Дело № 2-786/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2018 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республик Крым в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре Доценко А.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора г. Алушта Потапова Е.А., представителя ответчика Администрации г. Алушта по доверенности Стрехова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Алушты к Администрации города Алушты о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Алушты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Алушты о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок.
В обоснование требований, указав, что прокуратурой города Алушта в ходе исполнения задания прокуратуры Республики Крым о проверке исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования городской округ Алушта по адресу: <адрес>, выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в месте, не предназначенном для этих целей.
Проведенной проверкой установлено, что общая площадь указанного занятого отходами участка составляет 1092 м. кв. По морфологическому составу отходы представляют собой грунт, образовавшийся в результате проведения землеройных работ.
Согласно п. 31 ст. 32 Устава муниципального образования городского округа Алушта Республики Крым, принятого решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 14.11. 2014 № 5/1 к полномочиям администрации г. Алушты относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, предполагающая сбор и вывоз мусора с мест, не предназначенных для размещения отходов, возложена на орган местного самоуправления города.
Принимая во внимание, что указанная несанкционированная свалка, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> находится в границах муниципального образования г. Алушта, вышеуказанная территория в пользование третьим лицам не предоставлены, относятся к землям населенного пункта, обязанность по ликвидации данной свалки должна быть возложена на Администрацию города Алушты.
Прокурор г. Алушта просил суд обязать Администрацию г. Алушты в течении 4-х месяцев с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>
В судебном заседании помощник прокурора г. Алушта ФИО4 заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г Алушта в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, указав, что у администрации не хватает достаточно средств финансирования мероприятий по очистке свалки
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск законным и обоснованным, а потому подлежащим удовлетворению, на основании следующего.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Согласно основных понятий, используемых в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Так, согласно ч.3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Указанные полномочия органов местного самоуправления городских округов сочетаются с п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С целью эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, распоряжением главы Республики Крым от 06.09.2016 №547-рг утвержден соответствующий Порядок.
Так, согласно пунктов 3 и 6 Порядка, выявление несанкционированных свалок отходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым. Ликвидация несанкционированных свалок отходов в границах населенных пунктов осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в течение 5 дней с момента выявления.
Как показала проверка полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе направленных на ликвидацию несанкционированных свалок отходов на территории города Алушта, осуществляются администрацией города Алушта ненадлежащим образом.
На территории муниципального образования городской округ Алушта по адресу: <адрес>, выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в месте, не предназначенном для этих целей, что подтверждается справкой отдела экологического надзора г. Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона <данные изъяты> справкой УКС и ЖКХ администрации г. Алушта с фототаблицей <данные изъяты>
Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства экологии и природных ресурсов РК, предоставленного ответчиком усматривается, что согласно пояснений заведующего сектора благоустройства управления капитального строительства и ЖКХ Администрации <адрес> большая часть свалок ликвидирована в пределах возможностей МУП «УБГиКС», ликвидация данной свалки не проводилась поскольку земельный участок выделен для строительства жилого дома и грунт будет использован для засыпки котлована, после возобновления работ которые приостановлены в связи с имеющимися судебными спорами. В связи с закрытием полигона вывезти грунт для временного хранения невозможно.
Вместе с тем, такие доводы не могут быть приняты судом как основания не ликвидировать выявленную свалку.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Непринятие администрацией города Алушты должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации и создает угрозу причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, учитывая вышеприведенные обстоятельства, оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора г. Алушты к Администрации города Алушты о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Алушта Республики Крым в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Алуштинский городской суд Республики Крым.
Решение изготовлено в окончательной форме 16.07.2018 года.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко