Дело № 2-108/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2019 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Масанкиной А. А.,
при секретаре Раченковой О. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления имущественных отношений Алтайского края к Емельяновой Н.И. о понуждении продать долю в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения,
у с т а н о в и л:
Управление имущественных отношений <адрес> обратилось в суд с иском к Емельяновой Н. И. о понуждении продать долю в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, указывая, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости ответчику принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, общей площадью 44409106 кв. м., расположенный по адресу: Россия, <адрес> (452 баллогектара), право зарегистрировано 21 декабря 2011 г. за №.
Указанный земельный участок входит в Перечень приграничных территорий, утвержденный Указом Президента РФ от 09 января 2011 г. № 26 (далее - Перечень) и не может принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам.
Согласно извещению Управления Росреестра по Алтайскому краю, а также Змеиногорского отдела Управления ответчик является гражданином Казахстана.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Обязанность отчуждения земельных участков, установленная ст. 52 Земельного кодекса РФ ответчиком не исполнена, доля в праве собственности на земельный участок не отчуждена.
В связи с чем, истец, реализуя предусмотренную п. 2 ст. 5 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обязанность, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Просит обязать Емельянову Н. И. продать на торгах (конкурсах, аукционах) принадлежащую ей долю (452 баллогектара) в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, общей площадью 44409106 кв. м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>
В судебное заседание представитель истца не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Ответчик Емельянова Н. И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, а также сообщила, что исковые требования признает.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебное заседание не явился по неизвестной причине, уведомлен надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в постановлении № 8-П от 23 апреля 2004 г. «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы», приводя положения упомянутой нормы Основного закона РФ, указал, что тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац 4 пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс РФ устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статья Конституции РФ, а с другой – в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел определенные ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.
Так, согласно статье 8 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма, содержится в статье 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).
Статья 238 Гражданского кодекса РФ также предусматривает, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункты 1, 2).
Кроме того, на основании части 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. № 26 утвержден Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. В данный Перечень входит и муниципальное образование Третьяковский район Алтайского края.
Из материалов дела следует, что решением Третьяковского районного суда Алтайского от 10 августа 2011 г. за Емельяновой Н. И. признано право собственности на недвижимое имущество, оставшееся после смерти родителей ФИО3, ФИО4 в виде одной земельной доли размером 452 баллогектара в праве общей долевой собственности земельного массива земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории муниципального образования <адрес> (<адрес> Решение вступило в законную силу 19 октября 2011 г.
На основании указанного решения 21 декабря 2011 г. произведена государственная регистрация права общей долевой собственности в виде 452 баллогектар ответчика Емельяновой Н. И. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02 апреля 2019 г. №, выпиской из Единого государства реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 02 апреля 2019 г. №.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Емельянова Н. И. документирована удостоверением личности Республики Казахстан №, выданным ДД.ММ.ГГГГ МВД Республики Казахстан, местом её постоянного проживания является <адрес> <адрес>.
Данные обстоятельства усматриваются из выписки из Единого государственного реестра прав на земельный участок с кадастровым номером № от 02 апреля 2019 г. №, в которых указаны соответствующие данные о правообладателе, а также из копии удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, представленного ответчиком.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Казахстан от 20 декабря 1991 г. № 1017-XII «О гражданстве Республики Казахстан» документом, подтверждающим гражданство Республики Казахстан, является удостоверение личности либо паспорт гражданина Республики Казахстан.
Согласно пунктов 1, 4 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 29 января 2013 года № 73-V «О документах, удостоверяющих личность» паспорт гражданина Республики Казахстанпаспорт гражданина Республики Казахстан выдается гражданам Республики Казахстан по их желанию независимо от возраста и удостоверяет личность гражданина Республики Казахстан на территории Республики Казахстан и за ее пределами.
Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории, обязаны иметь удостоверение личности. Удостоверение личности гражданина Республики Казахстан выдается сроком действия на десять лет (ч. 1, 4 ст. 8 Закона Республики Казахстан № 73-V).
Согласно сообщению ГУ МВД России по Алтайскому краю Емельянова Н. И. по вопросам приобретения гражданства Российской Федерации в УВМ ГУ МВД России не обращалась, сведения о наличии гражданства Российской Федерации в отношении Емельяновой Н. И. отсутствуют, документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, она не документировалась.
Таким образом, Емельянова Н. И. является гражданином Республики Казахстан, а соответственно по нормам законодательства Российской Федерации - иностранным гражданином.
Исходя из вышеупомянутых положений статей 3, 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 238 Гражданского кодекса РФ Емельянова Н. И. как иностранный гражданин, не вправе владеть в Российской Федерации, в приграничной территории, на праве собственности долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и данная доля подлежала отчуждению ею в течение года с момента возникновения права собственности на нее.
Однако такого отчуждения ответчиком не произведено, что подтверждается извещением Змеиногорского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю от 07 февраля 2013 г., также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02 апреля 2019 г. №, выпиской из Единого государства реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 02 апреля 2019 г. №, в которых Емельянова Н. И. до настоящего времени значится собственником доли в размере 452 баллогектаров в праве общей долевой собственности на земельный участок.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Управление имущественных отношений Алтайского каря, как уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере управления государственным имуществом Алтайского края, обоснованно обратился в суд с настоящим иском о понуждении Емельяновой Н. И. к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах, который суд удовлетворяет в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче иска в суд был освобожден от уплаты госпошлины и исковые требования были удовлетворены, с Емельяновой Н. И. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Управления имущественных отношений Алтайского края удовлетворить.
Обязать Емельянову Н.И. продать на торгах (конкурсах, аукционах) принадлежащую ей долю в виде 452 баллогектаров в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, общей площадью 44409106 кв. м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>
Взыскать с Емельяновой Н.И. в доход бюджета муниципального образования Третьяковский район Алтайского края госпошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А. А. Масанкина
Решение принято в окончательной форме 14 апреля 2019 г.
Судья А. А. Масанкина