Дело №2-150/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2017 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Куликовой О.С.,
с участием истцов - Горловой В.В., Глазунов С.В.,
представителя ответчика – Администрации г. ФИО15, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горловой В.В., Глазунов С.В. к Администрации <адрес>, Цыплухиной Н.И., ФИО19, Глазунову Л.И., Зубко Л.И., Курлыкиной Р.Т., Курлыкину А.К., Савченко Е.А. об изменении статуса жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Горлова В.В. и Глазунов С.В. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес>, Цыплухиной Н.И., ФИО19, Глазунову Л.И., Зубко Л.И., Курлыкиной Р.Т., Курлыкину А.К., Савченко Е.А. об изменении статуса жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что истцам на праве собственности принадлежит 1/5 <данные изъяты>) <адрес> по <адрес>. <адрес>, в порядке наследования по закону. Квартира находится в жилом <адрес> <адрес>. <адрес>, иных квартир в доме, не существует. В настоящее время жилой дом фактически разделен между собственниками, однако в правоустанавливающих документах восьми собственников указаны доли домовладения, а у двух сособственников доли <адрес>. Жилой дом общего подъезда и помещений общего пользования не имеет, собственники имеют разные входы, помещения представляют изолированные части дома, не сообщаются между собой и имеют только одну общую капитальную стену. Определение жилого дома, как многоквартирного препятствует им как собственникам в осуществлении своих прав на приобретение земельного участка. Для реализации права на изменение вида доли жилого помещения истцы обращались в Администрацию <адрес>, однако им в удовлетворении заявления было отказано и рекомендовано обращение в суд.
В судебном заседании истцы Горлова В.В. и Глазунов С.В. исковое заявление поддержали в полном объеме и просили его удовлетворить.
Представитель Администрации <адрес> возражала против удовлетворения иска, указывая, что Администрация <адрес> не наделена полномочиями по изменению статуса жилого помещения. Также указала, что Администрация <адрес> считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Ответчики Глазунову Л.И., Савченко Е.А., Курлыкиной Р.Т., Цыплухиной Н.И., Зубко Л.И., ФИО19, Курлыкину А.К. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, подали в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие в которых указали, что с исковыми требованиями согласны.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, критерием, позволяющим разграничить виды жилых помещений «часть жилого дома» и «квартира» является отсутствие или наличие помещений общего пользования.
В соответствии с нормами ст.36 ЖК РФ помещениями общего пользования в многоквартирном доме являются межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры технические этажи, чердаки, подвалы.
Из приведенных правовых норм следует, что жилым домом (частью) признается изолированная постройка (строение) (часть строения), предназначенная для проживания людей и отвечающая соответствующим строительным, техническим, противопожарным, санитарно–гигиеническим требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В судебном заседании установлено, что собственниками по <данные изъяты> доли <адрес> по 5 км. <адрес> являются истцы, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО16(л.д.9,10,11,12)
Как усматривается из технического паспорта, составленного ДД.ММ.ГГГГ Цыплухиной Н.И. принадлежит <данные изъяты> долей домовладения, ФИО19 – <данные изъяты> долей, Зубко Л.И. – <данные изъяты> долей, Глазунову Л.И. – <данные изъяты> долей, Курлыкиной Р.Т. – <данные изъяты>, Курлыкину А.К. – <данные изъяты>, ФИО17 – <данные изъяты>, ФИО18 – <данные изъяты> (л.д. 13-15).
В соответствии с решением исполнительного комитета Маломаякского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ оформлено право собственности на доли дома с надворными строениями № по ул<адрес>. <адрес>, а именно: за Курлыкиной Р.Т. на <данные изъяты>, за ФИО23 на <данные изъяты>, за ФИО17 на <данные изъяты>, за ФИО18 на <данные изъяты>, за Глазунову Л.И. на <данные изъяты>, за Зубко Л.И. на <данные изъяты>, за ФИО19 на <данные изъяты>, за Цыплухиной Н.И. на <данные изъяты> (л.д.17).
В соответствии с заключением Симферопольского межгородского бюро регистрации и технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ возможно оформление права собственности на <адрес> по ул. <адрес>. <адрес> за Курлыкиной Р.Т. на <данные изъяты>, за ФИО23 на <данные изъяты>, за ФИО17 на <данные изъяты>, за ФИО18 на <данные изъяты>, за Глазунову Л.И. на <данные изъяты> за Зубко Л.И. на <данные изъяты>, за ФИО19 на <данные изъяты>, за Цыплухиной Н.И. на <данные изъяты> (л.д.18).
Из письма ГУП РК «КрымБТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при переоформлении права собственности <адрес> на <данные изъяты> долей от всего дома, согласно решению исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № было выдано свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО20 на <данные изъяты> долей, ФИО19 на <данные изъяты> долей, Зубко Л.И. на <данные изъяты> долей, Глазунову Л.И. на <данные изъяты>. <данные изъяты> долей составляют <данные изъяты> долю <адрес> по ул. <адрес> по свидетельству о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Алуштинской государственной нотариальной конторой р№ (л.д.24)
Согласно свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ Цыплухиной Н.И., ФИО19, Зубко Л.И., Глазунову Л.И. являются собственниками каждый 48/500 частей домовладения с надворными строениями № по <адрес>. <адрес>.
В соответствии со свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ Курлыкину А.К., Курлыкиной Р.Т., ФИО17 и ФИО18 на праве собственности каждому принадлежат по <данные изъяты> долей дома с надворными строениями № по <адрес>. <адрес>.
Из письма Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № усматривается, что Администрация <адрес> не уполномочена принимать решения по изменению статуса квартиры в жилом доме на часть жилого дома и для решения данного вопроса истцам рекомендовано обратиться в суд.
По смыслу закона, квартирой является обособленное помещение в многоквартирном доме, а жилым домом - индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования.
Таким образом, судом установлено, что одноэтажный жилой дом по адресу: <адрес> ул<адрес>. <адрес> № фактически представляет собой обособленные части с комплексом жилых и нежилых помещений, разделенных общей капитальной стеной, имеющих отдельные входы. В доме нет межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, технических этажей, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование. В доме отсутствуют помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения (общее имущество многоквартирного дома).
Между сторонами сложился определенный порядок пользования домом не в целом, а его отдельными частями, которые являются изолированными друг от друга, имеют отдельные входы, отдельные коммуникации.
На законодательном уровне понятие многоквартирного жилого дома не закреплено.
На подзаконном уровне определение многоквартирного дома сформулировано в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В п. 6 данного Положения под многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Специфическим признаком многоквартирного дома, отличающего его от индивидуального дома, предназначенного для проживания одной семьи, является то, что единый комплекс недвижимого имущества многоквартирного дома состоит из отдельных частей - помещений, предназначенных для жилых и нежилых целей, которые могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, РФ, ее субъектов или муниципальных образований. Другие части этого комплекса (общее имущество) находятся в общей долевой собственности собственников указанных выше помещений.
Таким образом, многоквартирный дом как комплексный объект состоит из: жилых помещений, нежилых помещений, помещений, предназначенных для обслуживания жилых и нежилых помещений и доступа к ним.
Исходя из указанных выше понятий видно, что многоквартирный дом является разновидностью жилого дома.
Условным отличием жилого дома от многоквартирного дома может являться то, что в жилом доме не может быть квартир, но могут быть части, и, наоборот, в многоквартирном доме могут быть квартиры, но не могут быть части.
Из вышеизложенного следует, что вопросы отнесения зданий к жилым домам или многоквартирным домам, в том числе установление однозначных критериев для такого отнесения, не имеют достаточного нормативного регулирования. Поэтому для разрешения спорных правоотношений необходимо исходить из комплексного анализа формулировок ст. 16 ЖК РФ, ст. 49 Гр РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено, что дом, являющийся предметом спора, не является многоквартирным в том понимании, которое определено жилищным законодательством: в доме отсутствуют помещения общего пользования, к которым должен быть обеспечен прямой доступ из обособленных квартир (что является отличительным признаком квартиры от жилого дома либо его части).
Доля квартиры истцов, отвечает признакам жилого дома, регламентированным ч. 2 ст. 16 ЖК РФ.
Принимая во внимание, что части жилого дома имеют обособленные входы, оборудование жилого дома позволяет эксплуатировать его владельцам своих частей дома самостоятельно и автономно, и части дома представляют собой фактически самостоятельные объекты жилищных прав в смысле вышеприведенных норм жилищного законодательства, и спора между владельцами не имеется, суд с учетом положений ст. 245 ГК РФ, приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных исковых требований.
Также суд учитывает и то, что в соответствии с действующим земельным законодательством право лица на приобретение земельного участка в собственность не ставится в зависимость от вида жилого помещения (жилой дом, квартира), а согласно ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений.
Кроме того, в соответствии со ст. 16 ЖК РФ, как квартира, так и жилой дом (часть жилого дома) имеют единый статус - жилого помещения и являются равными объектами жилищных прав.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцами исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Горловой В.В., Глазунов С.В.- удовлетворить.
Изменить статус жилого помещения <данные изъяты> доли <адрес> по <адрес>. <адрес>, принадлежащей Глазунов С.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, признав её <данные изъяты> долями жилого <адрес> по <адрес>. <адрес> Республики Крым.
Изменить статус жилого помещения <данные изъяты> доли <адрес> по <адрес>. <адрес>, принадлежащей Горловой В.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, признав <данные изъяты> жилого <адрес> по <адрес>. <адрес> Республики Крым.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 13.02.2017 г.