Дело № 2-282/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Ваншейд А.К.,
при секретаре Кузнецовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тадевосян М.А., Кайгородова Н.С., Кайгородовой А.Г., Поломошновой В.А., Поломошнова Н.Н., Маклаковой М.И., Дермана Ф.А. к администрации г.Барнаула, комитету по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула, Белозерову Г.В. о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском к ответчикам, в котором (с учетом уточнения требований) просили обязать администрацию г.Барнаула, комитет по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества водонапорную башню, расположенную в районе жилых домов по .... в ...., а также водопроводные сети от водонапорной башни к жилым домам по .... в ....; обязать администрацию г.Барнаула, комитет по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула определить обслуживающую организацию для водонапорной башни и сетей холодного водоснабжения к жилым домам по ....; запретить Белозерову Г.В. и иным физическим лицам чинить препятствия в транспортировке и подаче холодной воды по сетям холодного водоснабжения от водонапорной башни к жилым домам № по .... в ...., а также осуществлять прекращение и (или) ограничение холодного водоснабжения по указанной сети жилых домов по .... в .....
В обоснование требований истцы указали, что проживают в индивидуальных жилых домах, расположенных на .... в ..... Холодное водоснабжение указанных домов осуществляется от водонапорной башни, расположенной в районе жилых домов № и № по ...., по водопроводным сетям от водонапорной башни до жилых домов. Указанная водонапорная башня и водопроводная сеть расположены на земельном участке, который находится в ведении органов местного самоуправления. Однако данная водопроводная сеть не имеет собственника, так как была построена муниципалитетом за счет бюджетных средств, но на баланс передана не была.
Фактически водонапорную башню и сеть обслуживает ответчик Белозеров Г.В. за счет средств жителей ...., но при этом никакой ответственности не несет, качество воды никем не проверяется. Отсутствие должного контроля за водонапорной башней может привести к ее разрушению, что отрицательно повлияет на безопасное водоснабжение населения, нарушит права граждан на охрану жизни и здоровья, а также на благоприятную окружающую среду, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, ответчик Белозеров Г.В. неоднократно и по своим внутренним убеждениям производит отключение жилых домов истцов от холодного водоснабжения.
В судебном заседании истец Тадевосян М.А. на удовлетворении иска настаивала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика КУМС г.Барнаула против удовлетворения иска возражал по доводам письменного отзыва.
Ответчик Белозеров Г.В. против удовлетворения иска возражал, указал, что водонапорная башня, водозабор и водопроводная сеть по .... построены на средства жителей этой улицы. В октябре 2017 года жителями улицы было проведено общее собрание, в котором жители проголосовали против передачи водопроводной сети и водонапорной башни в муниципальную собственность.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении".
Статьей 2 названного Федерального закона определены основные понятия, используемые в данной сфере, в том числе:
водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п.4);
водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п.5);
нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п.13);
централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п.29).
Организация водоснабжения населения отнесена п.1 ст.6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками земельных участков и жилых домов, расположенных на .... в .....
Водоснабжение жилых домов истцов, а также других домов по .... осуществляется по водопроводной сети, идущей от водонапорной башни и водозабора, расположенных в районе домов № по .....
В силу ст.133.1 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках (п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В данном случае водонапорная башня, водозабор и водопроводные сети рассматриваются как единый недвижимый комплекс, поскольку данные объекты объединены единым назначением и неразрывно связаны физически и технологически.
Фактическое наличие данной водопроводной системы, состоящей из водонапорной башни, водозабора и водопроводной сети, подтверждается пояснениями сторон, фотографиями, топографической схемой, представленной комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула в электронном виде.
Истцы полагают, что система холодного водоснабжения является бесхозяйным объектом и подлежит передаче в муниципальную собственность.
В силу положений ч.1 и ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Материалами дела подтверждается, что право собственности на указанный инженерный объект в установленном законом порядке не зарегистрировано, он не включен в перечни объектов федеральной, краевой или муниципальной собственности, о чем свидетельствуют сведения ЕГРН, ответы уполномоченных государственных и муниципальных органов (ответы Минимущества Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ №).
Ответчик Белозеров Г.В. в судебном заседании утверждал, что система водоснабжения построена за счет средств жителей .... в ..... Аналогичная позиция высказывалась им государственным и муниципальным органам при проведении проверок по обращениям истцов.
В прокуратуре Центрального района г.Барнаула Белозеровым Г.В. дано письменное объяснение от 22.123.2017, котором он указывает, что водозабор, водонапорная башня и водопроводная сеть построены в 1960-е годы. В ходе судебного разбирательства ответчик пояснил, что объект возводился в 1990-е годы.
Между тем каких-либо доказательств создания системы холодного водоснабжения за счет средств граждан – жителей .... в материалы дела не представлено.
Напротив, по запросу суда из архивного отдела администрации г.Барнаула представлены распоряжения администрации Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №-р, из которых следует, что администрацией района выделялись денежные средства на строительство и реконструкцию водопровода по .... в .... в общей сумме 375 тыс. руб.
Учитывая отсутствие иных документов по строительству водопроводного объекта, отсутствие зарегистрированного права на указанный объект, суд приходит к выводу о наличии признаков, характеризующих данный объект как бесхозяйную вещь.
Наличие решения общего собрания жителей .... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому большинство участников собрания проголосовало против передачи водонапорной башни и водопроводной сети в подведомственность Водоканалу г.Барнаула, в данном случае не имеет правового значения.
Как уже указывалось выше, доказательств возведения указанных объектов за счет средств жителей .... не представлено. У участников собрания, являющихся собственниками земельных участков и жилых домов по ...., не возникает в силу закона право общей собственности на инженерные коммуникации, к которым подключены указанные жилые дома.
Аналогичную позицию высказал Конституционный Суд в постановлении от 10.11.2016 № 23-П, согласно которой обслуживающая индивидуальные жилые дома инфраструктура, в силу своей пространственной обособленности, обладает отличными от общего имущества в многоквартирном доме характеристиками. Соответственно, закон непосредственно не связывает сам по себе факт приобретения права собственности на индивидуальный жилой дом с возникновением доли в праве собственности на имущество общего пользования.
Основания и порядок приобретения прав на отдельные объекты из числа имущества общего пользования определяются земельным и гражданским законодательством. Учитывая принадлежность большинства из соответствующих объектов к недвижимым вещам, права на них согласно пункту 2 статьи 8.1, статье 219, пункту 2 статьи 223 и пункту 1 статьи 234 ГК Российской Федерации, пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации. В силу приведенных законоположений государственная регистрация прав на объекты обслуживающей индивидуальные жилые дома инфраструктуры (инженерные сети и системы, трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, дороги и т.д.) завершает юридический состав, влекущий возникновение прав на объект недвижимости.
Поскольку спорная система водоснабжения относятся к недвижимому имуществу, поскольку является инженерным сооружением, прочно связанным с землей, право собственности на данный объект возникает именно с момента государственной регистрации этого права в установленном законом порядке.
На основании изложенного решение собрания жителей от ДД.ММ.ГГГГ не опровергает выводов суда о признании данного инженерного объекта бесхозяйной вещью и не препятствует принятию его на учет в качестве бесхозяйного имущества.
В соответствии с п.2.1.9 Положения о комитете по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 № 28, комитет осуществляет постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю бесхозяйных недвижимых вещей и обеспечивает регистрацию права муниципальной собственности на такие объекты.
Законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет в установленном порядке бесхозяйных сетей водоснабжения, для чего требуется подача органом местного самоуправления в уполномоченный орган заявления. Поскольку спорные водопроводные сети находятся на территории муниципального образования – города Барнаула, то в силу прямого указания закона указанная обязанность возлагается на комитет по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула.
С учетом изложенного суд возлагает на указанного ответчика обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта – системы холодного водоснабжения, состоящей из водонапорной башни, водозабора и водопроводной сети, расположенной по .... в .....
В силу п.5. ст.8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п.8 «Порядка оформления бесхозяйного недвижимого имущества с момента его выявления и до регистрации права муниципальной собственности» после выявления бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения) комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Барнаула осуществляется передача данных объектов специализированным обслуживающим организациям по договорам об эксплуатации бесхозяйного имущества, актам приема-передачи или дополнительным соглашениям к ранее заключенным договорам.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения.
На основании изложенного на ответчика – комитет по управлению муниципальной собственностью подлежит возложению обязанность по передаче системы водоснабжения по .... специализированной обслуживающей организации.
Принимая решение об удовлетворении требований истцов в указанной части, суд исходит из того, что принятие спорных объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества и определение специализированной обслуживающей организации позволит обеспечить контроль за техническим состоянием данного инженерного объекта, а также контроль за качеством холодной воды, подаваемой в жилые дома граждан.
При этом постановка на учет инженерных сетей в качестве бесхозяйной вещи не лишает заинтересованных лиц возможности оформить надлежащим образом свои права в отношении данного имущества до принятия данного объекта в муниципальную собственность.
Администрация г.Барнаула является ненадлежащим ответчикам по требованиям о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного и определении специализированной организации в отношении данного имущества, в связи с чем к данному ответчику суд отказывает в удовлетворении требований.
Что касается требований истцов в отношении ответчика Белозерова Г.В., то достаточных доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что Белозеров Г.В. нарушает права истцов путем неправомерного прекращения или отключения подачи холодной воды в принадлежащие им жилые дома, в материалы дела не представлено.
В судебном заседании ответчик пояснил, что производимые ранее отключения были связаны с необходимостью ремонта и имели непродолжительный характер, на момент рассмотрения спора вода подается во все дома, что истцами не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска в данной части.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Тадевосян М.А., Кайгородова Н.С., Кайгородовой А.Г., Поломошновой В.А., Поломошнова Н.Н., Маклаковой М.И., Дермана Ф.А. удовлетворить частично.
Возложить на комитет по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула обязанность поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества систему холодного водоснабжения, включающую водонапорную башню, водозабор, а также водопроводные сети от водонапорной башни к жилым домам по ул.Солнечная в пос.Бельмесево г.Барнаула, и передать данный имущественный комплекс специализированной обслуживающей организации по договору об эксплуатации бесхозяйного имущества.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.К.Ваншейд