Дело № года
УИД 28RS0№-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 сентября 2020 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,
секретаря судебного заседания ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
ответчика – представителя ответчика Акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» о запрете вводить режим ограничения подачи электрической энергии в течение отопительного периода 2020-2021 годов на котельных,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес> к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» о запрете вводить режим ограничения подачи электрической энергии в течение отопительного периода 2020-2021 годов на котельных и ходатайством о принятии мер, направленных на обеспечение иска.
В обоснование заявленных требований помощник прокурора <адрес> пояснила, что прокуратурой <адрес> по поступившей информации, в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства установлен факт полного ограничения режима потребления в отношении объектов ООО «АТК».
ООО «АТК» по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № передано во владение и пользование муниципальное имущество - котельные: №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес> «а» <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>.
В соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «АТК» - концессионер обязуется осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объекта соглашения.
Котельная №, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности ООО «Архаринская транспортная компания», передана ООО «АТК» по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абз. 4 п. 1.1 указанного договора аренды помещение предоставляется арендатору - ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» для использования в производственных целях, в том числе для производства и распределения тепловой энергии.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «ДЭК» и ООО «АТК» заключен договор энергоснабжения № РАООЭ0001042.
В силу положений указанного договора ПАО «ДЭК» обязано осуществлять продажу электрической энергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ООО «АТК» имелась задолженность перед ПАО «ДЭК» в сумме 3 655 165,60 рубля, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 3 021 110,89 рублей.
ПАО «ДЭК» в связи с имеющейся задолженностью в адрес ООО «АТК» ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление № о необходимости оплаты задолженности, а также в случае неоплаты задолженности, ограничения потребления электроэнергии путем отключения объектов.
Начальником Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ПАО «ДЭК» в адрес главного инженера СП ВЭС АО «ДРСК» «Амурские электрические сети» было направлено уведомление на введение ограничения режима потребления электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ № на котельных ООО «АТК» на основании ненадлежащего выполнения условий договора энергоснабжения в части оплаты за электрическую энергию.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о введении ограничения режима потребления электроэнергии на котельных.
В настоящее время следующие котельные ООО «АТК» отключены от энергоснабжения: №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>.
Указанные котельные вырабатывают и поставляют тепловую энергию в жилые дома, социально-значимые объекты, в том числе детские сады, школы, больницы.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
При этом приоритет норм жилищного законодательства над иными и нормативными актами, предусматривающими предоставление услуг определен ст. 8 ЖК РФ - согласно которой к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (Правил предоставления коммунальных услуг) - «коммунальные услуги» - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
В силу подп. «а», «б» и «д» п. 115 Правил предоставления коммунальных услуг без исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
а)возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в
централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
б)возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя (подп. «б» п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:
а) повреждению общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме;
б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими
помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
В силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Обстоятельства, при наступлении которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, а также порядок ограничения режима потребления определены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима употребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства [Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №).
Пунктом 3 Правил № предусмотрено, что ограничение режима потребления, за исключением вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены те же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или иного лица, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя (абз. 1).
Котельные ООО «АТК» обеспечивают прохождение отопительного сезона в муниципальном образовании рабочий поселок (пгт) <адрес>.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Таким образом, в данном случае потребителем является не только то лицо, которое использует товар, работу, услуги для определенных законодательством целей, а также часть граждан, проживающих в жилом фонде, являющихся потребителями тепловой энергии, предоставляемой юридическим лицам и добросовестно оплачивающих данную услугу.
Отключение котельных от энергоснабжения влечет невозможность проведения работ по подготовке указанных котельных к отопительному сезону 2020-2021 г.<адрес> ситуация приведет к срыву отопительного сезона в рабочем поселке (пгт) Архара, что в свою очередь повлечет причинение вреда жизни и здоровью граждан, получающих коммунальную услугу теплоснабжения от котельных, находящихся в ведении ООО «АТК».
Так, согласно п. 2.7.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, объем технического обслуживания и ремонта тепловых энергоустановок определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния, а согласно п. 2.7.3. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов.
Кроме того, в результате введенных ограничений в подаче энергоснабжения не проводиться обязательные мероприятия по проведению пробных топок на котельных рабочего поселка (пгт) Архара на отопительный период 2020-2021 г.<адрес>, согласно п. 11.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для проверки готовности систем отопления и системы теплоснабжения в целом к работе в отопительном периоде перед его началом проводятся пробные топки. Пробные топки проводятся после окончания работ по подготовке системы теплоснабжения к осеннему периоду. Начало и продолжительность пробных топок определяются графиком теплоснабжающей организацией, который следует согласовывать с органом местного самоуправления и доводить до сведения потребителей не позднее чем за трое суток до начала пробной топки.
В результате этого также возникает угроза срыва отопительного периода в рабочем поселке (пгт) Архара и причинения вреда жизни и здоровью граждан, получающих коммунальную услугу теплоснабжения от котельных рабочего поселка (пгт) Архара, находящихся в ведении ООО «АТК», а также к возникновению чрезвычайной ситуации.
В силу ч. 1 ст. 10 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» -запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц. ПАО «ДЭК» является монополистом в сфере энергоснабжения и действия по отключению от энергоснабжения котельных нарушат управа и интересы других лиц - жильцов домов, получающих отопление и горячее водоснабжение от указанных котельных.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права абонентов, своевременно оплачивающих коммунальные услуги (отопление). Данная позиция нашла свое отражение в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ВПР11-6, а также в п. 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, антимонопольное законодательство Российской Федерации, гражданское законодательство РФ и законодательство в сфере защиты прав потребителей запрещает совершать указанные действия по ограничению в подаче электроэнергии на котельные.
Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (в данном случае до прекращения подачи электроэнергии на котельную), и пресечения действий, (нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (в виде срыва прохождения отопительного периода).
Экономический, спор между двумя организациями не должен нарушать законные права и интересы граждан.
Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указан, в решении, а также в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В ходе подготовки дела к слушанию прокурор уточнил свои исковые требования и,
руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просит запретить ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» вводить режим ограничения подачи электрической энергии в течение отопительного периода 2020-2021 годов на следующих котельных: №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что в отношении вышеуказанных котельных ПАО «ДЭК» и ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» заключён договор энергоснабжения №РАООЭ0001042 от 10.2017 г.
Несмотря на согласованный сторонами порядок расчётов, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» систематически нарушает условия по оплате фактически потреблённой электроэнергии и ПАО «ДЭК» вынуждено принимать меры по снижению объёма неоплачиваемого отпуска электроэнергии должнику посредством ограничения режима потребления электроэнергии.
Право гарантирующего поставщика на введение ограничений энергопотребления предусмотрено как законом (ст. 523, 546 ГК РФ, пункт 48 «Основных Положений функционирования розничных рынков», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, абз. 2 пп. «б» «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (Далее - Правила ограничения)), так и условиями заключенного между сторонами договора энергоснабжения.
Согласно п. 48 Основных положений, гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила ограничения), инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Согласно абз. 2 пп. «б» п. 2 Правил ограничения, ограничение режима потребления
электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
Порядок введения режима ограничения урегулирован разделом II Правил ограничения.
В п. 2.2.2 Договора энергоснабжения стороны закрепили право ПАО «ДЭК» вводить ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии, в том числе по предварительной оплате.
В развитие положений, установленных в п. 2.2.2. Договора энергоснабжения, стороны предусмотрели порядок полного и (или) частичного ограничения подачи электроэнергии (раздел 7 договора).
Таким образом, законность права гарантирующего поставщика вводить ограничения режима потребления электрической энергии установлена не только на законодательном уровне, но и договорными правоотношениями с потребителями.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» в «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии» были внесены существенные изменения и дополнения в порядок полного и (или) частичного ограничения.
Так, законодателем дано четкое понятие «потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям» - это потребители, которые относятся к категориям потребителей согласно приложению (абз. 9 п. 1(1) Правил ограничения).
Приложением к Правилам ограничения установлены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, всего 8 пунктов. Список объектов и предприятий является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Анализ всех позиций, указанных в приложении к Правилам ограничения не даёт оснований полагать, что котельные теплоснабжающих предприятий, как объекты, участвующие в процессе выработки тепла, относятся к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, поскольку котельные в указанном перечне не значатся. Не содержит в себе рассматриваемые объекты и перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, утверждённый распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в соответствии с п. 15 Правил ограничения, утверждённых Постановлением Правительства РФ №.
Таким образом, законодатель не относит котельные к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, следовательно, требования закона при ограничении электрической энергии данных объектов позволяют производить полное отключение электроснабжения котельных.
При этом, следует иметь ввиду, что Правила ограничения в действующей редакции разрешают вводить не только частичное (п.5 Правил ограничения), но и полное ограничение электропотребления абсолютно любых объектов, в том числе и объектов, ограничение электропотребления которых может привести к негативным социальным, экономическим или экологическим последствиям, при этом, не ограничиваясь уровнем аварийной или технологической брони (п. 6 Правил ограничения).
В связи с систематическим неисполнением обязательств по оплате электроэнергии в адрес ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» было направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывалась сумма задолженности, а также сообщалось, что в случае ее неоплаты в срок до 12-00 часов ДД.ММ.ГГГГ потребителю необходимо будет произвести самостоятельное ограничение потребления электроэнергии, путём отключения указанных в приложении № объектов. В противном случае, режим ограничения будет выполнен принудительно.
Учитывая, что ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» не исполнило требование ПАО «ДЭК» по самостоятельному полному ограничению поставки электрической энергии на котельные, ДД.ММ.ГГГГ сетевой организацией - АО «ДРСК» режим ограничения был введён принудительно на основании пп. 1(1), 11 Правил ограничения.
Таким образом, оценивая в совокупности все обстоятельства сложившейся ситуации, а именно: наличие права гарантирующего поставщика на введение режима ограничения; требования закона и их полное соблюдение при введении режима ограничения; а также факт введения ограничения после завершения отопительного периода 2019-2020 гг. (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), -
ПАО «ДЭК» при введении ограничения режима электропотребления котельных, находящиеся в пользовании ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» действовало в строгом соответствии с требованиями закона и условиями договора энергоснабжения.
Считает, что в обоснование исковых требований положены нормы права, не подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям.
Так, прокурор ссылается на нормы ЖК РФ, регулирующие, в силу его ст.4
жилищные правоотношения, в частности, по предоставлению коммунальных услуг
потребителям - физическим лицам, использующие данные услуги для обеспечения бытовых нужд. Между тем, ПАО «ДЭК» не оказывает услуги по теплоснабжению, в связи с чем, основания для их применения к правоотношениям по договору энергоснабжения
заключённого с ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» отсутствуют.
Вопреки доводам прокурора, к спорным правоотношениям не подлежат
применению пп.121,122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых
Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку данный нормативно-
правовой акт регулируют отношения между сторонами договора предоставления
коммунальных услуг. ПАО «ДЭК», в рамках данного спора, стороной договора
предоставления коммунальных услуг гражданам не является. Запрет ограничения,
содержащийся в п. 121 указанного акта, распространяется на исполнителей соответствующей коммунальной услуги, в рассматриваемом случае - на ООО «Архаринская теплоснабжающая компания». К правоотношениям ПАО «ДЭК» с теплоснабжающими организациями по поставке электрической энергии данный запрет отношения не имеет.
Неприменимы к отношениям ПАО «ДЭК» - ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» и положения Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав
потребителей», где потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товар (работы, услуги). В отношениях по электроснабжению участвуют два юридических лица, в связи с чем, действия закона на ПАО «ДЭК» не распространяется.
Также прокурором безосновательно указывается на нарушение ПАО «ДЭК» ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3. Однако, подобные выводы являются
ошибочными, влекущими нарушение ч.3 ст. 423 ГК РФ, закрепляющей право ПАО «ДЭК» на получение исполнения по договору энергоснабжения. Ограничение потребления электрической энергии должника является единственно возможным, адекватным, законодательно предусмотренным, а соответственно добросовестным способом защиты нарушенного права, направленным на предотвращение роста долга, фактическое погашение которого, в случае с таким злостным неплательщиком как ООО «Архаринская
теплоснабжающая компания» маловероятно.
Выводы, отражённые в Определении судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ВПР11-6, а также п. 3 Обзора ВС РФ, утверждённого Президиумом ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на которые в подтверждение требований ссылается прокурор, базируются на Порядке ограничения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающем возможность ограничения энергоснабжения при наличии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов абонентам, своевременно оплачивающим использованные ресурсы. Между тем, данный Порядок утратил юридическую силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Иными действующими нормативно-правовыми актами заключение указанного Соглашения, не предусмотрено, а ограничение энергоснабжения рассматриваемого потребителя не поставлено в зависимость от его наличия или отсутствия.
Кроме того считает, что прокурором не предоставлены доказательства в подтверждение заявленных требований.
Исковое заявление прокурора <адрес> обоснованно в целом единственным доводом - угроза срыва отопительного периода 2020-2021 гг. На основании этого, прокурор приходит к выводу, что действия ПАО «ДЭК» являются неправомерными.
Вместе с тем, на момент обращения прокурора в суд с иском и на момент рассмотрения искового заявления, отопительный сезон в <адрес> не начался. В связи с чем, приведённые доводы не обоснованы.
Не находят подтверждение и доводы прокурора относительно невозможности выполнения мероприятий, связанных с проведением гидравлических испытаний котлов и тепловых сетей. Проведение данных мероприятий определяются графиком теплоснабжающей организации, согласованным с ОМСУ и доведенным до сведения потребителей тепловой энергии. Следовательно, основополагающим доказательством обоснованности довода прокурора является именно данный график. Однако таковой представлен не был.
Примечательно также и то, что со стороны ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» не поступало каких-либо заявлений о подачи электрической энергии, в связи с необходимостью проведения вышеуказанных мероприятий (вина за не проведение которых вменяется прокурором ПАО «ДЭК»). В то время как при наличии подобных обращений от потребителя, консенсус по данному вопросу, между ПАО «ДЭК» и потребителем однозначно был бы достигнут.
Согласно Решению заседания межведомственной рабочей группы по координации деятельности по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на указанную дату рабочими резервными источниками энергоснабжения обеспечены 98,6% котельных области, в которые входят и котельные <адрес>. О том, что все рассматриваемые котельные ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» оснащены резервными источниками питания свидетельствуют также акты технологического «соединения (прилагаются).
Таким образом, при наличии автономных источников питания, утверждения прокурора в иске о невозможности проведения обязательных мероприятий по проведению пробных топок на котельных <адрес> на отопительный сезон несостоятельны и голословны и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Дополнительно отмечаем, что факт нахождения ПАО «ДЭК» в единой технологической цепочке процесса теплоснабжения не означает его обязанность обеспечивать электроэнергией злостного неплательщика - теплоснабжающую организацию, что вытекает из положений ч. 3 ст. 308 ГК РФ (обязательство не создаёт обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон) и п. 2 ст. 307 ГК РФ (обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе).
Кроме того, требование о возложении обязанности обеспечить поставку электроэнергии в принципе, незаконно в силу ст.ст. 11 ГК РФ, 3 ГПК РФ, поскольку предполагает защиту прав на будущее. Чем обоснована подача энергии в другие периоды времени - в исковом заявлении не указывается.
При таких обстоятельствах, полагаем, что заявленные требования и приведённые в их обоснование доводы не подтверждены нормами права и доказательственной базой, при этом противоречат положениям Правил ограничения, так как действиями ПАО «ДЭК» никак не были нарушены права граждан на получение услуги теплоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь положениями действующего законодательством РФ, просит в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к ПАО «ДЭК» отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав граждан.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.В пунктах 2, 3 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования е абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускается в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
При этом приоритет норм жилищного законодательства над иными нормативными актами, предусматривающими предоставление услуг определен ст. 8 ЖК РФ - согласно которой к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")
Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);
в) водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам;
г) электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
д) газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах;
е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления;
ж) обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 121 указанных Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
В силу подп. "а", "б" и "д" пункта 115 указанных Правил Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
Пунктом "б" пункта 117 указанных Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
В силу пункта 122 указанных Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:
а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
В силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Обстоятельства, при наступлении которых вводится ограничение режима
потребления электрической энергии, а также порядок ограничения режима
потребления определены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима
потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) ограничение режима потребления, за исключением вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "з" и "и" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или иного лица, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя.
В силу ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Таким образом, в данном случае потребителем является не только то лицо, которое использует товар, работу, услуги для определенных законодательством целей, a также часть граждан, проживающих в жилом фонде, являющихся потребителями тепловой энергии, предоставляемой юридическим лицам и добросовестно оплачивающих данную услугу.
Отключение котельных от энергоснабжения влечет невозможность проведения работ по подготовке указанных котельных к отопительному сезону 2020-2021 г.г.. Данная ситуация приведет к срыву отопительного сезона в рабочем поселке (пгт) Архара, что в свою очередь повлечет причинение вреда жизни и здоровью граждан, получающих коммунальную услугу теплоснабжения от котельных, находящихся в ведении ООО «АТК».
Согласно п. 2.7.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № объем технического обслуживания и ремонта тепловых энергоустановок определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния, а согласно п. 2.7.3. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов.
Исходя из положений ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу пункта 4 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Открытым акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и ООО «Дальневосточная компания» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № РАООЭ0001042, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно иди через привлечённых третьих лиц (сетевая организация) оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно п. 2.2.2. указанного договора гарантирующий поставщик вправе инициировать введение ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности) в том числе, обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками оплаты, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными настоящим договором сроками платежа.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> по поступившей информации, в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, установлен факт полного ограничения режима потребления в отношении объектов ООО «АТК».
ООО «АТК» по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № передано во владение и пользование муниципальное имущество - котельные: №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес> «а» <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>.
Согласно концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «АТК» - концессионер обязуется осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объекта соглашения.
Котельная №, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности ООО «Архаринская транспортная компания», передана ООО «АТК» по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным договором предусмотрено, что ПАО «ДЭК» обязано осуществлять продажу электрической энергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Как установлено в судебном заседании по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ООО «АТК» имеется задолженность перед ПАО «ДЭК» в сумме 3 655 165,60 рубля.
Мировым соглашением, заключенным между Публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» и ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Арбитражным судом <адрес> заключено, что задолженность за потребленную электроэнергию ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» обязуется погасить в следующем порядке: до ДД.ММ.ГГГГ – 313 528, 85 рублей, до ДД.ММ.ГГГГ - 1 011 685, 00 рублей, до ДД.ММ.ГГГГ – 1 143 727, 38, итого – 2 493 490 55, рублей.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность за потребленную электроэнергию ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» составляет в сумме 3 021 110,89 рублей.
Таким образом, задолженность ООО «АТК» перед ПАО «ДЭК» частично погашена.
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ДЭК» в связи с имеющейся задолженностью в адрес ООО «АТК» направило уведомление № о необходимости оплаты задолженности, а также в случае неоплаты задолженности, ограничения потребления электроэнергии путем отключения объектов.
Начальником Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ПАО «ДЭК» в адрес главного инженера СП ВЭС АО «ДРСК» «Амурские электрические сети» было направлено уведомление на введение ограничения режима потребления электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ № на котельных ООО «АТК» на основании ненадлежащего выполнения условий договора энергоснабжения в части оплаты за электрическую энергию.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о введении ограничения режима потребления электроэнергии на котельных.
В настоящее время котельные ООО «АТК» отключены от энергоснабжения: №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>, №, расположенная по <адрес>.
Согласно информации ПАО «ДЭК» от ДД.ММ.ГГГГ котельная №, расположенная по <адрес> «а» <адрес>, а также котельная №, расположенная по <адрес> частично ограничены в подаче электрической энергии (котельная № до уровня потребления не более 210 кВт/час в сутки; котельная № до уровня потребления не более 250 кВт/час в сутки).
Котельная №, расположенная по <адрес> «а» <адрес> и котельная №, расположенная по <адрес> переданы ООО «АТК» по концессионному соглашению от 07ю11.2017 года №.
ДД.ММ.ГГГГ Райчихинским отделением филиала ПАО «ДЭК» - «Амурэнергосбыт» направлено в адрес ООО «АТК» уведомление № о необходимости произвести самостоятельное ограничение потребления электроэнергии путем отключения котельных №№,12. В уведомлении также указано, что с 12,00 часов ДД.ММ.ГГГГ в отношении данных объектов ограничение будет введено принудительно с питающих центров сетевой организации.
Указанные котельные вырабатывают и поставляют тепловую энергию в жилые дома, социально-значимые объекты, в том числе детские сады, школы, больницы.
Котельные ООО «АТК» обеспечивают прохождение отопительного сезона в муниципальном образовании рабочий поселок (пгт) <адрес>.
В результате введенных ограничений в подаче энергоснабжения не проводиться обязательные мероприятия по проведению пробных топок на котельных рабочего поселка (пгт) Архара на отопительный период 2020-2021 г.г.
Так, согласно п. 11.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для проверки готовности систем отопления и системы теплоснабжения в целом к работе в отопительном периоде перед его началом проводятся пробные топки. Пробные топки проводятся после окончания работ по подготовке системы теплоснабжения к осеннему периоду. Начало и продолжительность пробных топок определяются графиком теплоснабжающей организацией, который следует согласовывать с органом местного самоуправления и доводить до сведения потребителей не позднее чем за трое суток до начала пробной топки.
В результате этого также возникает угроза срыва отопительного периода в рабочем поселке (пгт) Архара и причинения вреда жизни и здоровью граждан, получающих коммунальную услугу теплоснабжения от котельных рабочего поселка (пгт) Архара, находящихся в ведении ООО «АТК», а также к возникновению чрезвычайной ситуации.
Как установлено в судебном заседании, доказательств, свидетельствующих о том, что потребители коммунальных услуг не оплачивают своевременно оказанные услуги, не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» не вправе в одностороннем порядке прекращать поставку электроэнергии в течение всего отопительного периода 2020-2021 года на спорные котельные, поскольку такие действия нарушают права граждан - потребителей, своевременно оплачивающих использование топливно-энергетических ресурсов.
Действия ответчика как энергоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организации - потребителю, к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг, гарантированных Конституцией РФ.
Анализ приведённых выше нормативно-правовых актов в их системном толковании свидетельствует о том, что в отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, добросовестно производящих платежи, невозможен перерыв в подаче, прекращении или ограничении подачи коммунальных услуг из-за наличия долга у организаций, состоящих в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии.
Взаимодействия между ресурсоснабжающей организацией и организацией потребителем не должны влиять на права абонентов, своевременно оплачивающих коммунальные услуги (отопление).
Довод ответчика о том, что котельные теплоснабжающих предприятий, как объекты, участвующие в процессе выработки тепла, не значатся в перечне предприятий, ограничение режима потребления электрической энергии которых, может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, не является обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При таких обстоятельствах действия Публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом. Электроэнергия является необходимым элементом технологического процесса подачи тепловой энергии жителям муниципального образования рабочего поселка (пгт) <адрес>, прекращение ее подачи на котельные исключает возможность обеспечения тепловой энергией домовладения неопределенного круга лиц, а также социальные учреждения рабочего поселка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия Публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» влекут ущемление интересов неопределенного круга лиц и социальных учреждений в связи с невозможностью обеспечения их тепловой энергией.
Довод ответчика, что неприменимы к отношениям ПАО «ДЭК» - ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» положения Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» и положения ст. 10 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 суд считает неверным, поскольку статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (Правил предоставления коммунальных услуг) - «коммунальные услуги» - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
В соответствии с п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить в том числе, к повреждению общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме; нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Суд соглашается с доводами ПАО «ДЭК» в части утратившего юридическую силу с ДД.ММ.ГГГГ Порядка ограничения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающем возможность ограничения энергоснабжения при наличии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов абонентам, своевременно оплачивающим использованные ресурсы, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Однако, согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.
Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
В связи с этим, суд учитывает, что взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права таких абонентов, в целях защиты интересов соответствующих потребителей, отключение котельных от энергоснабжения влечет невозможность проведения работ по подготовке указанных котельных к отопительному сезону 2020-2021 г.<адрес> ситуация приведет к срыву отопительного сезона в рабочем поселке (пгт) Архара, что в свою очередь повлечет причинение вреда жизни и здоровью граждан, получающих коммунальную услугу теплоснабжения от котельных, находящихся в ведении ООО «АТК».
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» о запрете вводить режим ограничения подачи электрической энергии в течение отопительного периода 2020-2021 годов на котельных подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» о запрете вводить режим ограничения подачи электрической энергии в течение отопительного периода 2020-2021 годов на котельных, удовлетворить.
Запретить ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» вводить режим ограничения подачи электрической энергии в течение отопительного периода 2020-2021 годов на следующих котельных:
- №, расположенная по <адрес>,
- №, расположенная по <адрес>,
- №, расположенная по <адрес> «а» <адрес>,
- №, расположенная по <адрес>,
- №, расположенная по <адрес>,
- №, расположенная по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>.
- №, расположенная по <адрес>,
- №, расположенная по <адрес>,
- №, расположенная по <адрес>,
- №, расположенная по <адрес>,
- №, расположенная по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий: Н.С. Дьячкова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ