Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-123/2011 ~ М-117/2011 от 23.03.2011

Дело № 2-123/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ардатов                                                                                           «22» апреля 2011 года

Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Карасева Е.В., с участием заместителя прокурора Ардатовского района РМ Потемина Д.М., при секретаре Кузьминой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия к Совету депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании недействующими положений решения Совета депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 27 декабря 2010 года № 83,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ардатовского района РМ обратился в суд с иском к Совету депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании недействующими положений решения Совета депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 27 декабря 2010 года № 83 «О бюджете Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», а также приложения № 4 к нему в части предоставления субвенций на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство, по тем основаниям, что 27 декабря 2010 года Советом депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия принято решение № 83 «О бюджете Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год» (далее - Решение о бюджете). Данное решение 28 декабря 2010 года в полном объеме опубликовано в информационном бюллетене Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района. Указанным решением предусмотрено поступление в 2011 году в бюджет Урусовского сельского поселения субвенций из бюджета Ардатовского муниципального района на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство (приложение № 4 к решению Совета депутатов). Данные положения нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству и подлежат отмене.

Прокуратурой района установлено, что полномочия в сфере образования и в сфере оплаты труда работникам образования переданы Ардатовским муниципальным районом Урусовского сельскому поселению на основании соответствующих соглашений.

В то же время в силу ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления поселения только в части своих полномочий, т.е. по вопросам местного значения.

Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, в том числе в части оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т.е. к государственным полномочиям.

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции в силу подп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, является коррупциогенным фактором и подлежит немедленному устранению.

В соответствии со с. ч.1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор обратился в суд и просит признать недействующими положения вышеназванного Решения о бюджете Совета депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Потемин Д.М. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия - депутат, глава Урусовского сельского поселения - Аржаев А.И., заявленные требования прокурора не признал.

Из возражений Совета депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района от 08 апреля 2011 года № 26, поступивших в суд, следует, что Совет депутатов требования прокурора не признает, указывает, что в соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время, куда входит, в том числе, полномочие по финансированию расходов по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также по финансированию расходов по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования за счет средств субвенции, поступивших из республиканского бюджета Республики Мордовия. Таким образом, в связи с тем, что доведение средств субвенции до муниципальных общеобразовательных учреждений является полномочием муниципального района, оно может быть передано в соответствии с ч.4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ поселениям, в удовлетворении требований прокурора просят отказать.        

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Урусовского сельское поселение является муниципальным образованием и входит в состав Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, оно наделено законом Республики Мордовия статусом сельского поселения.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Устава Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения сельского поселения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

Решением Совета депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района РМ № 83 от 27.12.2010 г. предусмотрено поступление в 2011 г. в бюджет Урусовского сельского поселения субвенций из бюджета Ардатовского муниципального образования на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (приложение № 4 к решению Совета депутатов).

        В соответствии с материалами дела, субвенции бюджету сельского поселения из бюджета Ардатовского муниципального района направлялись на оплату труда педагогических работников и выплаты вознаграждений за классное руководство.

        Указанное решение суд считает необоснованным и противоречащим бюджетному законодательству и законодательству о местном самоуправлении в соответствующей его части по следующим основаниям.

В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится в том числе, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

           По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (ч. 3.1 ст. 26.3 указанного Федерального закона).

           В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что полномочия в сфере образования и в сфере оплаты труда работникам образования переданы Ардатовским муниципальным районом Урусовскому сельскому поселению на основании соответствующих соглашений.

Однако ч.4 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления поселения только в части своих полномочий, т.е. по вопросам местного значения.

Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, в том числе в части оплаты труда работников общеобразовательных учреждений относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т.е. к государственным полномочиям.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи государственных полномочий в сфере обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях от муниципальных районов городским или сельским поселениям.

В связи с этим выделение субвенций бюджету Урусовского сельского поселения на предоставление бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство из бюджета Ардатовского муниципального района следует признать не соответствующим закону.

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции в силу подп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года №96, является коррупциогенным фактором и подлежит немедленному устранению.

Довод представителя заинтересованного лица в части того, что согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления бесплатного образования относится к вопросам местного значения муниципального района и органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч.4 ст.15 ФЗ), судом не может быть принят во внимание, поскольку основан на неправильном толковании норм права.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что при принятии Решения о бюджете Советом депутатов сельского поселения не учтено, что в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

         Таким образом, органами местного самоуправления Ардатовского муниципального района органам местного самоуправления Урусовского сельского поселения переданы не собственные полномочия, а государственные полномочия, которые в соответствии с вышеприведенными нормами закона, как полагает суд, передаваться поселениям не могут.

         Исходя из вышеизложенного, заявленные требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия суд считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 Бюджетного Кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета Ардатовского муниципального района пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

       Поэтому с Совета депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, согласно ст. 91 ГПК РФ и п.6 ч.1ст.333.19 Налогового кодекса РФ, следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета Ардатовского муниципального района в размере 3000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд

                                                        

                                                     

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия удовлетворить.

        Признать недействующими положения решения Совета депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 27 декабря 2010 года № 83 «О бюджете Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», а также приложения № 4 к нему в части предоставления субвенций на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о решении суда после вступления в законную силу опубликовать в информационном бюллетене Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района.

Взыскать с Совета депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 3000 рублей в доход бюджета Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Верховный Суд Республики Мордовия.

Председательствующий:                                                                         В.Е. Карасев

Копия верна:

Судья Ардатовского районного суда РМ                                             В.Е. Карасев

1версия для печати

2-123/2011 ~ М-117/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ардатовского муниципального района РМ
Ответчики
Совет депутатов Урусовского сельского поселения Ардатовского муниципального района РМ
Суд
Ардатовский районный суд Республики Мордовия
Судья
Карасев Владимир Евгеньевич
Дело на странице суда
ardatovsky--mor.sudrf.ru
23.03.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2011Передача материалов судье
25.03.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2011Подготовка дела (собеседование)
15.04.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2011Судебное заседание
13.05.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2011Дело оформлено
13.05.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее