СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 22 (СЕВЕРО-КУРИЛЬСКИЙ РАЙОН) САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Парковая, 5, г. Северо-Курильск, Сахалинская область, Россия, 694550
тел./факс(42453) 2-14-85, http://22.sah.msudrf.ru, e-mail: su22s-k@mail.ru
Дело № 5- 42/2019
УИД 65MS0022-01-2021-000122-06
УИН 0355304500001100000899718
Дата поступления материала: 06 апреля 2021 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 апреля 2021 года город Северо-Курильск
Сахалинской области
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2021 года.
Мировой судья судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области Галаха Е.В.
с участием представителя ОАО «Ук-сЗ» по доверенности Мухаметшина К.Р.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица -
открытое акционерное общество «Управляющая компания - служба Заказчика» (сокращенное наименование - ОАО «Ук-сЗ»), дата государственной регистрации 24 февраля 2009 года за ОГРН 10965150000053, ИНН 6515002426, находящегося по адресу: Сахалинская область, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д. 6,
по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а :
26 февраля 2021 года постановлением заместителя Сахалинского транспортного прокурора Лебедева М.В. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - ОАО «Ук-сЗ» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОАО «Ук-сЗ» предоставило письменный отзыв по делу, указав, что с правонарушением согласно, просит суд принять во внимание факт привлечения общества по однородному правонарушению впервые, факт отсутствия отягчающих обстоятельств и быстрое прекращение правонарушения. ОАО «Ук-сЗ» является жизнеобеспечивающей организацией, денежные средства которой направляются на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Просят приять во внимание факт наличия кредиторской и дебиторской задолженности и тяжелое финансовое положение общества.
Представитель ОАО «Ук-сЗ» Мухаметшин К.Р. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
От заместителя транспортного прокурора поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Сахалинского транспортного прокурора, в связи с невозможностью из-за отдаленности принять участие в судебном заседании. С учетом предоставленного ОАО «Ук-сЗ» в суд ходатайства, документов, подтверждающих его обоснованность, полагает возможным назначить наказание обществу в виде штрафа в размере 50 тыс.руб.
Заслушав представителя ОАО «Ук-сЗ», исследовав материалы административного дела, мировой судья приходит к следующему.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
В соответствии с частью 2 статьи 12 данного Федерального закона гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы при заключении трудового договора (независимо от размера оплаты труда), и (или) гражданско-правового договора (договоров), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей. Если в должностные (служебные) обязанности указанных лиц входили отдельные функции государственного управления данной организацией, то такие договоры могут быть заключены этими лицами только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (часть 1 статьи 12 Закона).
В свою очередь, на работодателе согласно части 4 статьи 12 данного Федерального закона лежит обязанность при заключении с такими лицами указанных выше договоров на протяжении двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции").
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.
Исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", обязанность, предусмотренная частью 2 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции, распространяется на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05. 2009 N 557, либо в Перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного Перечня.
При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Закона о противодействии коррупции перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции. Приведенное разъяснение содержит пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Перечень должностей федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, представительствах (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден приказом ФТС России от 25.09.2015 N 1936.
Согласно указанному Перечню к таким должностям относится должность старшего государственного таможенного инспектора.
Как усматривается из материалов дела, 19 ноября 2021 года бывший старший государственный таможенный инспектор Северо-Курильского таможенного Камчатской таможни К1 была принята в ОАО «Ук-сЗ» на должность юрисконсульта.
Предусмотренный Федеральным законом "О противодействии коррупции" десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, исчисляемый в календарном порядке, начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. В случае если последний день срока исполнения указанной обязанности приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При таких обстоятельства, установленный законом десятидневный срок для направления в таможенный орган сообщения о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим К1 после заключения ОАО «Ук-сЗ» с нею 19 ноября 2020 года трудового договора истек 30 ноября 2020 года.
В нарушение приведенных требований части 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» ОАО «Ук-сЗ» не сообщило в Сахалинскую таможню в установленный законом десятидневный срок о заключении 19 ноября 2020 трудового договора с К1, ранее замещавшей должность государственной службы. Соответствующее сообщение было направлено только 30 декабря 2020 года.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью собранных доказательств:
- постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 26 февраля 2021 года, в котором указано событие правонарушения;
- выпиской из ЕГРЮЛ о том, что ОАО «Ук-сЗ» зарегистрировано в качестве юридического лица;
- трудовым договором от 19.11.2020, согласно которому К1 принята в ОАО «Ук-сЗ» на должность юрисконсульта;
- приказом № 50-К от 19.11.2020 о приеме К1 с 19 ноября 2021 года в ОАО «Ук-сЗ» на постоянное место работы;
- уведомлением ОАО «Ук-сЗ», адресованным начальнику Камчатской таможни (вх. Сахалинская таможня № 00044 от 11.01.2021), о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы в Камчатской таможне, в отношении К1;
- почтовым конвертом о направлении уведомления в таможенный орган 30 декабря 2020 года.
Доказательства по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п. Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения является так или иначе следствием действий его должностных лиц или работников.
Доказательств невозможности выполнения возложенных обязанностей в силу чрезвычайных событий, которые ОАО «Ук-сЗ» не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно доказательств принятия обществом исчерпывающих мер по соблюдению требований антикоррупционного законодательства мировым судьей не установлено, что применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о наличии вины общества.
Оценив все собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, мировой судья приходит к выводу, что вина ОАО «Ук-сЗ» подтверждается, и квалифицирует его действия по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - как привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Каких-либо процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Ук-сЗ» в соответствии со статьями 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья не находит.
Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет шесть лет.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения ОАО «Ук-сЗ» от административной ответственности не имеется.
В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания ОАО «Ук-сЗ» мировой судья учитывает, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими его ответственность, мировой судья признает добровольное прекращение противоправного поведения 30 декабря 2020 года.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание.
Постановлением N 4-П возможность назначения административного наказания ниже низшего предела поставлена в зависимость от ряда существенных обстоятельств, подлежащих установлению в рамках каждого конкретного дела.
Учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П и Постановлении от 17.01.2013 N 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание однократное совершение административного правонарушения по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие негативных последствий его совершения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая, что ОАО «Ук-сЗ» является жизнеобеспечивающей организацией, единственным учредителем которого является орган местного самоуправления - администрация Северо-Курильского городского округа, общество имеет кредиторскую и дебиторскую задолженность, тяжелое финансовое положение, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица подавлением его экономической деятельности, мировой судья считает возможным уменьшить обществу размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до 50 000 рублей, что составляет половину минимального размера административного штрафа, соответствует тяжести совершенного ОАО «Ук-сЗ» правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 25.1, 25,4, 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
п о с т а н о в и л а :
открытое акционерное общество «Управляющая компания - служба Заказчика»признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 /пятьдесят тысяч/ рублей.
Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК по Сахалинской области (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области) ИНН 6501146065, КПП 650101001, ОКТМО 64743000, единый казначейский счет № 40102810845370000053, казначейский счет № 03100643000000016100 в Отделении Южно-Сахалинск Банка России//УФК по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 016401800, код бюджетной классификации 04711601053019000140,УИН 0355304500001100000899718.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев.
За неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть опротестовано или обжаловано в Северо-Курильский районный суд непосредственно или через мирового судью судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано.
Мировой судья Е.В. Галаха