Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-24/2013 (2-431/2012;) ~ М-438/2012 от 16.10.2012

Дело № 2-24/2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

7 февраля 2013 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,

секретаря судебного заседания Золотаревой К.В.,

с участием помощника прокурора Архаринского района Ёшина Л.И.,

представителя ответчика ОАО «ДРСК» Орлова А.И.

представителя ответчика ТСЖ «Единство» Обухова В.С.

представителя ответчика администрации Архаринского района Корякиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ДРСК» в лице филиала «Амурские электрические сети», ТСЖ «Единство», администрации Архаринского района о возложении обязанности устранить допущенные нарушения и принятии мер к размещению детской площадки в безопасном месте,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ДРСК» в лице филиала «Амурские электрические сети», ТСЖ «Единство» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения и принятии мер к размещению детской площадки в безопасном месте.

В исковом заявлении в обоснование доводов прокурор указал, что в прокуратуру <адрес> обратились жители <адрес>, с требованием перенести линию электропередачи ВЛ 10кВ, находящуюся на территории детской площадки. По результатам проверки, установлено следующее.

Воздушная линия электропередач ВЛ - 10 кВ Ф - 16 ПС 35/10 кВ «Набережная», является собственностью ОАО «ДРСК», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора аренды земельных участков , администрацией <адрес>, был предоставлен ОАО «Дальневосточной распределительной сетевой компании» земельный участок для эксплуатации и обслуживания ВЛ - 10 кВ Ф - 16 ПС 35/10 кВ «Набережная», которая проходит в том числе по прилегающей к дому по <адрес>, территории.

На прилегающей к дому по <адрес>, территории, в пролетах опор 109-111, ВЛ 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная», без согласования с энергоснабжающей организацией, самовольно было произведено размещение детской игровой площадки.

Согласно абз. 2 п. 2 ч. 2 ст. 89 Земельного кодекса РФ, для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Правил установления охранных зон объектов
электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Согласно п.п. 1, 2 Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условии эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (в число которых входят и арендаторы в силу ст. 5 ЗК РФ), обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п. 4.4.6. Договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор обязан не допускать действий приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих у нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории, соблюдать требования строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных правил и нормативов.

В нарушение указанных положений, ОАО «ДРСК» - арендатор земельного участка, требования Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не выполняет. Что влечет к не обеспечению безопасных условий эксплуатации и не исключает возможности повреждения линий электропередачи. Кроме того, создает угрозу жизни и здоровью детей находящихся на детской площадке, что влечет нарушение конституционных прав граждан и детей на охрану здоровья.

Как установлено в ходе проверки, детская площадка расположенная на прилегающей к дому по <адрес>, территории, в пролетах опор 109-111, ВЛ 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная», возведена силами жителей дома.

Управление общим имуществом в многоквартирном <адрес>, осуществляется, некоммерческой организацией товариществом собственников жилья «Единство» (ТСЖ «Единство»).

Согласно ст. 2 Устава ТСЖ «Единства», основными предметами деятельности товарищества, является управление (пользование, распоряжение) имуществом, находящимся в общей долевой собственности (Общим имуществом) членов Товарищества на территории Товарищества или связанной с территорией Товарищества.

Расположение детской площадки в пролетах опор 109-111, ВЛ 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная», на прилегающей к дому по <адрес>, территории, негативно сказывается на здоровье человека (детей и их родителей)

На основании изложенного просит обязать ОАО «ДРСК» в лице Филиала «Амурские электрические сети» устранить нарушение требовании действующего законодательства РФ при использовании земельного участка расположенного в пролетах опор 109-111, ВЛ 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная», на прилегающей к дому по <адрес> территории, а также обязать ТСЖ «Единство» принять меры к размещению детской площадки в безопасном месте.

Определением Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечена администрация <адрес>.

Определением Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управление Ростехнадзора по <адрес>.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования. Прокурор отказался от исковых требований к ТСЖ «Единство», поскольку в судебном заседании было установлено, что детская площадка не находится на придомовой территории <адрес>, а также прокурор отказался от исковых требований к администрации <адрес>. Просит суд, обязать ОАО «ДРСК» в лице филиала «Амурские электрические сети» устранить нарушения действующего законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка расположенного в пролетах опор 109-111 ВЛ 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная», на прилегающей к дому по <адрес> территории путем демонтажа детской площадки.

Представитель ответчика ОАО «ДРСК» в лице Филиала «Амурские электрические сети» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал и суду пояснил, что ОАО «ДРСК» не согласно с исковыми требованиями по следующим основаниям.

Являясь полноправным собственником ВЛ-10кВ (Свидетельстве государственной регистрации права <адрес>, инв. :205:001:0036 (далее - объект)), ОАО «ДРСК», не нарушало норм и правил при эксплуатации объекта; право собственности на объект зарегистрировано в установленном законом порядке; земля под объектом арендована в соответствии с требованиями гражданского и земельного законодательства; земельный участок поставлен на кадастровый учет; объект эксплуатируется в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и иными требованиями технической отрасли документации. Строительство детской площадки под ВЛ не могло не обеспокоить «ДРСК» и после выявления нарушения о нём незамедлительно проинформированы: Глава администрации <адрес>; Гостехнадзор; <адрес>. Первые две инстанции, не смотря на прямую заинтересованность и подведомственность вопроса, проигнорировали информацию. <адрес> было вынесено Представление в отношении ТСЖ «Единство». Объект введён в эксплуатацию в 1986 году, значительно ранее постройки детской площадки. Сама площадка, является малой архитектурной формой, относится к объектам капитального строительства и не могла быть возведена без документов, разрешающих строительство и выдаваемых администрацией. Такого разрешения товариществу СЖ «Единство», не выдавалось и выдано не могло, так как согласно п. 3 ст. 51 Градостроительного Кодекса допускается выдача разрешении на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, поэтому непонятен мотив, по которому истец считает, что изначально добросовестный собственник и пользователь ОАО «ДРСК» - правонарушитель. К тому же Истец не указывает, какие именно НПА нарушило ОАО «ДРСК», а так же, не оговаривает каким именно способом должно быть устранено данное мнимое нарушение. Учитывая вышеизложенное, Истец может требовать только восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, что изначально исключает Исковые требования к ОАО «ДРСК». Совершенно очевидно, что самовольное строительство, а так же за бездействие в данном случае ответственны: администрация <адрес>; ТСЖ «Единство», которые несут весь комплекс обязанностей в разрезе данных правоотношений.

Кроме того, прокурор не обладает полномочием по обращению с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку круг жителей <адрес>, определен.

Представитель ответчика ТСЖ «Единство» ФИО4 исковые требования не признал и суду пояснил, что <адрес> был построен в 1995 году и на придомовой территории были лавочки, беседка. В течение 1995 – 2012 года жители своими силами достраивали детскую площадку. Со слов жильцов дома воздушная линия возникла в 2009 – 2010 г.г. До этого линия была подземная и проходила в другом месте. Детская площадка возведена силами жильцов и не является собственностью ТСЖ «Единство», не относится к общедомовому имуществу, так как она не расположена на придомовой территории <адрес>.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО5 исковые требования не признала и суду пояснила, что в силу ч.1 ст.45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Из положений данной нормы закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Однако он не обладает таким правом в интересах значительного числа граждан. Понятие «значительное число граждан» и «неопределенный круг лиц» не равнозначны. В первом случае есть возможность в исковом заявлении указать фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, каждый из них индивидуально должен быть извещен судом о времени и месте судебного заседания.

Названные обстоятельства отсутствуют в случае предъявления иска в защиту неопределенного круга лиц, поскольку их невозможно индивидуализировать, то есть четко определить.

В рассматриваемой ситуации прокурор обратился в суд в интересах жителей, проживающих в четко определенном жилом доме с известным адресом и занимающих жилые помещения в данном доме на одном из правовых оснований, предусмотренных действующим законодательством, следовательно, каждого из истцов можно индивидуализировать.

Принимая во внимание изложенное, прокурор по данному делу не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц, что является основанием для прекращения производства по делу.

Кроме того, жители указанного дома не обращались к прокурору <адрес> с просьбой обратиться в суд. Исходя из коллективного заявления они просили обязать «ДРСК» Филиал «Амурские электрические сети» СП «Восточные электрические сети» (не администрацию <адрес>) перенести линию электропередач.

Земельный участок, предоставленный в аренду ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ для эксплуатации и обслуживания ВЛ-10 кВ Ф-16 ПС 35/10 кВ «Набережная», не находится в собственности администрации <адрес>. Указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и предоставление в аренду земельного участка осуществлено администрацией <адрес> на основании действующего законодательства.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В то же время органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют только полномочия по распоряжению указанными земельными участками (не владеют и не пользуются).

Кроме того, воздушная линия электропередач ВЛ-10 кВ Ф - 16 ПС 35/10 кВ «Набережная»    является    собственностью    ОАО    «Дальневосточная

распределительная сетевая компания» на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, и введена в эксплуатацию в 1986г., а детская площадка была возведена жильцами значительно позже, поскольку дом был сдан в эксплуатацию в 1990-х годах.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Архаринским поселковым Советом народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения указанного полномочия утверждены муниципальные нормы и правила благоустройства территории муниципального образования рабочего посёлка (пгт) Архара. Установлены требования (п. 2.12.3.) к расстоянию от окон жилых домов и общественных зданий до границ детских площадок дошкольного возраста - не менее 10 м, младшего и среднего школьного возраста -не менее 20 м, комплексных игровых площадок - не менее 40 м, спортивно-игровых комплексов - не менее 100 м. Детские площадки для дошкольного и преддошкольного возраста размещаются на участке жилой застройки, площадки для младшего и среднего школьного возраста, комплексные игровые площадки рекомендуется размещать на озелененных территориях группы или микрорайона, спортивно-игровые комплексы и места для катания - в парках жилого района.

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ обеспечение эксплуатации многоквартирного дома и благоустройство придомовой территории обеспечивает товарищество собственников жилья.

Из вышеперечисленного следует, что всю ответственность за жилье и придомовую территорию несут владельцы жилья и, естественно, управляющие компании, которые обязаны вести все домовое и придомовое хозяйство.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика МУ «Отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес>» ФИО6 в настоящее судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебных заседаниях представитель МУ «Отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес>» ФИО6 суду пояснял, что постановлением первого заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комитету по управлению имуществом постановлено принять в муниципальную собственность жилье ОАО «Дальвостуголь», в том числе <адрес>. В 2008 году <адрес> передан ТСЖ «Единство».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Дальневосточного Управления Ростехнадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв на исковое заявление.

Из письменного отзыва следует, что в соответствии с п. 4.1., п. 4.2.2 Положения о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, (утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ ), Управление организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), включая требования безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).

<адрес> установлено, расположение детской игровой площадки без согласования с энергоснабжающей организацией на территории прилегающей к дому по <адрес>, в пределах территории опор 109-111, ВЛ - 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная» в нарушение требований Правил о порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков,

расположенных в границах таких зон, утв. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно указанных Правил, определен порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (п. 1 раздел 1).

Согласно раздела 3, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:

Пунктом б., запрещено размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

В соответствии с п. 9 в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается: размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Согласно пп. б п. 8 Правил, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений (пп. а п. 10 Правил). Согласно Правил устройства электроустановок (ПУЭ) прохождение ВЛ по территориям стадионов, учебных и детских учреждений не допускается (п.ДД.ММ.ГГГГ).

Расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений, (п.ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ).

Для ВЛ напряжением 10 кВ детская игровая площадка согласно ПЭУ должна располагаться на расстоянии не менее 10 м от крайних проводов вышеуказанной ВЛ.

Расположение детской игровой площадки без согласования на территории прилегающей к дому по <адрес>, в пределах территории опор 109-111, ВЛ 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная», нарушает требования действующих нормативно правовых актов. На основании выше изложенного Дальневосточное управление Ростехнадзора поддерживает требования, изложенные в исковом заявлении прокурора <адрес>.

Свидетель ФИО7 суду пояснила, что она живет в <адрес> с 1997 года. В это время около дома была песочница, лавочки, беседка. В 2005 году началось строительство детской площадки, ее строили жильцы своими силами. ВЛ в это время не было. Опоры ВЛ появились в 2008 году. Она наблюдала строительство опоры в 2008 году. Детскую площадку закончили строить в 2007 году.

Свидетель ФИО8 суду пояснил, что он является начальником Архаринского РЭС филиала ОАО ДРСК «Амурские электрические сети» - Восточные электрические сети. Он работает с 2000 года, данная ВЛ была уже построена. ВЛ 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная» - это объект капитального строительства. В 2004 году по акту приема – передачи указанная ВЛ в том числе были переданы администрацией <адрес> ОАО «Амурэнерго». В апреле 2011 года была отправлена бригада для осмотра ВЛ., в ходе которого увидели, что в пролетах опор 109-111 расположена детская площадка. Когда ему об этом доложили, то он сразу написал все докладные своему руководству. Утверждать, что детская площадка в пролетах опор 109-111 возникла в 2011 году нельзя, потому что он допускает, что при плановых обходах ВЛ в предыдущие года, те кто совершал обходы могли не отметить в обходных листах то, что находится на земле, а могли смотреть только на провода.

Привлеченная определением суда по делу в качестве специалиста техник – геодезист Архаринского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», имеющая квалификацию кадастрового инженера, ФИО9 суду пояснила, что согласно чертежа земельного участка Больничная <адрес>, находящегося в описании земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося в материалах дела, используя масштаб карты и измерив линейкой расстояние по карте, можно сделать вывод о том, что граница придомовой территории <адрес> составляет не более 20 метров от стены (фасада дома) со стороны расположения подъездов.

Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, свидетелей, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Довод представителя ответчика ОАО «ДРСК» и представителя администрации <адрес> о том, что у прокурора <адрес> нет полномочий на обращение в суд с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку прокурор обратился в суд в интересах жителей, проживающих в четко определенном доме и каждого из них можно индивидуализировать, суд считает несостоятельными.

Как следует из материала, проверка, проведенная прокурором <адрес> показала, что расположение детской площадки в охранной зоне, в пролетах 109-111 В Л - 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная», может нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределённого круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на благоприятную окружающую среду, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.

Вывод о том, что круг лиц, в интересах которых обратился в суд прокурор, возможно определить, суд считает неверным. На указанной детской площадке в разное время могут оказаться разные лица (дети, родители) в том числе и не проживающие в <адрес>.

На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявляемых в интересах неопределённого круга лиц, прокурор выступает представителем неопределённого круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

В соответствии с ч. 1 ст.89 Земельного кодекса РФ, землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 89 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Согласно абз. 2 п. 2 ч. 2 ст. 89 Земельного кодекса РФ, для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

В силу п. 8 Правил, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

В соответствии с п. 9 Правил, в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (в число которых входят и арендаторы в силу ст. 5 ЗК РФ), обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> воздушная линия электропередач ВЛ - 10 кВ Ф —16 ПС 35/10 кВ «Набережная», является собственностью ОАО «ДРСК.

Согласно пояснению представителя администрации <адрес>, земельный участок, предоставленный в аренду ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ для эксплуатации и обслуживания ВЛ-10 кВ Ф-16 ПС 35/10 кВ «Набережная», не находится в собственности администрации <адрес>. Указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и предоставление в аренду земельного участка осуществлено администрацией <адрес> на основании действующего законодательства.

В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Из договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> предоставлен ОАО «Дальневосточной распределительной сетевой компании» земельный участок 28:08:011905:0002 для эксплуатации и обслуживания ВЛ - 10 кВ Ф - 16 ПС 35/10 кВ «Набережная», которая проходит в том числе по прилегающей к дому по <адрес>, территории.

В соответствии с п. 4.4.6. Договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор обязан не допускать действий приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих у нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории, соблюдать требования строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных правил и нормативов.

Согласно служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ начальника Архаринского РЭС ФИО8 на имя начальника службы электрических сетей СП филиала ОАО «ДРСК» Амурский электрические сети ВЭС, после предоставления обходного листа осмотра ВЛ 10 кВ Ф 16 ПС «Набережная» ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что в пролетах опор 109-111 данной ВЛ незаконно установлена детская площадка.

Факт наличия детской площадки в пролетах опор 109-111 ВЛ 10 кВ 16 ПС «Набережная» следует из листа осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора по производству ОАО «ДРСК» Филиал «Амурские электрические сети» СП «Восточные электрические сети» ФИО10 в адрес ТСЖ «Единство», Главного государственного инспектора Райчихинского отделения по технологическому экологическому Энергонадзору и прокурора <адрес> направлено сообщение о нарушении правил охранной зоны ВЛ, в котором сообщается о размещении детской площадке под ВЛ 10 кВ фидер 16 от ПС «Набережная» в пролетах опор и о недопустимости нахождения детей под проводами линии электропередач, необходимости переноса детской площадки из охраняемой зоны во избежание несчастных случаев.

Из инвентарной карточки учета объекта основных средств филиала ОАО «ДРСК «Амурские электрические сети» от ДД.ММ.ГГГГ и технического паспорта на ВЛ – 10 кВ Ф – 16 ПС – 35/10 «Набережная» - ТП 46 в отпайками следует, что дата постройки объекта - 1986 год; материал стен и конструкция – кирпичная на бетонном фундаменте.

Из технического паспорта на жилой <адрес> следует, что год постройки дома – 1995 год.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ – 481 граница земельного участка с кадастровым номером 28: 08:011905:0002 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно ст.1 Устава ТСЖ «Единство» товарищество собственников жилья (помещений) в домах ,3,7, по <адрес> и в домах //, 2/1 по <адрес>, создано на основании решения собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам <адрес>, в домах № ,3,7 по <адрес> и в домах ,2/1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что на прилегающей к дому по <адрес>, территории, в пролетах опор 109-111, ВЛ 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная», без согласования с энергоснабжающей организацией, самовольно, жильцами <адрес>, было произведено размещение детской игровой площадки. Указанная детская площадка находится на территории, не принадлежащей дому по <адрес> и не входящей в состав общего имущества ТСЖ «Единство».

Как следует из материалов дела, ВЛ 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная» была построена в 1986 году, а <адрес> построен в 1995 году.

Суд не может принять во внимание показания свидетеля ФИО7 о том, что ВЛ 10 кВ, Ф 16 ПС «Набережная» строилась в 2008 году, поскольку это противоречит всем иным материалам дела в их совокупности.

Довод прокурора о том, что ОАО «ДРСК» арендатор земельного участка не выполняет требования Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , является несостоятельным.

Так, согласно п. 12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), при обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление технического контроля и надзора в электроэнергетике, а также вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.

Из письменного отзыва на исковое заявление представителя Дальневосточного Управления Ростехнадзора по <адрес> следует, что в соответствии с п. 4.1., п. 4.2.2 Положения о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, (утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ ), Управление организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), включая требования безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора по производству ОАО «ДРСК» Филиал «Амурские электрические сети» СП «Восточные электрические сети» ФИО10 в адрес ТСЖ «Единство», Главного государственного инспектора Райчихинского отделения по технологическому экологическому Энергонадзору ФИО11 и прокурора <адрес> направлено сообщение о нарушении правил охранной зоны ВЛ, в котором сообщается о размещении детской площадке под ВЛ 10 кВ фидер 16 от ПС «Набережная» в пролетах опор и о недопустимости нахождения детей под проводами линии электропередач, необходимости переноса детской площадки из охраняемой зоны во избежание несчастных случаев.

Таким образом, требования, п. 12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , были своевременно исполнены ответчиком.

В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного заседания прокурором не было представлено суду доказательств того, что ОАО «ДРСК» не соблюдает при использовании земельного участка с кадастровым номером 28: 08:011905:0002 требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и нарушает п. 4.4.6 Договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым арендатор обязан не допускать действий приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих у нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории, соблюдать требования строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных правил и нормативов, а также нарушает какие – либо иные требования действующего законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка, расположенного в пролетах опор 109-111 ВЛ 10 кВ фидер 16 от ПС «Набережная».

Прокурором не приведены обоснования возложения на ОАО «ДРСК» обязанности демонтировать детскую площадку, расположенную в пролетах опор 109-111 ВЛ 10 кВ фидер 16 от ПС «Набережная».

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> о возложении обязанности на ОАО «ДРСК» в лице Филиала «Амурские электрические сети» устранить нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка, расположенного в пролетах опор 109-111 ВЛ 10 кВ Ф 16 ПС «Набережная» на прилегающей к дому по <адрес> территории, путем демонтажа детской площадки, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований прокурора <адрес> о возложении обязанности на ОАО «ДРСК» в лице Филиала «Амурские электрические сети» устранить нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка расположенного в пролетах опор 109-111 ВЛ 10 кВ Ф 16 ПС «Набережная», на прилегающей к дому по <адрес> территории, путем демонтажа детской площадки, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий З.Ю. Каралаш

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-24/2013 (2-431/2012;) ~ М-438/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор
Ответчики
ТСЖ " Единство"
ОАО " ДРСК"
Суд
Архаринский районный суд Амурской области
Судья
Каралаш З.Ю.
Дело на странице суда
arharinskiy--amr.sudrf.ru
16.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2012Передача материалов судье
19.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2012Судебное заседание
13.12.2012Судебное заседание
15.01.2013Судебное заседание
07.02.2013Судебное заседание
15.05.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее