Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-45/2018 ~ М-35/2018 от 23.01.2018

Дело года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2018 года <адрес>

Архаринский районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО7,

с участием

представителя ответчика – администрации рабочего поселка (пгт) Архара,

ФИО8, действовавшей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

третьих лиц:

ФИО2,

представителя органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>-ФИО9, действовавшей на основании доверенности № « от 12.01. 2018 года,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации рабочего поселка (пгт) Архара о восстановлении срока на подачу заявления на включение в списки детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, возложении обязанности включить в списки лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО11 (ФИО13) О.П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации рабочего поселка (пгт) Архара о восстановлении срока на подачу заявления на включение в списки детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, возложении обязанности включении в списки лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истец ФИО3 указал, что согласно постановлению Архаринской поселковой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО13 (ФИО11) ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшимся круглым сиротой в связи со смертью матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и отсутствием отца, закреплена жилая площадь по месту регистрации по адресу: <адрес>, 13, <адрес>.

На основании постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено попечительство над несовершеннолетним сиротой ФИО13 (ФИО11) ФИО6. Попечителем назначена ФИО2.

В связи с выездом истца на учебу в <адрес> он был снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>,13, <адрес>. После окончания учебы истец вернулся на постоянное проживание в <адрес>.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, п. <адрес> 13, <адрес>. на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением пригодным, (непригодным) для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно ответа прокуратура <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что учитывая, что ФИО3 в установленном порядке на льготную очередь на получение жилья, как сирота, своевременно не был поставлен, реализовать свое право на получение жилья, как сирота, он может посредством обращения в Архаринский районный суд с заявлением.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ Администрация рабочего поселка (пгт) Aрхара следует, что так как жилой дом по адресу: <адрес>, Бригадный, переулок, 13, <адрес> на основании акта межведомственной комиссии признан непригодным проживания и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения лицо из числа детей-сирот при наличии закрепленного жилого помещения фактической возможности вселиться в него не имел, следовательно, данный гражданин должен был быть поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении.

Постановка на учет нуждающихся в жилом помещении носит заявительный характер, так сам ФИО5, опекун, органы опеки и попечительства с заявлением о постановке ФИО13 (ФИО11) ФИО6 на учет нуждающихся в жилом помещении до достижении возраста 23 лет не обращались, в настоящее время право ФИО13 (ФИО11) О. П. на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ от 21.12. 1996 года ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» может быть реализовано только в судебном порядке.

При признании судом причин несвоевременной постановки лица из категории детей-сирот на учет нуждающихся в жилом помещении уважительными гражданин ФИО5 на основании решения суда может быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением за средств субъекта РФ.

Достижение 23 лет вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

Исходя из смысла действующего законодательства, гарантируемая социальная поддержка по внеочередному обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является реализованной только после предоставления жилого помещения. При этом реализация данного права представляет собой либо обеспечение детей названной категории жильем в установленном законом порядке, либо принудительное обеспечение детей-сирот жильем на основании решения суда.

Истец ФИО3 не имеет закрепленного или принадлежащего жилья на праве собственности в <адрес>, находился под попечительством ФИО2, до настоящего времени жилое помещение ФИО3 предоставлено не было, гарантированное законом право на внеочередное обеспечение жилой площадью истцом не было реализовано.

При таких обстоятельствах считает, что он относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение его жилым помещением на основании Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до фактического обеспечения их помещениями.

По достижении истцом возраста 18 лет у него возникло право на обеспечение его жилым помещением, которое не было реализовано до вступления в силу изменений, внесенных в ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании изложенного, просит восстановить истцу ФИО11 (Спицыну) ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок для включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Включить истца ФИО11 (Спицына) ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списки лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Обязать администрацию рабочего поселка (пгт) <адрес> предоставить ФИО11 (Спицыну) ФИО6, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Apxaринского района <адрес> жилое помещение на территории <адрес> по договору социального найма.

Представитель ответчика – администрации рабочего поселка (пгт) Архара исковые требования истца не признала и суду пояснила, что согласно нормам ЖК РФ, а также ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

До достижения возраста 23 лет ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в администрацию рабочего поселка (пгт) Архара не обращался.

На уважительные причины препятствующие истцу обратиться в администрацию рабочего поселка (пгт) Архара с заявлением о постановке на учет, нуждающихся в жилом помещении, истец в исковом заявлении не ссылается.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.

На основании постановления главы Архаринского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. за несовершеннолетним ФИО13 ФИО6 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, пер. Бригадный, <адрес>. по месту регистрационного учета.

В настоящее время постановление главы Архаринского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. , о закреплении за несовершеннолетним ФИО13 ФИО6 жилого помещения по адресу: <адрес>, пгт. Архара, пер. Бригадный, <адрес> действует и утратившим силу не признано.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Архара, пер. Бригадный, <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным признан аварийным и подлежащим сносу.

В целях ликвидации аварийного жилого фонда на территории рабочего поселка (пгт) Архара была утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в муниципальном образовании рабочий поселок (пгт) Архара в 2013-2017 годах».

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: пгт. Архара, пер. Бригадный, <адрес> был включен во второй этап реализации программы на 2015-2016 годы.

В июне 2017 года состоялось переселение граждан зарегистрированных и проживающих в жилом доме по адресу: пгт. Архара, пер. Бригадный, <адрес>.

В связи с тем, что постановление главы Архаринского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. о закреплении за несовершеннолетним ФИО13 ФИО6 жилого помещения по адресу: <адрес>, пгт. Архара, пер. Бригадный, <адрес> утратившим силу не признано, право пользования ФИО3 жилым помещением по адресу: пгт. Архара, пер. Бригадный, <адрес> не прекращено, администрацией поселка Архара принято решение о предоставлении ФИО3 жилого помещения во вновь возведенном многоквартирном жилом доме, равнозначном ранее занимаемому жилому помещению.

На основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО3 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 31,1 кв.м.

Таким образом, считает, что основания для восстановления ФИО3 срока на подачу заявления на включение в списки детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и основания для возложении обязанности на администрацию поселка Архара включить в списки лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, а также предоставить жилое помещение, отсутствуют.

В ходе судебного разбирательства представитель администрации рабочего поселка (пгт) Архара, <адрес> заявил ходатайство о привлечении по делу в качестве соответчика администрацию <адрес>, Министерство социальной защиты населения <адрес> - в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, которое судом было удовлетворено.

Представитель ответчика – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие, в предоставленном возражении на исковое заявление указал, что истец, согласно постановлению главы Архаринской поселковой администрации <адрес> от 28.04 2004 года «О закреплении жилья за несовершеннолетним ФИО13 О.П.», отнесен к категории детей- сирот в связи со смертью матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и отсутствием отца.

Исходя из представленных документов следует, что истцу было предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, что исключает возможность дальнейшего предоставления ему, как лицу из категории детей-сирот, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Орган опеки и попечительства отдела образования <адрес> является надлежащим лицом, которое осуществляет регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз.3 ч.1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, а так же формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. В последующем предоставляет все необходимые сведения о детях-сиротах в уполномоченный орган - Министерство социальной защиты населения <адрес> для решения вопроса о включении детей-сирот в список на получение жилого помещения.

Таким образом, включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями возложено на Министерство социальной защиты населения <адрес>.

<адрес>, как орган местного самоуправления, не наделена полномочиями по включению детей-сирот в список на получение жилых помещений, и, следовательно, возложение обязанности на администрацию <адрес> по включению истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, противоречит действующему законодательству.

Кроме того, на основании постановления главы Архаринской поселковой администрации <адрес> от 28.04 2004 года «О закреплении жилья за несовершеннолетним ФИО13 О.П.» за истцом - ФИО13 О.П. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, рп (пгт) Архара, переулок Бригадный, <адрес>, в связи с тем, что данное лицо относится к категории детей-сирот.

Согласно заключению межведомственной комиссии администрации <адрес> вышеуказанное закрепленное жилое помещение было отнесено к категории непригодных для постоянного проживания, не соответствующее санитарным, противопожарным и иным нормативным требованиям. Так же дано заключение о необходимости отнести данное жилое помещение к аварийному жилищному фонду.

Согласно сведениям администрации рабочего поселка (пгт) Архара ДД.ММ.ГГГГ между администрацией рп (пгт) Архара и гражданином ФИО4 был заключен договор социального найма на бессрочное владение и пользование изолированным жилым помещением - двухкомнатная квартира общей площадью 31,3 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, рп (пгт) Архара, <адрес>. Совместно со ФИО4, являющимся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, в данное жилое помещение вселился его брат - ФИО5. Данное жилое помещение было предоставлено в рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в муниципальном образовании рабочий поселок (пгт) Архара в 2013 - 2017 годах» в целях ликвидации аварийного жилищного фонда, расположенного на территории рабочего поселка (пгт) Архара.

В связи с вышесказанным ФИО5 на данный момент обеспечен жилым помещением по договору социального найма.

Таким образом, полагает, что оснований для восстановления срок на подачу заявления на включение в список детей-сирот нуждающихся в обеспечении благоустроенным жилым помещением отсутствуют.

Представитель третьего лица - министерства социальной защиты населения <адрес>, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, в предоставленном возражении на исковое заявление указал, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ЖК РФ которыми определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Применительно к данному делу истец должен был представить суду доказательства того, что он был постановлен на учет для предоставления жилья как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или обращался за постановкой на учет в период до достижения им 23 лет. Между тем, таких доказательств в материалах не имеется.

Правовой характер статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, поскольку до достижения 23 лет истец не был постановлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении по указанной категории лиц, соответственно, не относился к числу лиц вышеуказанной категории, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Кроме того, постановлением главы Архаринского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ за истцом было закреплено жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, пер. Бригадный, 13 <адрес>. Указанно постановление не признано утратившим силу. В последующем указанный жилой дом был включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в муниципальном образовании рабочий <адрес> 2013-2017 годах». В 2017 году граждане, зарегистрированные по адресу: <адрес>, пер. Бригадный, 13 <адрес> были переселены, в том числе и истец. На основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ является членом семьи нанимателя жилого помещение расположенного по адресу: пгт. Архара, <адрес>.

Учитывая вышеизложенное, считают, что оснований, влекущих удовлетворение искового заявления, не имеется.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>- ФИО9, с доводами ответчика согласна и полагает, что оснований, влекущих удовлетворение искового заявления, не имеется.

Представитель третьего лица – ФИО2 полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований истца и дала показания, аналогичные ФИО3

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением главы Архаринской поселковой администрации <адрес> от 28.04 2004 года «О закреплении жилья за несовершеннолетним ФИО13 О.П.», ФИО5отнесен к категории детей- сирот в связи со смертью матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и отсутствием отца.

Согласно свидетельству о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ I-OT , выданному Отделом ЗАГС по <адрес> управления ЗАГС администрации <адрес> ФИО13 ФИО6 сменил фамилию на ФИО3.

В соответствии с абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В целях реализации данного положения принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Частью 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

В соответствии с действующими нормам законодательства, детям-сиротам однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного помещения при условии, что лица из данной категории не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 ст.8 настоящего Закона.

В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 ст.8 Закона №159-ФЗ и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

В силу ч.2 ст.4 Закона уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч.1 настоящей статьи в порядке, установленном ст. 41 настоящего Закона.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в <адрес>” государственные полномочия в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, полномочия регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, реализуются исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере социальной защиты населения области.

В свою очередь согласно п.1.1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о министерстве социальной защиты населения <адрес>" Министерство социальной защиты населения <адрес> (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения <адрес>.

В соответствии с п.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в <адрес>" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, установленными пунктами 1,3 - 11, 13 - 23,251, 26 ст. 4 настоящего Закона, на неограниченный срок.

Согласно п.2.3 Положения об организации работы органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми на территории <адрес>, утвержденного Постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ полномочия органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц осуществляет отдел образования <адрес> (приложение ).

Так, в соответствии с п.4.1 Положения об организации работы органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми на территории <адрес>, утвержденного Постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ Орган опеки и попечительства отдела образования в отношении несовершеннолетних уполномочен:

-осуществлять наблюдение за условиями жизни и воспитания подопечных и опекаемых, детей в приемной семье;

-знакомить под роспись опекунов (попечителей), приемных родителей с их обязанностями, установленными законодательством РФ;

-в случаях, предусмотренных законодательством РФ, настоящим положением, проводит обследование, оставляет акт обследования содержания и проживания;

-в случаях, предусмотренных законодательством РФ, нормативноправовыми актами субъектов РФ, настоящим положением составляет заключение;

-ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет сведения о них для формирования регионального банка данных;

-готовит документы и материалы для рассмотрения главой муниципального района;

-осуществляет иные полномочия, предусмотренные нормативноправовыми актами <адрес>, положением об отделе, положениями о должностных обязанностях и настоящим положением.

Орган опеки и попечительства отдела образования <адрес> осуществляет регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз.3 ч.1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, а так же формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. В последующем предоставляет все необходимые сведения о детях-сиротах в уполномоченный орган - Министерство социальной защиты населения <адрес> для решения вопроса о включении детей-сирот в список на получение жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

Из материалов дела следует, что постановления главы Архаринского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. за несовершеннолетним ФИО13 (ФИО11) ФИО6 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, пер. Бригадный, <адрес>. по месту регистрационного учета (данное постановление в настоящее время действует и утратившим силу не признано).

Согласно данным ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. снят с регистрационного учета по адресу: пер. Бригадный, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Архара, пер. Бригадный, <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным признан аварийным и подлежащим сносу.

В целях ликвидации аварийного жилого фонда на территории рабочего поселка (пгт) Архара была утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в муниципальном образовании рабочий поселок (пгт) Архара в 2013-2017 годах».

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: пгт. Архара, пер. Бригадный, <адрес> был включен во второй этап реализации программы на 2015-2016 годы.

Из материалов дела следует, что в администрацию рабочего поселка (пгт) Архара ДД.ММ.ГГГГ подано согласие ФИО4, ФИО3 на предоставление жилых помещений взамен занимаемых, согласно которому следует, что наниматель ФИО4 и проживающий совместно с нанимателем жилого помещения ФИО3 - брат, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, общая площадь-которого составляет 30,2 кв. м, количество комнат 1, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Бригадный, <адрес>, признанного аварийным на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дают согласие на предоставление жилого помещения взамен занимаемому, общая площадь которого составляет 30,2 кв.м., количество комнат 1, расположенного по адресу: <адрес>, д,23 <адрес>.

На основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО3 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 31,1 кв.м.. Согласно вышеуказанному договору п.п.2 п.1 совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: брат: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах, руководствуясь соответствующими нормами материального права, и достоверно установив, что ФИО11 (ФИО13) О.П. нуждающимся в предоставлении жилого помещения не признавался, с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, до наступления 23 лет не обращался, при этом, в силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, наличие уважительных причин пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на такой учет истцом не доказано, и, как следствие, к моменту обращения с заявлением ФИО11 (ФИО13) О.П. утратил право на обеспечение вне очереди жилым помещением, предусмотренное Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО3 к администрации рабочего поселка (пгт) Архара, администрации <адрес> о восстановлении срока на подачу заявления на включение в списки детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, возложении обязанности включить в списки лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставлении жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись)         Н.С. Дьячкова

2-45/2018 ~ М-35/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белянинов Олег Петрович
Ответчики
Администрация рабочего поселка (пгт) Архара
Другие
Белянинова Наталья Петровна
Орган опеки и попечительства
Суд
Архаринский районный суд Амурской области
Судья
Дьячкова Н.С.
Дело на странице суда
arharinskiy--amr.sudrf.ru
23.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2018Передача материалов судье
24.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2018Судебное заседание
06.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2018Судебное заседание
27.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее