РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2014 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
с участием старшего помощника прокурора Алтайского района Шаповаловой Т.Н.,
при секретаре Токмашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в интересах неопределенного круга лиц к Устинову В. А. об обязании в целях выявления туберкулеза пройти профилактический медицинский осмотр,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Устинову В.А. об обязании в целях выявления туберкулеза пройти профилактический медицинский осмотр, мотивируя требования тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о профилактике туберкулеза установлено, что приговором Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Устинов В.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного п.п. «а,б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года, в соответствии со ст. 73 УПК РФ с испытательным сроком 2 года. Постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ Устинову В.А. отменено условное осуждение, приговор приведен в исполнение к реальному исполнению наказания в виде лишения свободы сроком 2 года с отбыванием наказания в колонии – поселении. ДД.ММ.ГГГГ освободился из мест лишения свободы. Действующее законодательство в целях охраны здоровья граждан возлагает на лиц, освободившихся из исправительных учреждений в течение первых двух лет после освобождения проходить профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза два раза в год. Устинов В.А. после освобождения из исправительного учреждения на протяжении 6 месяцев профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в ГБУЗ «Белоярская районная больница» не проходил. Неисполнение возложенной на Устинова В.А. указанной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья. Просит обязать Устинова В.А. пройти в ГБУЗ «Белоярская районная больница» в целях выявления туберкулеза профилактический медицинский осмотр в 2014 – 2015 годах, а именно до ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Алтайского района Шаповалова Т.Н. исковые требования поддержала, приведя в обоснование заявленных исковых требований те же доводы, что и в исковом заявлении.
Ответчик Устинов В.А., в зал суда не явился, судом приняты меры к надлежащему извещению ответчика о дате, времени и месте слушания дела. Судебная повестка направлялась по адресу регистрации Устинова В.А. (<адрес>).
Представитель третьего лица ГБУЗ «Белоярская районная больница» извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.
Выслушав старшего помощника прокурора Алтайского района Шаповалову Т.Н., исследовав материалы дела и оценив предоставленные доказательства в порядке статей 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
На основании статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, а также гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается, в том числе путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними (ст. ст. 4,12 Федерального закона № 323-ФЗ).
Как установлено частью 2 статьи 27 Федерального закона № 323-ФЗ, граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федераций, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» (далее - Федеральный закон № 77-ФЗ) противотуберкулезная помощь - это совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К профилактике туберкулеза Федеральный закон № 77-ФЗ относит комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление (ст. 1).
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона № 77-ФЗ в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» утвержден Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза (далее - Порядок).
В силу пункта 1 Порядка профилактические медицинские осмотры граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проводятся в целях выявления туберкулеза.
Указанные профилактические медицинские осмотры населения направлены на своевременное выявление туберкулеза и проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях в соответствии с инструкцией о проведении профилактических медицинских осмотров населения, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федераций (пункт 2 Порядка).
Как предусмотрено в пункте 4 Порядка, население подлежит профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года.
Однако, согласно пункта 5 Порядка в групповом порядке по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза год, в том числе лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, - в течение первых 2 лет после освобождения.
Таким образом, действующее законодательство в цепях охраны здоровья граждан возлагает на лиц, освобожденных из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых двух лет после освобождения проходить профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза два раза в год.
Как следует из материалов дела, приговором Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Устинов В.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного п.п. «а,б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года, в соответствии со ст. 73 УПК РФ с испытательным сроком 2 года.
Постановлением Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Устинову В.А. отменено условное осуждение, приговор приведен в исполнение к реальному исполнению наказания в виде лишения свободы сроком 2 года с отбыванием наказания в колонии – поселении.
Согласно информации ФКУ ИК-35 УФСИН России по Республике Хакасия Устинов В.А. освобожден ДД.ММ.ГГГГ года.
Из информации ГБУЗ «Белоярская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ за № Устинов В.А. медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза не проходил.
Неисполнением возложенной на Устинова В.А. обязанности - проходить профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза нарушаются права неопределенного круга лиц, гарантированные статьей 7 и статьей 41 Конституции РФ, согласно которым в Российской Федерации охраняется здоровье граждан, а каждый гражданин имеет право на охрану здоровья
С учетом изложенного, что, исковые требования об обязании Устинова В.А. пройти в ГБУЗ «Белоярская районная больница» в целях выявления туберкулеза профилактический медицинский осмотр в 2014 – 2015 годах, а именно до ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
На основании части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика Устинова В.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района в интересах неопределенного круга лиц к Устинову В. А. об обязании в целях выявления туберкулеза пройти профилактический медицинский осмотр удовлетворить.
Обязать Устинова В. А. пройти в ГБУЗ «Белоярская районная больница» в целях выявления туберкулеза профилактический медицинский осмотр в 2014 – 2015 годах, а именно до ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с Устинова В. А. государственную пошлину в местный бюджет муниципального образования Алтайский район в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента провозглашения решения суда.
Судья Попова Г.В.