Дело № 2-273/2021
УИД 19RS0005-01-2021-000417-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2021 года с. Белый Яр, РХ
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Шатковой Е.А.,
при секретаре Токмашовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Краснопольского сельсовета к УФССП по Республике Хакасия, Алтайскому районному отделению УФССП по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Краснопольского сельсовета обратилась в Алтайский районный суд Республики Хакасия с иском к УФССП по Республике Хакасия, Алтайскому районному отделению УФССП по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебным приставом-исполнителем Алтайского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия от 08 апреля 2021 года по исполнительному производству №-ИП от 04 февраля 2020 года.
Требования мотивированы тем, что 08 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Указанное постановление получено 09 апреля 2021 года. На основании решения суда от 28 января 2020 года № 2-553/2019, администрацией произведены следующие мероприятия: забетонирована площадка под 2 бункера по 8 куб. м., разработан паспорт проекта по благоустройству сельских территорий в 2021 году и отправлен в Министерство сельского хозяйства Республики Хакасия. Указанная работа проводится администрацией Краснопольского сельсовета в объеме средств, которыми располагает бюджет поселения. Бюджет поселения является дотационным. Единственным поводом для применения к администрации наказания в виде исполнительского сбора, может служить бездействие администрации по обеспечению оптимального использования поступивших на осуществление полномочий средств, в виде субвенций из бюджета Республики Хакасия. Поводом к применению такой санкции, как исполнительский сбор, может служить обязательное наличие виновных действий или бездействия со стороны администрации.
Глава Краснопольского сельсовета Султреков О.Е. в суд не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие, уведомив о поддержании заявленных требований.
Другие участники процесса в суд не явились.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» одной из основных задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Часть 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предоставляет должнику право обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 указанного Федерального закона).
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с решением Алтайского районного суда Республики Хакасия от 20 декабря 2019 года администрация Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия обязана создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64 в соответствии с решением Совета депутатов Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия от 24 июня 2019 года № 20 «Об определении порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Краснопольский сельсовет и Регламента создания и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Краснопольский сельсовет» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда вступило в законную силу, выдан исполнительный лист ФС №.
В Алтайском районном отделении УФССП по Республике Хакасия находится на исполнении исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа № 2-553/2019, в отношении должника администрации Краснопольского сельсовета.
Исполнительное производство №-ИП возбуждено 04 февраля 2020 года.
Из материалов исполнительного производства видно, что постановление о возбуждении исполнительного производства главой Краснопольского сельсовета получено 05 февраля 2020 года.
18 сентября 2020 года (вход № 366) главой Краснопольского сельсовета судебному приставу-исполнителю были предоставлены: решение Совета депутатов Краснопольского сельского совета от 24 июня 2019 года № 20, которым утверждены места расположения площадок для установки бункеров для сбора отходов; паспорт общественно-значимого проекта по благоустройству сельских территорий в 2021 году Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия.
14 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено требование об исполнении решения суда, которое получено главой Краснопольского сельсовета 14 сентября 2020 года.
Требование об исполнении решения суда вынесено 08 февраля 2021 года (получено 08 февраля 2021 года).
08 апреля 2021 года в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Краснопольского сельсовета исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
14 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено требование об исполнении решения суда.
19 апреля 2021 года главой Краснопольского сельсовета судебному приставу-исполнителю на требование представлены следующие документы: паспорт общественно-значимого проекта по благоустройству сельских территорий в 2021 году Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия, информация о том, что забетонирована площадка под два бункера по 8 куб.м.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что для исполнения решения суда были выполнены следующие действия, а именно разработан паспорт проекта по благоустройству сельских территорий в 2021 году и отправлен в Министерство сельского хозяйства Республики Хакасия, забетонирована площадка под 2 бункера по 8 куб.м.
Также представлены справки об исполнении бюджета за 2019 по 2020 годы, справка о поступлении доходов в бюджет муниципального образования Краснопольский сельсовет за период с 2018 по 2020 годы, справка о наличии счетов.
Истцом доказательств того, что паспорт проекта по благоустройству сельских территорий в 2021 году отправлен в Министерство сельского хозяйства Республики Хакасия, то, что проведены работы по бетонированию площадка под 2 бункера по 8 куб.м., не представлено.
Согласно справке от 28 мая 2021 года № 216 об исполнении бюджета за 2019-2020 года и первый квартал 2021 года и остатках денежных средств: доходы в 2019 году: план 141842,8; факт – 11600,3; % исполнения – 98,0; расходы в 2019 году: план- 12909,8; факт – 11842,7; % исполнения- 91,7; остаток средств- 824,6 из них средств дорожного фонда 707,8.
Доходы в 2020 году: план 19382,2; факт – 17429,6, % исполнения – 89,9; расходы в 2020 году: план- 20196,7; факт – 15346,9; % исполнения- 76,0; остаток средств- 2906,9, в том числе средств дорожного фонда 302,8, строительство блочно-модульной котельной 2000,0, бурение водозаборной скважины 250,0.
Доходы в первом квартале 2021 году: план 13245,37; факт – 3432,63, % исполнения –25,9; расходы: план- 16152,3, факт – 3257,4, % исполнения- 25,0; остаток средств- 3491,4, в том числе дорожный фонд 457,8, субсидии МЧС 214,146, строительство блочно-модульной котельной 2000,0, резерв на строительство насосной станции 800,0.
Из справки о поступлении доходов в бюджет муниципального образования Краснопольский сельсовет за период с 2018 по 2020 годы: 2018 год – 9226,7, 2019 год – 11600,1, 2020 год – 17429,2.
Как следует из справки о поступлении и расходе доходов за период с 01 января 2021 года по 30 апреля 2021 года, поступило денежных средств 2887,1, израсходовано: на оплату труда – 1595,1, услуги связи – 70,9, электроэнергия – 661,3, инженерно-геологические, геодезические изыскания на строительство насосной станции – 81,0, разработка ПСД на строительство насосной станции – 90,0, выполнение кадастровых работ по разделу земельного участка под водопровод – 15,0, акарицидная обработка территории мест общего пользования – 25,3, монтаж системы видеонаблюдения в помещении Смирновского клуба.
В справке о наличии счетов, указано, что администрация Краснопольская сельсовета имеет счета в Управлении Федерального казначейства по Республике Хакасия: казначейский счет; счет для учета средств поступающих во временное распоряжение.
В п. 74 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что уд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Требование судебного пристава-исполнителя в установленный срок исполнено не было.
Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и наличие вины должника в таком неисполнении.
Для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышлено или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого исполнения.
Доказательств, что администрацией Краснопольского сельсовета предпринимались меры, направленные на исполнение решение суда, не представлено. Размер затрат необходимых для исполнения решения не определен.
Постановление о взыскании с администрации Краснопольского сельсовета исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных полномочий в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве.
В ходе судебного разбирательства судом не были установлены исключительные причины неисполнения решения суда, которые могут служить основанием для освобождения администрации Краснопольского сельсовета от исполнительского сбора.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований администрации Краснопольского сельсовета к УФССП по Республике Хакасия, Алтайскому районному отделению УФССП по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебным приставом-исполнителем Алтайского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия от 08 апреля 2021 года по исполнительному производству №-ИП от 04 февраля 2020 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Алтайского районного суда
Республики Хакасия Е.А. Шаткова
Мотивированное решение суда изготовлено 03 июня 2021 года.