Дело №12-7/2020
РЕШЕНИЕ
с. Раевский 06 февраля 2020 года
Судья Альшеевского районного суда РБ Бондарева О.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - главы Администрации сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ А.С. Гареева, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе главы Администрации сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ А.С. Гареева, на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по <адрес> территориального управления рыболовства ФИО1, которым должностное лицо глава сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ Гареев А.С. привлечен к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ старшего инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по <адрес> территориального управления рыболовства ФИО1, должностное лицо глава сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ Гареев А.С. привлечен к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с постановлением, глава Администрации сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ Гареев А.С. обратился в Альшеевский районный суд РБ с жалобой, в которой указал, что данное постановление вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене по следующим обстоятельствам. В соответствии со ст.8.33 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов и влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с охраной среды обитания или путей миграции животных.
Состав правонарушения формальный. Объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение установленных правил. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.
Как следует из обстоятельств дела, <адрес> – река в России, протекает на территории <адрес> РБ.
Устье реки находится в 11 км. по левому берегу реки Курсак. Длина реки составляет 23 км. Пруд с гидротехническим сооружением (дамбой) расположенный близ <адрес>, является объектом искусственного происхождения, был построен еще в период 1978-79г.г., хозяйственным способом, колхозом им. Тельмана, для организации водопоя сельскохозяйственных животных.
Дамба пруда (гидротехническое сооружение), обустроена как проезжая часть и имеет твердое покрытие, которая указана как место проведения работ 12.09.2019г. не может характеризовать водоохранную зону.
Согласно части 1 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонам являются территория, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с ч.1 ст.7.1 Водного кодекса РФ, водохозяйственные мероприятия или и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 Водного кодекса РФ или лицами, использующими водные объекты в соответствии с Водным кодексом РФ.
В настоящее время собственника у данного гидротехнического сооружения не имеется, объект относится к категории бесхозяйных. Земельный участок, на котором расположен сам водный объект – пруд, находится в собственности сельского поселения Трунтаишевский сельский совет, св-во о праве собственности серия № от 30.07.2013г.
Между тем, отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст.9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отнесено к вопросам местного значения поселений.
В результате саморазрушения водоотводных труб дамбы и выхода из строя донного водоспускного устройства произошло самообрушение тела плотины. На паводковый период 2020 года возникла угроза неконтролируемого сброса воды <адрес> при образовании ледяного затора и прочих непредвиденных обстоятельств.
В целях предотвращения возможного возникновения чрезвычайной ситуации, администрацией СП Трунтаишевский сельский совет было инициировано проведение схода граждан, который состоялся 11.03.2019г., одним из вопросов которого был о ликвидации пруда, в связи с его аварийным состоянием дамбы (ГТС). Общим решением схода граждан было принято решение о ликвидации пруда, спустить частично воду разрыв дамбу, что подтверждается протоколом схода граждан №б/н от 11.03.2019г.
В результате расчистки места промоины, образовавшемся на теле плотины влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания является не обоснованным.
Оценка воздействия от хозяйственной деятельности сельского поселения Трунтаишевский сельсовет никак не связана с понижением уровня воды в водоеме относительно уровня естественного наполнения, гибелью рыбы или другими фактами не подтверждена.
Не указано, что вблизи <адрес> РБ имеется гидротехническое сооружение на <адрес>, которое является Федеральным или иным водным объектом и включена в Государственный реестр.
Просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по <адрес> территориального управления рыболовства ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы сельского поселения МР <адрес> РБ Гареева А.С. отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.
В судебном заседании глава Администрации сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ Гареев А.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в жалобе.
Представитель отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по <адрес> территориального управления рыболовства ФИО2, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия в виду отдаленности.
Выслушав заявителя - главу Администрации сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ А.С. Гареева, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает жалобу главы Администрации сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ А.С. Гареева не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.Из материалов дела следует, что 12.09.2019г. в 20 час.00 мин. в рамках проведения природоохранного мероприятия было выявлено, что в <адрес> на дамбе пруда расположенного на реке Трунтаиш около <адрес> и д. Ташкичу производились работы с применением строительной техники в водоохраной зоне под руководством главы сельского поселения МР <адрес> РБ Гареева А.С. не имея согласования со Средневолжским СТУ Росрыболовства.
В соответствии с частью 1 ст.34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013г. № утверждены Правила, которые устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В силу пункта 4 Правил № Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Однако фактическая хозяйственная деятельность сельского поселения МР <адрес> РБ осуществлялась без согласования со СТУ Росрыболовства, без должной оценки воздействия данной деятельности, на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается главой Администрации сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ А.С. Гареевым указанная деятельность осуществлялась без согласования со СТУ Росрыболовства, не были предприняты все зависящие от должностного лица меры по недопущению совершения правонарушения.
Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, в результате действий должностного лица главой сельского поселения МР <адрес> РБ Гареевым А.С. было нарушено природоохранное законодательство, а именно ч.2 ст.50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» №166-ФЗ от 20.12.2004г. и п.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г.
Так, в соответствии со ст.50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» №166-ФЗ от 20.12.2004г., лицо имеет право преступить к осуществлению хозяйственных работ в водоохраной зоне только при наличии положительного заключения (согласования) выданного территориальным органом Федерального агентства по рыболовству на осуществление вышеуказанных работ.
Статьей 8.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с охраной объектов животного мира. Любая хозяйственная деятельность должна проводиться с учетом обязательного сохранения среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также обеспечения неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ, следует понимать любую деятельность, в том числе и хозяйственную, нарушающую правила охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Состав административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена ст.8.33 КоАП РФ, как и подавляющее большинство составов административных правонарушений предусмотренных КоАП РФ, является формальным, то есть устанавливает ответственность лишь за сам факт нарушения требований, правил, ограничений, которые установлены законом, безотносительно к форме вины (умысел либо неосторожность), а также к последствиям действий правонарушителя.
В соответствии с принципами действующего законодательства, незнание закона либо отрицательное к нему отношение не освобождает от ответственности за его нарушение.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность за данное правонарушение, предусмотренные ст.8.33 КоАП РФ в действиях должностного лица главы сельского поселения МР <адрес> РБ Гареева А.С. отсутствуют.
Обстоятельства, отягчающие вину должностного лица главы сельского поселения МР <адрес> РБ Гареева А.С. предусмотренные ст.4.3 КоАП РФ отсутствуют.
Доводы главы Администрации сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ А.С. Гареева суд считает необоснованными поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела.,
Вина главы Администрации сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ А.С. Гареева подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Старший инспектор отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по <адрес> территориального управления рыболовства рассмотрел административное дело с учетом требований закона, правильно установив юридически значимые обстоятельства. Административное наказание назначено в пределах, установленных законом.
Оснований для отмены указанного постановления не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.8 КоАП РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по <адрес> территориального управления рыболовства ФИО1 по делу об административном правонарушении в отношении главы сельского поселения МР <адрес> РБ Гареева А.С. оставить без изменения, а жалобу главы сельского поселения Трунтаишевский сельсовет МР <адрес> РБ Гареева А.С., без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток путем подачи жалобы через Альшеевский районный суд РБ.
Председательствующий: О.В. Бондарева
Копия верна.
Судья: О.В. Бондарева