Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2016 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым, в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А. при секретаре судебного заседания Нейман А.А., с участием представителя истца - Пономаревой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пындык С.И. к Службе государственного строительного надзора Республики Крым, третье лицо Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к Службе государственного строительного надзора Республики Крым, третье лицо Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности.
Исковые требования мотивирует тем, что ему на основании договора купли-продажи принадлежат встроенные нежилые помещения, расположенные в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: РК, <адрес>, общей площадью 63,1 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ им, при наличии согласования с балансодержателем жилого дома КП ЖЭУ - 2, зарегистрирована Декларация о начале выполнения строительных работ по реконструкции вышеуказанных нежилых помещений, с обустройством пристройки площадью 8 кв.м, к входу заказчика Пындык С.И..
ДД.ММ.ГГГГ им зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации. После реконструкции площадь объекта составляет 71,5 кв.м.
Вместе с тем, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ему было отказано в государственной регистрации права собственности на реконструированное нежилое помещение общей площадью 71,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в связи с не предоставлением правоустанавливающих документов на землю.
Истец указывает, что с учетом положений Земельного кодекса Украины не требовалось предоставление в собственность или пользование земельного участка для строительства пристройки к многоэтажному жилому дому. Таким образом, строительство пристройки к многоквартирному жилому дому, при наличии разрешения балансодержателя жилого дома, без отвода земельного участка полностью согласуется с законодательством Украины, действовавшим в период регистрации Инспекцией ГАСК в АРК декларации о начале выполнения строительных работ и осуществления строительства.
Также истец указывает, что законность возведения истцом пристройки к многоквартирному жилому дому и ввода объекта в эксплуатацию являлись предметом судебных разбирательств.
Так, приказом начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «ОД» была отменена регистрация декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный приказ был отменен как незаконный.
Истец указывает, что отсутствие регистрации права собственности на объект недвижимости лишает его возможности в полной мере распоряжаться, пользоваться и владеть принадлежащим имуществом, а именно, продать, обменять, подарить, сдать в аренду и т.п.
Истец считает, что у него возникло право на оформление права собственности на реконструированный объект недвижимого имущества, но в настоящее время он лишен возможности произвести государственную регистрацию права на недвижимое имущество, иным способом подтвердить свое право собственности, кроме как признания его в судебном порядке, не представляется возможным.
На основании чего просит суд, признать за Пындык С.И. право собственности на нежилое помещение общей площадью 71,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В судебном заседании представитель истца в полном объеме поддержала заявленный иск, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика службы государственного строительного надзора Республики Крым в судебное заседание не явился, предоставив пояснения по иску с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие.
В своих пояснениях ответчик указывает, что частью 7 статьи 21 Закона Республики Крым №-ЗРК/2015 от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>» оговорено, что разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
На момент регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, на территории Республики Крым осуществляет свои полномочия Служба государственного строительного надзора Республики Крым - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на осуществление регионального государственного строительного надзора, действующая в соответствии с полномочиями, определенными Постановлением Совета Министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым».
Пунктом 2.5. Постановления Совета Министров Республики Крым № определены основные задачи Службы - принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к 1-3 категории сложности путем регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Порядок приема в эксплуатацию законченных строительством объектов капитального строительства установлен Постановлением Государственного Совета Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №» (далее «Порядок»).
Согласно пункта 2 Порядка принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к 1-3 категории сложности, проводится путем регистрации Службой государственного строительного надзора Республики Крым поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Датой принятия в эксплуатацию объекта является дата регистрации декларации.
В соответствии с пунктом 11 Порядка зарегистрированная декларация готовности объекта к эксплуатации является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии, включения таких данных о таком объекте в статистическую отчетность и оформления права собственности на него.
ДД.ММ.ГГГГ под номером РК № Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации на объект строительства - «реконструкция нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>», заказчиком строительства выступает Пындык С.И., общей площадью 71,5 кв.м.
Таким образом, зарегистрированная компетентным органом - Службой государственного строительного надзора Республики Крым декларация о готовности объекта к эксплуатации «реконструкция нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>». заполненная и поданная заказчиком строительства Пындык С.И., в соответствии с утвержденным Порядком действующим на время совершения события является доказательством того, что объект достроен, сдан (принят) в эксплуатацию и требует оформления правоустанавливающих документов.
На основании вышеизложенного, Служба государственного строительного надзора Республики Крым не возражает против удовлетворения исковых требований в части признания права собственности за Пындык С.И. на нежилые помещения площадью 71,5 кв.м, по <адрес>, в <адрес> образованные в результате реконструкции объекта, принятие в эксплуатацию которого удостоверено регистрацией декларации о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ № РК №.
Представитель третьего лица Государственного комитета по регистрации и кадастру Республики Крым, в судебное заседание не явился предоставив пояснения с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие. По существу пояснения сводятся к тому что третье лицо не возражает в принятии решения на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
На основании договора купли-продажи нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ удостоверенного нотариусом Алуштинского городского нотариального округа ФИО6 по реестру № Пындык С.И. принадлежат на праве собственности встроенные нежилые помещения, расположенные в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: РК, <адрес>. Встроенные нежилые помещения состоят из следующих помещений: коридора №, кладовой №, помещения №, помещения №, санузла №, общей площадью 63,1 кв.м (л.д.9-14).
ДД.ММ.ГГГГ истцом зарегистрирована Декларация о начале выполнения строительных работ по реконструкции нежилых помещений, расположенных в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: РК, <адрес> с обустройством пристройки площадью 8 кв.м, к входу (л.д. 19-20).
ДД.ММ.ГГГГ, по окончании реконструкции нежилых помещений, расположенных в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: РК, <адрес>, с обустройством пристройки площадью 8 кв.м, к входу, зарегистрирована Декларация о готовности объекта к эксплуатации, соответственно реконструированный объект с пристройкой принят в эксплуатацию. После реконструкции площадь объекта составляет 71,5 кв.м. (л.д. 15-17)
В соответствии с требованиями положений Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровом учете недвижимости» и Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» объект недвижимого имущества — нежилые помещения общей площадью 71,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с присвоением кадастрового номера: 90:15:040101:230 (л.д.18).
Доводы истца о том, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ему было отказано в государственной регистрации права собственности на реконструированное нежилое помещение общей площадью 71,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в связи с не предоставлением правоустанавливающих документов на землю, подтверждаются сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.42).
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен административный иск Пындык С.И., признан незаконным приказ начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «ОД» об отмене регистрации декларации № РК 14215000400 от ДД.ММ.ГГГГ о готовности объекта к эксплуатации «Реконструкция нежилых помещений по адресу: <адрес>» заказчика Пындык С.И., решение суда ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу (л.д.38-40).
Согласно статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
По смыслу статьи 9 Федерального Конституционного Закона № - ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» к правоотношениям возникшим до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат применению нормы материального права Украины, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений, поскольку в силу положений части 1 статьи 23 Федерального Конституционного Закона законодательство Российской Федерации действует на территории Республики Крым со дня принятия Республики Крым в ФИО1, постольку возникшие до этого правоотношения регулируются нормами права, действующими в момент возникновения таких правоотношений.
В силу 4.1 ст. 1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст. 42 (ч.1) Земельного кодекса Украины земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также принадлежащие к ним строения, сооружения и придомовые территории государственной и коммунальной собственности, предоставлялись в пользование исключительно предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами.
Согласно ч. 2 указанной нормы права земельный участок может предоставляться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению совладельцев в случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома.
Таким образом, строительство пристройки к многоквартирному жилому дому, при наличии разрешения балансодержателя жилого дома, являвшегося пользователем данного земельного участка и осуществляющего управление этим домом, не противоречит законодательству Украины, действовавшему в период регистрации Инспекцией ГАСК в АРК декларации о начале выполнения строительных работ и осуществления строительства.
Наличие такого разрешения усматривается из соответствующего согласования на пристройку (тамбур) расположенную в придомовой территории многоквартирного дома по адресу Ялтинская 1, подписанного начальником ЖЭУ-2 (л.д. 22)
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней - п. 1 ст. 131 «Государственная регистрация недвижимости» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Отсутствие регистрации права собственности на объект недвижимости лишает ФИО1 возможности в полной мере распоряжаться, пользоваться и владеть принадлежащим имуществом, а именно, продать, обменять, подарить, сдать в аренду и т.п.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 12 ГК РФ, определяет, что защита нарушенных прав осуществляется в том числе, и путем признания права.
Пункт 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", определяет, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», одним из оснований государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.
Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Из этой конституционной нормы и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов следует, что государство обязано обеспечивать каждому реализацию права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Предписания статьи 6 Федерального конституционного закона «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливают положения, в соответствие с которыми, со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П по делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов указывал, что наличие переходного периода само по себе является необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, разрешение же возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательством, так и судебной практикой.
Направленность указанных выводов Конституционного Суда Российской Федерации даёт основания полагать, что правоприменительная практика в условиях, характерных для переходного периода, имеющего целью интеграцию в ФИО1 правовую систему, предполагает осуществление её таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия участников гражданского судопроизводства к закону и действиям государства, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, а также предоставления им в случае необходимости в течение некоего разумного переходного периода возможности адаптироваться в условиях после образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что истец осуществил реконструкцию принадлежащего ему недвижимого имущества при наличии на то достаточных правовых оснований и предусмотренных действующими на тот период разрешительных документов, при этом, изменение правового регулирования в последующем, не должно нарушать его прав, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 71,5 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░