Решение по делу № 2-1332/2016 ~ М-1373/2016 от 11.07.2016

Дело № 2-1332/2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе

Председательствующего Степанцовой Е.В.,

При секретаре Бунаковой Е.В.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

                                                                                        09 августа 2016 года

        гражданское дело по иску Захарова А.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «ГУРШ» о включении в список граждан подлежащих переселению из жилья, ставшего ветхим, непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой, по критериям безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

         Захаров А.С. обратился с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа, Минэнерго РФ, ФГБУ «ГУРШ» о включении в список граждан подлежащих переселению из жилья, ставшего ветхим, непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой, по критериям безопасности. Свои требования мотивировал тем, что 11.03.2014г. принял в дар по договору дарения жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. После оформления права собственности на дом и регистрации в нем узнал, что дом заключением СФ ОАО ВНИМИ № 20 от 13.02.2013г. признан непригодным для проживания и подлежащим сносу по условиям подработки. Во включении в списки граждан, подлежащих переселению, администрацией Анжеро-Судженского городского округа ему было отказано в связи с поздней пропиской и рекомендовано обратиться в суд. Просил суд включить его в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего ветхим, непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Анжерская», по критериям безопасности.

         В судебное заседание истец Захаров А.С. не явился, о месте и времени рассмотрения спора извещен надлежаще, в своем письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя Песоцкой В.Н., на исковых требованиях настаивал.

        Представитель истца Песоцкая В.Н., действующая на основании доверенности от 31.03.2014г., в судебном заседании требования истца, а также доводы, изложенные в исковом заявлении полностью поддержала. Суду пояснила, что истец не включен в список на получение соц.выплаты по причине поздней прописки. Как показывает судебная практика термин «поздняя прописка» применяется, если имеется большой разрыв во времени между оформлением жилья в собственность и пропиской. Ничто не может мешать собственнику прописаться в собственном жилье. Если же он медлит с пропиской, затягивая это на годы, значит, у него есть жилье, которое его устраивает, а «поздняя прописка» может являться умыслом с целью получения субсидии. Истец зарегистрировался по <адрес> одновременно с совершением сделки и термин «поздняя прописка» в случае с ним не может иметь место. Если же ответчик настаивает на термине «поздняя прописка» как регистрация в доме после вынесения решения о закрытии ш. «Анжерская», то есть после 1994г. и после проведения обследования дома, у Захарова были для этого уважительные причины: во-первых он родился через год после закрытия шахты 30.08.1995г. и не мог быть прописан ранее; дом на дату закрытия шахты не был обследован; в доме проживали иные собственники, семья ФИО7; на момент проведения обследования и получения заключения ВНИМИ он был несовершеннолетним, не мог в полном объеме исполнять свои права и обязанности, согласно семейного кодекса РФ обязан жить и быть прописан с родителями. 18 лет ему исполнилось <дата>, то есть после проведения обследования. Зарегистрировался и совершил сделку достигнув совершеннолетия. За действия бывших собственников дома Захаров А.С. ответственности не несет.

    Согласно Постановлению Правительства от 13.07.2005 г. основной список, составленный на дату закрытия шахты необходим для определения предстоящих расходов государства, связанных с переселением из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по причине мероприятий по закрытию шахты. Поскольку процесс переселения длителен, а жизнь не стоит на месте, в домах, подлежащих сносу, меняется количество жильцов, меняются собственники в результате совершения сделок, что требует соблюдения как Семейного кодекса РФ, так и ГК РФ, ЖК РФ. Поэтому в п.8 Постановления № 428 от 13.07.2005 г. для обеспечения конституционности, защиты жилищных прав жильцов Правительство предусмотрело ежегодное уточнение списков. Следовательно, лица, не попавшие в основной список по уважительным причинам, включаются в уточненный список, правовой статус, которых такой же, что и у основного, с той лишь разницей, что уточненный список конкретизирует лиц, подлежащих переселению и расходы на переселение.

    Истец Захаров А.С., не попавший в основной список, может быть включен в уточненный, ежегодно составленный список, что не является нарушением Постановления Правительства от 13.07.2005 г. Для невключения Захарова в список должны быть следующие причины: если кто-то из предыдущих собственников дома использовал право на получение соцвыплаты; если Захарову уже предоставлялось в собственность государственное жилье путем бесплатной приватизации; если Захаров зарегистрировался в доме с большим временным разрывом, после приобретение в собственность, то есть у него есть второе жилье и прослеживается наличие умысла, если регистрация в доме привела к ухудшению жилищных условий. Однако эти причины в случае с Захаровым отсутствуют.

    Как следует из приложенных документов, Захаров 14 лет прожил в стесненных условиях, делил комнату, то с больной бабушкой, то с родителями. Став взрослым, он решил жить самостоятельно, отдельно от родителей и поселился в подаренном ему доме, оформив в собственность дом и зарегистрировавшись в нем, он значительно улучшил свои жилищные условия. Поселившись в доме, он провел большую работу по его ремонту: заменил старый шифер на крыше, деревянные рамы на пластиковые. Делал это для себя, собирался там жить, использовал земельный участок, но затопление шахтой превратили дом в непригодный для проживания и Захарову грозит лишение жилья. Как показывает договор соц.найма, доли в квартире по <адрес> у него нет, другого жилья у него нет. В приватизации жилья не участвовал. Невключение в списки лишают Захарова права на безопасное жилье и вообще права на жилище, что является нарушением ст. 40 Конституции РФ. Все предыдущие собственники жилья в программе переселения из ветхого жилья не участвовали. Соц.выплата оформляется впервые. Считает, что отсутствуют причины, препятствующие включению Захарова в списки на получение соц.выплаты. Во избежание лишения его жилья, нарушения Конституции РФ ст. 40 и ЖК РФ ст.1,2,50,51 Захаров А.С. подлежит включению в списки для получения соц.выплаты на приобретение жилья по соц.норме на 1-го человека взамен сносимого дома.

        Просила суд включить истца в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Анжерская» по критериям безопасности, предоставить социальную выплату для приобретения жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005г. «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков».

        Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа Петракова Е.Н., действующая на основании доверенности от 01.04.2014г., в судебном заседании иск не признала. Пояснила суду, что социальная выплата предоставляется тем гражданам, которые на момент принятия решения о ликвидации шахты проживали в доме, не имели другого жилого помещения, были собственниками жилья или членами их семьи. Истец стал проживать в доме с 2014г., ранее в нем не проживал, поэтому нет оснований для удовлетворения требований.

        Представители ответчиков Минэнерго РФ, ФГБУ «ГУРШ» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежаще. Суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

        Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

        Согласно свидетельствам о государственной регистрации права № , № от 17.03.2014г. (л.д. 12,13) Захаров А.С. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от 11.03.2014г. (л.д. 10-11). Из содержания договора дарения следует, что жилой дом и земельный участок истцу был подарен его <...> Песоцкой В.Н..

        Из справки МП «ЕРКЦ» (л.д. 16) следует, что Захаров А.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> с 11.03.2014г.

        Ранее Захаров А.С. в период с 21.06.1996г. по 01.07.1999г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, что следует из справки ООО «УК ЖКХ» (л.д. 20), в период с 31.03.2000г. по 11.03.2014г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, что следует из справки ООО «УК Доверие».

       Заключением СФ ОАО ВНИМИ № 20 от 13.02.2013г. (л.д. 37-38) жилой дом <адрес> подлежит сносу по причине подработки из-за превышения расчетных деформаций поверхности над допустимыми с процентом износа более 65%.

        Из сообщения на официальном сайте администрации Анжеро-Судженского городского округа на обращение Захарова А.С. (л.д. 23) следует, что жилой дом <адрес> расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», которая ликвидировалась с 1994 года. Основной список граждан на приобретение жилья был составлен в 1994 году. В связи с тем, что некоторые дома при обследовании были пропущены, в мае-августе 2010г. горный отвод шахты «Анжерская» был обследован специалистами БТИ и СФ ОАО ВНИМИ дополнительно. На дом <адрес> получено заключение от 13.02.2013г. № 20, на основании которого дом подлежит сносу по условию подработки. Поскольку Захаров А.С. зарегистрирован по <адрес> с 01.04.2014г., то есть после заключения ВНИМИ, он включению в дополнительный список граждан не подлежит. Рекомендовано обратиться в суд.

         Разрешая требования истца, суд руководствуется следующим:

         Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

         Согласно ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…

03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

              Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий реструктуризации угольной промышленности.

             Согласно федерального закона РФ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    При этом, Приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2002 г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам.

    В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

       В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

        Согласно п. 8, 11 Правил основанием для предоставления социальных выплат является Список граждан, подлежащих переселению, составленный на день принятия решения о ликвидации шахты и проживание в ветхом жилом помещении.

        Согласно ст. 12 федерального закона РФ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

        Исходя из системного толкования положений постановлений Правительства РФ следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий:

-признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах,

-наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности

-нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. Основанием для включения в списки и предоставление социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и члена его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты.

         Судом установлено, что жилой дом <адрес> расположен на горном отводе территории шахты «Анжерская» и подлежит сносу по условию подработки, что подтверждается заключением ВНИМИ № 20 от 13.02.2013г. (л.д. 37-38). У истца возникло право собственности на жилой дом <адрес> на основании договора дарения от 11.03.2014г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 12). Согласно справке МП «ЕРКЦ» (л.д. 16) истец Захаров А.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> с 11.03.2014г.

       Как следует из материалов дела, истец Захаров А.С. в жилом доме по <адрес>, ни на момент принятия решения о ликвидации шахты в 1998г., ни на момент ликвидации ОАО «Шахта «Анжерская» в 2003 году не был зарегистрирован и фактически не проживал. Доказательств, опровергающих установленное, суду истцом не предоставлено.

Анализируя представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что у истца Захарова А.С. не возникло право на предоставление ему социальной выплаты на приобретение жилья, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего ветхим, непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой, по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты полностью отказывает.

            Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

             ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

             ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

                    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

               ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 15 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.

2-1332/2016 ~ М-1373/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Захаров Александр Сергеевич
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
ФГБУ "ГУРШ"
Министерство энергетики РФ
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Степанцова Е.В.
Дело на сайте суда
anzhero-sudzhensky--kmr.sudrf.ru
11.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2016Передача материалов судье
15.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2016Подготовка дела (собеседование)
27.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2016Судебное заседание
15.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2016Дело оформлено
11.11.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее