дело номер 2-412/2020
УИД 22RS0001-01-2020-000393-30
Решение в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2020 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе председательствующего судьи О.В. Луханиной, при секретаре О.Ф. Черных, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Федорова Владимира Васильевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о защите прав потребителей и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник», действуя в интересах Федорова В.В. обратились в суд с иском к ответчику - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о защите прав потребителей, свои требования мотивировали следующими обстоятельствами.
Федоров В.В. проживает в квартире <адрес>.
Ответчик ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ является компанией обслуживающей жилой дом в г.Алейске в котором проживает истец.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Часть 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ гласит, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года номер 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя текущий и капитальный ремонт общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года номер 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; сохранность имущества физических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества включает в себя содержание и уход за элементами благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, содержание общего имущества, элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Разделом 4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года номер 170, регламентированы вопросы технического обслуживания и ремонта строительных конструкций, в частности, фундаментов и стен подвалов, отмосток и тротуаров, стен, стыков панелей, козырьков, перекрытий, полов, перегородок, крыш, окон, дверей, световых фонарей, лестниц. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы пo контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Перечень работ, относящихся к текущему ремонту определен в Приложении номер 7 вышеуказанных Правил, который распространяется и на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, как управляющей компании.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (п. 3.2.2).
Действиями ответчика потребителю Федорову В.В. причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, пережитых им в результате неправомерных действий выразившихся в непредоставлении услуги по содержанию жилья. Нанесенный истцу моральный вред он оценивает в сумме 1 000 рублей.
На основании изложенного, просит обязать ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ произвести ремонт подъезда №, жилого дома <адрес> в течении трех месяцев со дня вынесения решения суда.
Взыскать с ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в пользу потребителя Федорова Владимира Васильевича компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей и почтовые расходы.
Представитель Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей» «Сутяжник» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Истец Федоров В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Алифанов Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ходе рассмотрения исковых требований по существу представил ходатайство, согласно которому дополнительно к заявленным требованиям просил взыскать судебные расходы в порядке ст. 100 ГПК РФ, в размере 20 000 рублей.
Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ поступили письменные возражения на иск № от 04 июня 2020 года из которых следует, что учреждение полностью не согласно с исковыми требованиями и просят оставит их без удовлетворения, по основаниям, изложенным в возражениях.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец Федоров В.В. является собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным 29 мая 2013 года на основании решения Алейского городского суда Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании проведенного Администрацией г.Алейска Алтайского края открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г.Алейск, территория военного городка открытого типа номер 01 (протокол от 12 апреля 2019 года №), 30 апреля 2019 года между Министерством обороны Российской Федерации, выполняющим полномочия собственника жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ заключен договор управления многоквартирным домом №, согласно которому УК ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по заданию собственника (нанимателя) помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, имеющего на праве собственности жилое (нежилое) помещение и долю в праве общей долевой собственности на общее имущества в многоквартирном доме, за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п.3.1 договора).
В соответствии с приказом Государственной инспекции Алтайского края от 31 июля 2019 года № о внесении изменений в приказ от 18 августа 2017 года № государственной инспекции Алтайского края Учреждение приступило к управлению многоквартирными домами, расположенными на территории военного городка № в г.Алейске, в том числе и многоквартирным домом №, с 01 августа 2019 года.
Согласно ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу положений, содержащихся в ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года номер 491, помещение подъезда № многоквартирного жилого дома <адрес> относится к общему имуществу собственников указанного многоквартирного жилого дома.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года номер 2300-1 «О защите прав потребителей», закон регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года номер 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Качественное оказание услуги по техническому содержанию жилищного фонда предполагает поддержание конструктивных элементов дома в технически исправном состоянии, соответствующем требованиям стандартов, строительным нормам и правилам, исключающем причинение вреда не только жизни и здоровью проживающих в нем лиц, но и их имуществу.
В силу статьи 29 названного Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года номер 491.
В соответствии с п. 2 названных Правил в состав общего имущества включаются, помимо прочего, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы.
Пункт 10 Правил устанавливает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: текущий и капитальный ремонт (п.п.3 п.13 Правил).
В силу п.18 Правил текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п.42 Правил).
С 03 ноября 2003 года действуют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года номер 170, в которых установлены требования к содержанию общего имущества жилищного фонда.
В соответствии с п. 3.2.2 и п. 3.2.3 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток; окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.
Согласно п.4.8.1. и п. 4.8.4 Правил, неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения. Заделку трещин, углублений, выбоин и сколов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми.
Согласно п. 5.5.6. указанных Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в числе прочего, содержать в исправности окна и двери в помещениях.
В силу п. 4.2.3.1 Правил, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Приложением номер 7 к указанным Правилам установлен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в частности: восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах; смена и восстановление отдельных элементов (приборов) оконных и дверных заполнений; восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, крылец, козырьков и другие.
Согласно п. 3.2.9. Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года номер 170 периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления МКД, расположенными по адресу: г.Алейск, территория жилого военного городка открытого типа номер 1 от 12 апреля 2019 года, Администрацией г.Алейска Алтайского края на основании рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации управления МКД, расположенными по адресу: г.Алейск, территория жилого военного городка открытого типа номер 1, признано ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
В соответствии с приказом Государственной инспекции Алтайского края от 31 июля 2019 года № о внесении изменений в приказ от 18 августа 2017 года № Государственной инспекции Алтайского края ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ приступило к управлению многоквартирными домами, расположенными на территории военного городка номер 1 в г. Алейске, в том числе и многоквартирным домом <адрес>, с 01 августа 2019 года.
До 01 августа 2019 года деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории военного городка номер 1 г. Алейска осуществляло ООО «ГУЖФ».
Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет управление многоквартирным домом по <адрес>, более года.
Доказательств того, что в указанный период управляющей организацией производился текущий ремонт подъездов (лестниц, лестничных клеток) многоквартирного дома, ответчиком не представлено. При этом отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не исключает обязанности управляющей организации по содержанию общего имущества жилого дома, не освобождает ответчика от обязанности выполнения указанных работ и исполнения принятых по договору обязательств.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда
предусматривают, что должно включаться в содержание и техническое
обслуживание дома, а также содержат параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими
соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В связи с этим все текущие, неотложные, обязательные сезонные
работы и услуги должны осуществляться управляющими компаниями
независимо от того, имеется ли по вопросу о необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме, и указаны ли в договоре соответствующие конкретные действия.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.11.1 Правил).
В соответствии с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года номер 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года номер 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией. Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установление перечня работ, а также периодичности проведения текущего ремонта, отнесено к исключительной компетенции решения собственников жилых помещений.
Согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ основным видом деятельности учреждения являются выполнение работ, оказание услуг, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиями в соответствии с законодательством РФ.
С учетом способа управления многоквартирным домом и периодичности сроков ремонта подъезда, установленных пунктом 3.2.9 Правил, ответчик обязан был обеспечивать нормативно установленные требования по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома, производству текущего ремонта общего имущества.
Проведение такого ремонта заключается в выполнении определенного вида работ, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27сентября 2003 года номер 170, в которых установлены требования к содержанию общего имущества жилищного фонда. Без определения вида и объема работ по текущему ремонту решение суда является неисполнимым.
В ходе рассмотрения дела определением Алейского городского суда от 09 июня 2020 года была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от 23 июня 2020 года №, установлено, что в подъезде № многоквартирного жилого дома по <адрес> требуется проведение текущего ремонта, при этом приведены конкретные виды работ с локализацией мест их проведения. Техническое состояние подъезда № неудовлетворительное (не соответствует требованиям МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда»), для устранения выявленных повреждений в помещении подъезда № требуется проведение ремонтных работ. Стоимость работ по текущему ремонту по подъезду № в ценах и на дату проведения экспертизы составляет 65 000 рубля.
У суда не имеется оснований не доверять данному экспертному заключению.
Суд полагает, что экспертное заключение соответствует требованиям положений ст. 86 ГПК РФ, указанное экспертное заключение в силу требований ст. 67 ГПК РФ, является допустимым доказательством, так как оно произведено в соответствии с нормативными, методическими и справочными источниками в соответствии с действующим законодательством, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы эксперта обоснованы, достаточно мотивированы, неясностей и противоречий не содержат, перед производством экспертизы эксперт, имеющий соответствующую квалификацию и стаж работы по профессии, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, ему были разъяснены права и обязанности. Суд соглашается с выводами эксперта и учитывает, что данным экспертным заключением ремонтные работы по устранению выявленных повреждений в помещении подъезда № <адрес> отнесены к текущему ремонту.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (п. 31 Правил).
Поскольку услуги и работы по обслуживанию мест общего пользования, являющиеся предметом данного иска, отнесены к услугам по содержанию общего имущества многоквартирного дома, то исходя из анализа приведенных норм права, плата за данные услуги должна производиться за счет средств, вносимых собственниками в счет платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования к ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, которое в настоящее время управляет данным многоквартирным жилым домом, об обязании произвести текущий ремонт подъезда жилого дома, подлежащими удовлетворению.
При этом, не имеет правового значения в рассматриваемом случае то обстоятельство, что данная управляющая компания управляет спорным домом непродолжительное время и все установленные дефекты имели место ранее, поскольку данное обстоятельство не снимает с ответчика обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества).
На правоотношения, возникающие в сфере оказания собственникам и нанимателям коммунальных услуг, в том числе потребляемых при использовании общего имущества многоквартирных домов и не связанных с осуществлением указанными лицами предпринимательской деятельности, распространяются положения Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года номер 2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года номер 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В связи с установлением факта нарушения ответчиком прав истца, как потребителя на своевременное исполнение услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, суд находит обоснованными требования о взыскании компенсации морального вреда, основанными на ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
При определении размера компенсации морального вреда судом принимаются во внимание фактические обстоятельства дела, при которых причинен моральный вред, степень и глубина нравственных страданий истца в связи с нарушением его прав на надлежащее санитарное состояние общего имущества многоквартирного дома ответчиком ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, суд полагает соразмерной компенсацией морального вреда в размере 500 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
В соответствии с п. 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года номер 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
В связи с указанным, суд полагает подлежащим взысканию с ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в пользу истца Федорова В.В. штраф в размере 125 рублей, и в пользу Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник», обратившегося в интересах истца Федорова В.В., штраф 125 рублей.
Требования истца о взыскании с ответчика почтовых расходов, понесенных в связи с направлением в адрес ответчика искового заявления с приложенными документами, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В подтверждение данного требования истцом представлена квитанция АО «Почта России» от 04 марта 2020 года о направлении Сосновым Е.А. в адрес ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ заказной корреспонденции (бандероли с объявленной ценностью, весом 0,233 кг) на сумму 214,24 рублей, а также опись вложения в ценное письмо, в котором указано о направлении 10 исковых заявление предъявляемых АКОО АЗПП «Сутяжник» в интересах различных граждан, в том числе и настоящего искового заявления.
Вместе с тем, сведений о стоимости заказной корреспонденции АКОО «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Федорова В.В. к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о защите прав потребителей, суду не представлено.
Поскольку представленная по настоящему делу почтовая квитанция составлена на отправление десяти исковых заявлений, а не одного искового заявления в интересах истца Федорова В.В. по настоящему делу, соответственно, почтовые расходы по его направлению в адрес ответчика не могут быть взысканы с ответчика.
В соответствии со ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» подлежат взысканию расходы на проведение экспертизы в сумме 24 800 рублей.
В соответствии со статьей 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.
В соответствии со ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст.94 ГПК Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей, расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; другие признанные судом необходимыми расходы.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как следует из материалов гражданского дела интересы истца Федорова В.В. в суде представлял Алифанов Д.В. Факт оплаты денежных средств в размере 20 000 рублей истцом Федоровым В.В., за представительство в суде первой инстанции подтверждается квитанцией серии № от 27 августа 2020 года.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При этом в каждом конкретном случае суду при взыскании таких расходов надлежит определять разумные пределы исходя из обстоятельств дела: объем и сложность выполненной работы; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Учитывая изложенное, при определении размера возмещения понесенных истцом расходов по оплате услуг представителя суд учитывает обстоятельства, имеющие значение, в том числе объем оказанной истцу правовой помощи, категорию рассмотренного дела, период в течение которого осуществлялось судебное производство, общее количество судебных заседаний, количество судебных заседаний с участием представителя истца, продолжительность судебных заседаний, объем представленных сторонами и исследованных судом доказательств, результат рассмотрения исковых требований – в данном случае частичное их удовлетворение, соблюдение баланса интересов сторон, требования разумности. Представитель истца ФИО5 представлял интересы истца на основании нотариальной удостоверенной доверенности, копия которой имеется в материалах дела. При этом ФИО5 участвовал при рассмотрении дела по существу в одном судебном заседании (09 июня 2020 года).
Суд полагает, что требования Федорова В.В. об оплате услуг представителя подлежат частичному удовлетворению. С учетом обстоятельств дела, объема материалов гражданского дела, сложности разрешенного вопроса, количества времени, потраченного представителем на участие в его разрешении, а также тот факт, что представителем истца не проводилась работа по подготовке искового заявления, по сбору и предоставлению суду доказательств в обоснование заявленных требований (имеющиеся в деле доказательства, истребованы судом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству), исходя из принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца Федорова В.В. расходов на оплату услуг представителя в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Федорова Владимира Васильевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о защите прав потребителей и взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации произвести в подъезде дома № по <адрес> текущий ремонт и произвести следующие ремонтно – строительные работы:
входной тамбур:
-локальная заделка выбоин и железнение бетонной поверхности пола;
-ремонт полотен деревянного дверного блока между тамбуром и лестничной клеткой с заменой поврежденных элементов
-замена порога деревянного дверного блока;
-установка приборов деревянного дверного блока;
-восстановление целостности деревянной перегородки между тамбуром и лестничной клеткой;
-окраска масляными составами деревянного дверного блока и перегородки с подготовкой поверхности;
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен и откосов дверного проема и окраска масляными составами нижней части стен) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами элементов системы отопления с подготовкой окрашиваемой поверхности;
площадка и лестничный марш между тамбуром и площадкой 1 –го этажа:
-железнение бетонной поверхности ступени;
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен и окраска масляными составами нижней части стен) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами элементов системы отопления с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-восстановление цементных плинтусов по части периметра помещений;
-окраска масляными составами плинтусов площадки и ходовой поверхности лестничного марша (по боковой стороне) с подготовкой окрашиваемой поверхности;
площадка 1-го этажа:
-демонтаж светильника системы освещения с последующей установкой и устранением открытых участков электропроводки;
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев и восстановлением штукатурного слоя на поврежденных учакстках;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен и окраска масляными составами нижней части стен) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами этажного распределительного щитка с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-восстановление цементных плинтусов по части периметра помещений;
-окраска масляными составами плинтусов площадки с подготовкой окрашиваемой поверхности;
лестничный марш между площадкой 1-го этажа и промежуточной площадкой (1-2):
-локальная заделка выбоин бетонного покрытия ходовой поверхности лестничного марша (ступеней) цементным раствором;
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен, окраска масляными составами нижней части стен и боковой поверхности лестничного марша и потолков (побелка);
-установка деревянного поручня и перильного ограждения;
-окраска масляными составами деревянного поручня и металлических элементов перильного ограждения с подготовкой поверхности;
-окраска масляными составами ходовой поверхности лестничного марша (по боковой стороне) с подготовкой поверхности;
промежуточная площадка (1-2):
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен и оконных откосов, окраска масляными составами нижней части стен и подоконной части проема) и потолков (побелка);
-установка внутренней створки оконного блока с остеклением листовым стеклом;
-установка приборов оконного блока;
-окраска масляными составами оконного блока с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-окраска масляными составами плинтусов площадки с подготовкой окрашиваемой поверхности;
лестничный марш между промежуточной площадкой (1-2) и площадкой 2-го этажа:
-локальная заделка выбоин бетонного покрытия ходовой поверхности лестничного марша (ступеней) цементным раствором;
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен, окраска масляными составами нижней части стен и боковой поверхности лестничного марша и потолков (побелка);
-окраска масляными составами деревянного поручня и металлических элементов перильного ограждения с подготовкой поверхности;
-окраска масляными составами ходовой поверхности лестничного марша (по боковой стороне) с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-окраска огнезащитным составом металлических косоуров лестничного марша, обеспечивающим предел огнестойкости не менее 1 часа, либо их оштукатуривание по металлической сетке;
площадка 2-го этажа:
-восстановление покрытия пола из керамических плиток (в местах разрушения);
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен и окраска масляными составами нижней части стен) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами этажного распределительного щитка с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-восстановление цементных плинтусов по части периметра помещений;
-окраска масляными составами плинтусов площадки с подготовкой окрашиваемой поверхности;
лестничный марш между площадкой 2-го этажа и промежуточной площадкой (2-3):
-локальная заделка выбоин бетонного покрытия ходовой поверхности лестничного марша (ступеней) цементным раствором;
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен, окраска масляными составами нижней части стен и боковой поверхности лестничного марша) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами деревянного поручня и металлических элементов перильного ограждения с подготовкой поверхности;
-окраска масляными составами ходовой поверхности лестничного марша (по боковой стороне) с подготовкой окрашиваемой поверхности;
промежуточная площадка (2-3):
-восстановление покрытия пола из керамических плиток ( в местах разрушения);
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-замена заполнения створок оконного блока, выполненного из нескольких стекол, на листовой остекление;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен и оконных откосов, окраска масляными составами нижней части стен и подоконной части проема) и потолков (побелка);
-установка приборов оконного блока;
-окраска масляными составами оконного блока с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-окраска масляными составами плинтусов площадки с подготовкой окрашиваемой поверхности;
лестничный марш между промежуточной площадкой (2-3) и площадкой 3-го этажа:
-локальная заделка выбоин бетонного покрытия ходовой поверхности лестничного марша (ступеней) цементным раствором;
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен, окраска масляными составами нижней части стен и боковой поверхности лестничного марша) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами деревянного поручня и металлических элементов перильного ограждения с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-окраска масляными составами ходовой поверхности лестничного марша (по боковой стороне) с подготовкой окрашиваемой поверхности;
площадка 3-го этажа:
-демонтаж светильника системы освещения с последующей установкой и устранением открытых участков электропроводки;
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен и окраска масляными составами нижней части стен) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами этажного распределительного щитка с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-восстановление цементных плинтусов по части периметра помещений;
-окраска масляными составами плинтусов площадки с подготовкой окрашиваемой поверхности;
лестничный марш между площадкой 3-го этажа и промежуточной площадкой (3-4):
-локальная заделка выбоин бетонного покрытия ходовой поверхности лестного марша (ступеней ) цементным раствором;
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен, окраска масляными составами нижней части стен и боковой поверхности лестничного марша) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами деревянного поручня и металлических элементов перильного ограждения с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-окраска масляными составами ходовой поверхности лестничного марша (по боковой стороне) с подготовкой окрашиваемой поверхности;
промежуточная площадка (3-4):
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен и оконных откосов, окраска масляными составами нижней части стен и подоконной части проема) и потолков (побелка);
-установка приборов оконного блока;
-замена заполнения створок оконного блока, выполненного из нескольких стекол, на листовое остекление;
-окраска масляными составами оконного блока с подготовкой окрашиваемой поверхности ;
-окраска масляными составами плинтусов площадки с подготовкой окрашиваемой поверхности;
лестничный марш между промежуточной площадкой (3-4) и площадкой 4-го этажа:
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен, окраска масляными составами нижней части стен и боковой поверхности лестничного марша) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами деревянного поручня и металлических элементов перильного ограждения с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-окраска масляными составами ходовой поверхности лестничного марша (по боковой стороне) с подготовкой окрашиваемой поверхности;
площадка 4 этажа:
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев, протравкой стен и потолка в местах наличия следов замачивания;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен и окраска масляными составами нижней части стен) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами этажного распределительного щитка с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-восстановление цементных плинтусов по части периметра помещений;
-окраска масляными составами плинтусов площадки с подготовкой окрашиваемой поверхности;
лестничный марш между площадкой 4-го этажа и промежуточной площадкой (4-5):
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен, окраска масляными составами нижней части стен и боковой поверхности лестничного марша) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами деревянного поручня и металлических элементов перильного ограждения с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-окраска масляными составами ходовой поверхности лестничного марша (по боковой стороне) с подготовкой окрашиваемой поверхности;
промежуточная площадка (4-5):
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен и оконных откосов, окраска масляными составами нижней части стен и подоконной части проема) и потолков (побелка);
-установка приборов оконного блока;
-окраска масляными составами оконного блока с подготовкой окрашиваемой поверхности ;
-окраска масляными составами плинтусов площадки с подготовкой окрашиваемой поверхности;
лестничный марш между промежуточной площадкой (4-5) и площадкой 5-го этажа:
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен, окраска масляными составами нижней части стен и боковой поверхности лестничного марша) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами деревянного поручня и металлических элементов перильного ограждения с подготовкой поверхности;
-окраска масляными составами ходовой поверхности лестничного марша (по боковой стороне) с подготовкой окрашиваемой поверхности;
площадка 5 этажа:
-подготовка оснований стен и потолка с расчисткой отстающих отделочных слоев, протравкой стен и потолка в местах наличия следов замачивания;
-восстановление окрасочного слоя стен (побелка верхней части стен и окраска масляными составами нижней части стен) и потолков (побелка);
-окраска масляными составами этажного распределительного щитка с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-восстановление цементных плинтусов по части периметра помещений;
-окраска масляными составами деревянного поручня и металлических элементов перильного ограждения с подготовкой окрашиваемой поверхности;
-окраска масляными составами плинтусов площадки с подготовкой окрашиваемой поверхности.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Федорова Владимира Васильевича компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 125 рублей, всего взыскать 625 рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» штраф в размере 125 рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы по оплате производства судебной строительно–технической экспертизы в размере 24 800 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Федорова Владимира Васильевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о защите прав потребителей - отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Федорова Владимира Васильевича судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 1 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Федорова Владимира Васильевича о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края.
Судья Алейского городского суда О.В. Луханина
Решение не вступило в законную силу