Дело <НОМЕР>
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<АДРЕС> <ДАТА1>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> <ФИО1>, рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС> района Республики <АДРЕС>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: Республика <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> «А», <АДРЕС>, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
<ДАТА3> в 15 часов 30 минут <ФИО2> по адресу: Республика <АДРЕС>, организовал игру «Русское лото» без специального разрешения-лицензии в нарушении Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> ФЗ «О лотереях».
В судебном заседании, составитель протокола об административном правонарушении Инспектор ГИАЗ ОМВД России по <АДРЕС>, капитан полиции <ФИО3> пояснил, что <ФИО2>, по адресу: <АДРЕС>, организовал игровой зал «Русское лото» без специального разрешения - лицензии, в нарушении Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> ФЗ «О лотереях», где последний продавал лотерейные билеты игрокам по цене 20 руб. за билет, проводил лотерею с помощью игрового барабана и игровых шаров и разыгрывал призовой фонд лотереи.
В судебном заседании <ФИО2> пояснил, что по <АДРЕС>, <ДАТА5> он открыл заведение по проведению игры «Русское лото», без специального разрешения в нарушении Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> ФЗ «О лотереях», где он продавал лотерейные билеты игрокам по цене 20 руб. за билет, а также с помощью игрового барабана и игровых шаров проводил лотерею и разыгрывал призовой фонд лотереи.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения <ФИО2>, составителя протокола об административном правонарушении капитана полиции <ФИО3> суд приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО2> по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьи 1.2 - 1.6 КоАП РФ предусматривают, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
В силу положений ч.ч.1,4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Положения ч.1 ст.1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет первостепенное значение для разрешения вопроса о возможности применения к нему административного наказания.
Исходя из правил ч.1 и ч.3 ст.1.5 КоАП РФ бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.
Из материалов дела следует, что <ДАТА3> проведена проверка игрового зала, расположенного по ул. <АДРЕС>, в ходе которого установлено, что <ФИО2> организовал проведение игры «Русское лото» без специального разрешения - лицензии, в нарушении Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> ФЗ «О лотереях», где последний проводил лотерею с помощью лотерейных билетов, которые он продавал игрокам по цене 20 руб. за билет, а также с помощью игрового барабана и игровых шаров разыгрывал призовой фонд лотереи.
Данный факт, не отрицает и сам <ФИО4>, который в судебном заседании пояснил, что по <АДРЕС>, <ДАТА5> он открыл заведение по проведению игры «Русское лото», без специального разрешения в нарушении Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> ФЗ «О лотереях», где он с помощью лотерейных билетов, которые он продавал игрокам по цене 20 руб. за билет, а также с помощью игрового барабана и игровых шаров проводил лотерею и разыгрывал призовой фонд лотереи.
Данное обстоятельство подтверждается и другими материалами дела.
Действия <ФИО4>, составителем протокола квалифицированны по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Указанные в протоколе об административном правонарушении от <ДАТА6> нарушения, являются нарушениями порядка организации и проведения лотереи.
Объектом правонарушений являются общественные отношения в области проведения лотерей. Порядок проведения лотерей регламентирован Федеральным законом от <ДАТА7> N 138-ФЗ "О лотереях", Постановлением Правительства РФ от <ДАТА8> N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях".
Объективная сторона данного правонарушения выражается в проведении лотереи без получения в установленном порядке соответствующего разрешения.
Федеральный закон от <ДАТА9> N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
В соответствии с ч. 4 ст. 6.1 Закона N 138-ФЗ не допускается проведение лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи, а также лотерейных терминалов, за исключением лотерей, указанных в ч. 4 ст. 3 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 13 Закона N 138-ФЗ установлено, что организаторами лотерей на основании решения Правительства Российской Федерации являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
С <ДАТА10> вступили в силу изменения, внесенные в Закон о лотереях Федеральным законом от <ДАТА11> N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Согласно пояснительной записке к проекту данного Федерального закона, цель его принятия направлена на упразднение всех негосударственных лотерей, а также способствование повышению уровня защищенности граждан от действий лиц, стремящихся с помощью разрешительных положений российского законодательства осуществлять изъятие денежных средств у российских граждан в целях собственного обогащения, а также обеспечения получения дополнительных средств, которые можно будет направить на повышение благосостояния граждан.
В соответствии с п.3 ст.7 Закона N 416-ФЗ проведение региональных государственных лотерей, муниципальных лотерей, негосударственных лотерей и стимулирующих лотерей, за исключением экспертизы выигрышных лотерейных билетов (лотерейных квитанций), выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотерей прекращается до <ДАТА12>
В ст.2 Закона N 138-ФЗ приведены в частности, следующие основные понятия:
лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи;
проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи; лотерейное оборудование - устройство (генератор случайных чисел, механическое, электрическое, электронное или иное техническое устройство), используемое для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) тиражной лотереи.
Согласно ч.1 ст.3 Закона N 138-ФЗ виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения и территории ее проведения.
Частью 2 и 4 статьи 3 Закона N 138-ФЗ установлено, что лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную; в частности, под бестиражной лотереей понимается лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии.
Лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную и всероссийскую государственную.
Всероссийская государственная лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и руководствуясь статьями 2, 3, 13, 17 Федерального закона от <ДАТА7> N 138-ФЗ "О лотереях", прихожу к выводу, что действия <ФИО2> составителем протокола неправильно квалифицированы по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, поскольку в его действиях усматривается специальная норма состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.27 КоАП РФ - проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении, либо без заключения контракта с организатором лотереи на проведение лотереи, либо после истечения установленного срока проведения лотереи, либо распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов или прием лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА13> N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
Должностные лица органов внутренних дел (полиции), согласно п.84 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 14.27 КоАП РФ.
Так, согласно п.84 ч.2 ст.28.3 Кодекса составлять протоколы о таких административных правонарушениях уполномочены должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей.
В соответствии с подпунктом 5.3.10 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА14> N 506, а также пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА15> N 913, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за проведением лотерей является Федеральная налоговая служба РФ.
Абзацем 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА16> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Норма ч.1 ст.14.27 КоАП РФ предусматривает более строгий вид наказания в виде наложения штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы.
Поскольку санкцией ч.1 ст.14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ч.2 ст. 14.1 данного Кодекса, переквалификация действий лица в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, производство по делу в отношении <ФИО2> по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ подлежит прекращению.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст. ст. 29.9., 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО2> по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Вещественные доказательства: игровой барабан - 1 штука; игровые карточки - 20 штук; игровые шары - 20 штук, возвратить по принадлежности.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> городской суд в течение десяти суток со дня его вручения и получения копии.
Мировой судья <ФИО1>