дело № 2-556/2017
Решение
именем Российской Федерации
22 февраля 2017 года г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Черняева Н.В., при секретаре Зайцевой Е.С.,
с участием прокурора в лице старшего помощника Глазовского межрайонного прокурора УР Князева А.В., законного представителя ответчика МОУ «Трубашурская начальная школа – детский сад» Селезневой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Глазовского межрайонного прокурора Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Трубашурская начальная школа – детский сад» (далее – МОУ «Трубашурская начальная школа – детский сад») о возложении обязанности по установке пандуса,
установил:
Глазовский межрайонный прокурор УР, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к МОУ «Трубашурская начальная школа – детский сад» о возложении обязанности по установке пандуса, мотивируя свои требования тем, что по результатам проверки было выявлено, что вопреки требованиям законодательства РФ в МОУ «Трубашурская начальная школа – детский сад» не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в образовательную организацию, так как входная группа здания образовательной организации по адресу: <адрес>, не оборудована пандусом. Отсутствие пандуса препятствует инвалидам, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, беспрепятственно посещать здание МОУ «Трубашурская начальная школа – детский сад» в целях получения образования.
Истец просит суд обязать ответчика МОУ «Трубашурская начальная школа – детский сад» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить пандус на входной группе здания, расположенного по адресу: <адрес>, для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в здание образовательной организации.
В судебном заседании прокурор Князев А.В. исковые требования поддержал в полном объёме.
В судебном заседании законный представитель ответчика МОУ «Трубашурская начальная школа – детский сад» Селезнева Л.Н. исковые требования признала.
В судебное заседание третье лицо Администрация МО «<адрес>» не явилась, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ,
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Право каждого на образование предусмотрено ч.1 ст.43 Конституции Российской Федерации.
Как следует из Устава – МОУ «Трубашурская начальная школа – детский сад» учреждение является образовательной организацией. Учредителем является муниципальное образование «<адрес>» (л.д.17-29).
Частью 1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон №181-ФЗ) определено, что социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 9 Закона №181-ФЗ устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
В соответствии со ст.15 Закона №181-ФЗ правительство Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утверждён Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), который Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № включён в Перечень национальных стандартов и сводов правил, - актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.п.5.1.1, 5.1.2 указанных Правил в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения («МГН»), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности на МОУ «Трубашурская начальная школа – детский сад» установить пандус на входной группе здания образовательной организации по адресу: <адрес>, для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в здание образовательной организации, подлежат удовлетворению.
Требования прокурора относительно обозначенного срока установки пандуса – до ДД.ММ.ГГГГ соответствуют требованиям разумности и справедливости, направлены на обеспечение защиты прав инвалидов, доступ которых в образовательную организацию ограничен по указанным причинам. Кроме этого отсутствие бюджетных, а равно собственных средств на указанные цели, а также наличие (либо отсутствие) разработки тех или иных программ не является основанием для отказа в удовлетворении иска и допустимости нарушения прав детей-инвалидов в дальнейшем.
На основании изложенного, исковые требования Глазовского межрайонного прокурора УР являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Глазовского межрайонного прокурора УР в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Трубашурская начальная школа – детский сад» о возложении обязанности по установке пандуса удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Трубашурская начальная школа – детский сад» установить пандус на входной группе здания, расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд.
Судья Н.В. Черняев