Дело № 2-251/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2013 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., при секретаре Спириной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Очурского сельсовета об обязании обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия о постановке на учет объекта культурного наследия в качестве бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился в Алтайский районный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации Очурского сельсовета об обязании обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия о постановке на учет объекта культурного наследия в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, мотивируя требования тем, что на территории Очурского сельсовета расположен объект культурного наследия регионального значения – Братская могила 27 партизан, погибших в бою с колчаковским отрядом под д.Очуры в ночь на 3 октября 1919 года, принятый под государственную охрану решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16.06.1980 года № 384-15. Указанный объект является бесхозяйным. Действующим законодательством обязанность по постановке на учет объекта культурного наследия возложена на органы местного самоуправления. В связи с отсутствием собственника меры по обеспечению безопасности и сохранности памятника не принимаются, чем нарушаются права неопределенность круга лиц на сохранность объекта культурного наследия. Просит обязать администрацию Очурского сельсовета обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия с заявлением о постановке на учет объекта культурного наследия регионального значения – Братской могилы 27 партизан, погибших в бою с колчаковским отрядом под д.Очуры в ночь на 3 октября 1919 года, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в течение одного года после вступления в законную силу решения суда.
В судебное заседание прокурор Алтайского района, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явился, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора.
Представители ответчика администрации Очурского сельсовета, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования, на стороне ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, Министерства культуры Республики Хакасия в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика Заболотный В.В. пояснял, что исковые требования прокурора не признает, поскольку братская могила не имеет статуса объекта недвижимого имущества, является объектом культурного наследия регионального значения и принят на государственную охрану. За сохранностью обелиска следит школьное волонтерское движение, в прошлом году обелиск был покрашен.
Представитель Министерства культуры Республики Хакасия письменно пояснил, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» братская могила до передачи в государственную собственность субъекта или в муниципальную собственность является федеральной собственностью.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (утратившего силу в указанной части с 29 июня 2002 года на основании Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ), соответствующие памятники, не переданные в чью-либо собственность, являлись государственной собственностью.
Согласно п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению, передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
Поскольку памятники истории и культуры в указанных Приложениях не указаны до определения соответствующего собственника они являются федеральной собственностью.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, следует отнести к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу ст. 9.2 указанного закона государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие государственные органы охраны объектов культурного наследия
Данные полномочия закреплены и регламентированы пп. 15 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В силу п. 31 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (приложение к Приказу Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. № 203) в случае, если памятники истории и культуры не переданы в пользование или не находятся в собственности организаций и граждан, мероприятия по обеспечению их сохранности проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами.
Как усматривается из материалов дела решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16.06.1980 года № 384-15 утвержден список памятников истории, архитектуры, искусства и археологии краевого значения, в котором значится братская могила 27 партизан, погибших в бою с колчаковским отрядом под д.Очуры в ночь на 3 октября 1919 года (местонахождение с. Очуры Алтайского района Хакасской автономной области), тем самым указанный объект культурного наследия принят на государственную охрану.
Из писем администрации Алтайского района от 29.03.2013 года, ТУ Росимущества в РХ от 08.04.2013 года, Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 05.04.2013 года следует, что указанный объект культурного наследия в реестрах муниципального, республиканского и федерального имущества не значится.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако доказательств того, что указанный прокурором объект культурного наследия не имеет собственника или его собственник неизвестен, либо от права собственности на них отказался, прокурором не представлено.
Неоформление соответствующими государственными органами и должностными лицами соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии соответствующих объектов из государственной собственности и служить основанием для их признания бесхозяйными.
Кроме того прокурором по существу не представлено доказательств и тому, что братская могила является объектом недвижимого имущества по смыслу ст. 225 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, что за нею не проводится и требуется уход.
Доказательств того, в чем именно состоит нарушение прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор суду также не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что объект культурного наследия регионального значения – Братская могила в с. Очуры в силу закона является федеральной собственностью, находится под государственной охраной, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░ 27 ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 1919 ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░