РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2015 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Косточкиной А.В.,
при секретаре К,
при участии:
представителя истца помощника прокурора г.Ангарска Х,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора города Ангарска в защиту права на образование несовершеннолетнего Г к Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Ангарска обратился с иском в защиту права на образование несовершеннолетнего Г к Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования, указав, что Г имеет на иждивении сына Г, ** года рождения, проживает с ребенком на территории города Ангарска. ** Г зарегистрирован в автоматизированной информационной системе Управления образования администрации Ангарского муниципального образования для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено в связи с отсутствием вакансий. Установленные в ходе проверки обстоятельства свидетельствуют о том, что конституционное право несовершеннолетнего на общедоступное дошкольное образование нарушено. То обстоятельство, что ребенок Г не может быть обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении по причине отсутствия мест, и что на учете в Управлении образования является 311 в очереди по возрастной категории свидетельствует о том, что администрация Ангарского муниципального образования не обеспечивает создание сети дошкольных учреждений с необходимым количеством мест, а, следовательно, не обеспечивает исполнение гарантированного каждому ребенку права на образование. Просит обязать ответчика восстановить нарушенное право несовершеннолетнего Г на общедоступное дошкольное образование, предоставить ему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.Ангарска Х, действующая на основании прав по должности, исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, подержала в полном объеме.
Представитель ответчика Управления образования администрации Ангарского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном заявлении, направленном в адрес суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Также направил в суд письменные возражения на иск.
Третье лицо Г в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель третьего лица Администрации Ангарского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Эти же положения закреплены ст.5 Закона РФ от 10.07.1992 года «Об образовании».
В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» одной из целей государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно ст.6 ФЗ №124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются, в том числе: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ст.44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В силу ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации среди прочих устанавливается такой тип образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, как дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
В соответствии со ст. 64 упомянутого выше закона, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Учреждения дошкольного образования, согласно утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (п. 13).
Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 и п.13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.
Судом установлено, что Г имеет на иждивении сына Г, ** года рождения, проживает с ребенком на территории Ангарского муниципального образования.
** Г зарегистрирован в автоматизированной информационной системе Управления образования администрации Ангарского муниципального образования для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. На день рассмотрения дела место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено, в связи с отсутствием вакансий. По состоянию на ** номер общей очереди 1183, из нее по возрастной категории – 292.
То обстоятельство, что ребенок Г в течение длительного времени не может быть обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении по причине отсутствия мест, свидетельствует о том, что администрация Ангарского муниципального образования не обеспечивает создание сети дошкольных учреждений с необходимым количеством мест, следовательно, не обеспечивает исполнение гарантированного каждому ребенку права на образование.
В силу ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч.1 ст.28 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. и вступившей в силу для СССР 15.09.1990 г., государства - участники признают право ребенка на образование.
Согласно ч. 1, ч.2 ст. 3 Конвенции во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ, в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Принимая во внимание обращение законного представителя Г в защиту его прав на образование, несовершеннолетнему не может быть отказано в праве на образование.
Федеральным законодательством детально не регламентирован порядок приема и зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Федеральным законом № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, не предусмотрено формирование очередности несовершеннолетних граждан, нуждающихся в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Поэтому фактическое наличие в Ангарском муниципальном образовании очередности свидетельствует о недостаточной сети муниципальных дошкольных образовательных учреждении.
Обращение с требованием об обеспечении несовершеннолетнего местом в дошкольном учреждении нельзя расценивать как нарушение прав других детей, чьи законные представители обратились в Управление образование администрации Ангарского муниципального образования ранее Г, в связи с чем, возражения ответчика в этой части суд находит несостоятельными.
Также несостоятельны доводы ответчика о том, что с момента постановки на учет Г прошло менее 24 месяцев, поэтому права несовершеннолетнего нельзя считать нарушенными.
Постановлением администрации Ангарского муниципального образования № №па от ** утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее Административный регламент). Как следует из п. 2.3.1. Административного регламента, срок предоставления муниципальной услуги управлением образования начинает течь с момента регистрации заявления в управлении образования до зачисления ребенка в образовательное учреждение, но не более 24 месяца.
Вместе с тем, как указано выше, нормативными правовыми актами не предусмотрено формирование очередности несовершеннолетних граждан, нуждающихся в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а также не установлен срок, в течение которого ребенок должен быть обеспечен местом в дошкольном учреждении.
С момента постановки на очередь (** г.) и до настоящего времени несовершеннолетнему место в детском учреждении не предоставлено, что свидетельствует о нарушении его прав.
Согласно п.2, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. № «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
Поскольку право каждого ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование гарантировано Конституцией РФ, а детального регулирования порядка предоставления дошкольного образования в нормах Федерального законодательства не содержится, должны применяться нормы ст. 43 Конституции РФ с учетом ч.1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка.
В соответствии с п. 2.1 Положения об управлении образования администрации АМО, утвержденного решением Думы Ангарского муниципального образования от 25.11.2011 г. № 163-27 рД, основными задачами управления образования являются: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
Управление образования является органом администрации Ангарского муниципального образования, на которую, в соответствии со ст. 9 ч.1 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ возложены полномочия, в том числе, по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных организациях; учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, по закреплению муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
В соответствии с административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 30.03.2012г. № 568-па, муниципальную услугу по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения дошкольного образования осуществляет Управление образования администрации Ангарского муниципального образования.
Конституционное право несовершеннолетнего Г на доступное дошкольное образование ответчиком нарушено, так как до настоящего времени он не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении, в связи с чем, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора города Ангарска в защиту права на образование несовершеннолетнего Г к Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту удовлетворить.
Обязать Управление образования администрации Ангарского муниципального образования восстановить нарушенное право несовершеннолетнего Г, ** года рождения, на общедоступное дошкольное образование, путем предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение будет изготовлено судом ** года.
Судья А.В. Косточкина