и не соответствует по отдельным показателям гигиеническим нормативам, тем не менее ухудшение её качества не превышает критерии существенного ухудшения, установленные Приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, в данной ситуации отсутствует необходимость обеспечения населения питьевой водой путём подвоза воды.
Представитель третьего лица ООО «Теплосеть+» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в отзыве на иск от ДД.ММ.ГГГГ указал, что ООО «Теплосеть+» осуществляет холодное водоснабжение на территории Боровского сельсовета (в том числе в <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с аварией и необходимостью устранения последствий аварии временно прекращалось водоснабжение в <адрес>. Для возобновления водоснабжения производился капитальный ремонт скважины в <адрес>. Указанные работы были начаты ДД.ММ.ГГГГ и завершены ДД.ММ.ГГГГ. После завершения работ, в порядке осуществления производственного контроля качества питьевой воды проводились лабораторные исследования и испытания качества питьевой воды, подаваемой с использованием централизованной системы водоснабжения. Поскольку все показатели качества питьевой воды не превысили критерии существенного ухудшения качества, ДД.ММ.ГГГГ водоснабжение посредством централизованной системы в <адрес> было возобновлено. В настоящее время питьевой водой посредством централизованной системы холодного водоснабжения имеют возможность пользоваться все жители <адрес>. Поскольку в настоящее время население <адрес> обеспечено питьевой водой, необходимость подвоза питьевой воды отсутствует.
Учитывая мнение лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, по имеющимся материалам дела.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
На основании п. 3 Правил к коммунальным услугам относится, в том числе, деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению.
В силу п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг регламентированы главой 10 Правил, в соответствии с п. 85 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
В соответствии со ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, и организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Данные полномочия органов местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
На основании п. 4 ст. 3 Устава муниципального образования Боровской сельсовет Алейского района Алтайского края, к компетенции администрации относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 71 вышеуказанных Правил предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 72 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников.
Судом установлено, что на территории Боровского сельсовета Алейского района Алтайского края имеется централизованная система водоснабжения.
Услуги по водоснабжению населения на территории <адрес> предоставляет ООО «Теплосеть+» на основании договора аренды водопроводных сетей, расположенных в границах Боровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. Арендодаталем водопроводных сетей и скважины является Администрация Боровского сельсовета Алейского района Алтайского края.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Из пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно ч.10 ст. 21 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 1, пунктах 1, 5 - 7 части 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.
В судебном заседании установлено, что в марте 2016 года в связи с аварией водозаборной скважины и необходимостью устранения последствий аварии на территории Боровского сельсовета временно прекращалось водоснабжение <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алейского района, по итогам которого решено в связи с возникновением потребности в кротчайшие сроки выполнения ремонтных работ скважины на территории <адрес>, разместить муниципальный заказ на проведение работ у единственного поставщика без проведения торгов, в связи с опасностью возникновения чрезвычайной ситуации, руководствуясь п.9 ч.1 ст.93 ФЗ -44 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ житель <адрес> Меркулов Н.И. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, в котором просил разобраться в сложившейся ситуации по поводу отсутствия холодного водоснабжения.
В ходе проведения проверки сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Алейске, Алейском, Усть – Калманском, Усть – Пристанском, Топчихинском, Калманском и <адрес>х был осуществлен отбор проб воды из индивидуальных (шахтных и трубчатых) колодцев на микробиологические и санитарно- гигиенические исследования. Лабораторные исследования отобранных проб воды показали, что в 45% случаев вода не соответствует по микробиологическим показателям (ОКБ, ОМЧ) требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Алейского района Алтайского края был заключен муниципальный контракт с ООО «Востокбурвод-Сервис» на проведение капитального ремонта скважины в <адрес> Алейского района Алтайского края.
Из представленных материалов следует, что работы по муниципальному контракту были завершены ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акт № от ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена приемка скважины № БР-1010.
После завершения ремонта, в рамках производственного контроля, производился отбор проб воды в скважине и проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям.
По результатам лабораторных испытаний (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено соответствие 10 из 12 показателей гигиеническим нормативам. Не соответствуют гигиеническим нормативам такие показатели, как - мутность (1,93 мг/дм3 - по результатам исследований, при гигиеническом нормативе - не более 1,5 мг/дм3), а также - жесткость (14,3 градус Ж - по результатам исследований, при гигиеническом нормативе - 7,0 градуса Ж).
Согласно Приказу Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 1204 "Об утверждении Критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды" (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 28282) критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды установлены по четырем группам признаков: органолептическим и обобщенным, химическим, радиационным и бактериологическим.
Таким образом, показатели качества питьевой воды не превысили критерии существенного ухудшения качества и соответствуют требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
В связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ возобновлена подача питьевой воды в <адрес> посредством централизованной системы водоснабжения.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями Журнала по учету аварий и повреждений ООО «Теплосеть+», сообщениями руководителя филиала МКОУ «Моховской детский сад» - «Боровской детский сад» от 16.06.2016г. и директора МБОУ «Боровская общебразовательная школа» от 16.06.2016г. о том, что питьевая вода через централизованную систему водоснабжения в <адрес> подается после устранения аварии с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку на момент рассмотрения иска подача питьевой воды в <адрес> возобновлена посредством централизованной системы водоснабжения, необходимость подвоза питьевой воды жителями <адрес> отсутствует.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения спора требования об обязании администрации Боровского сельсовета Алейского района обеспечить подвоз доброкачественной питьевой воды жителям <адрес>, не имеющим индивидуальных источников водоснабжения, до решения вопроса по обеспечению жителей <адрес> централизованным водоснабжением в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с восстановлением центрального водоснабжения утратили свою актуальность.
При таких обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в городе Алейске, Алейском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском, Топчихинском, Калманском и <адрес>х в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в городе Алейске, Алейском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском, Топчихинском, Калманском и <адрес>х в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию Боровского сельсовета Алейского района Алтайского края обязанности обеспечить подвоз доброкачественной питьевой воды жителям села Боровское Алейского района Алтайского края, не имеющим индивидуальных источников водоснабжения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца с момента его изготовления в мотивированном виде.
Председательствующий судья: О.В. Качусова
Решение не вступило в законную силу