Дело № 2-240/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ардатов 11 апреля 2019 г.
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Лачок Е.В.,
при секретаре Тимошкиной О.В.,
с участием истца ? помощника прокурора Ардатовского района Республики Мордовия М.Т.Б.,
представителя ответчика – администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия – главы городского поселения Ардатов К.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности создания и оборудования места стоянки для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства о дорожной деятельности. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту - администрация городского поселения, ответчик) ненадлежаще исполняются меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры городского поселения. А именно, улично-дорожная сеть около здания, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ардатовский район, г. Ардатов, ул. Комсомольская, д. 121, в котором находится администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, имеет асфальтированную площадку размерами 30 м х 8 м, фактически имеются места для парковки автотранспорта. Однако места парковки не оборудованы специальными знаками. Просит суд обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать места парковки для транспортных средств (парковочные места) около здания по адресу: Республика Мордовия, Ардатовский район, г. Ардатов, ул. Комсомольская, д. 121, оборудовать места для парковки специальных транспортных средств инвалидов, на каждом из которых установить дорожный знак 6.4 "Парковка" и информационную табличку 8.17 "Инвалиды" приложения № 1 к Правилам дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Ардатовского района Республики Мордовия М.Т.Б. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – глава городского поселения Ардатов К.А.В. исковые требования признал, суду пояснил, что в настоящее время администрацией городского поселения осуществляются действия по созданию мест парковки для транспортных средств по адресу: Республика Мордовия, Ардатовский район, г. Ардатов, ул. Комсомольская, д. 121 и оборудованию мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов с установлением соответствующих знаков.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 29.07.2018 г.), социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии с частью 1 статьи 15 вышеназванного Закона, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) создаются инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, и органами местного самоуправления.
Согласно части 9 статьи 15 названного Закона, На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Судом установлено, что 15.03.2019 г. прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия совместно со старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ММО МВД России "Ардатовский" на основании решения о проведении проверки от 13.03.2019 г., была проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов, законодательства о дорожной деятельности администрацией городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
Из материалов дела следует, что администрация городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия зарегистрирована в качестве юридического лица 28.06.1999 г., ОГРН - - , ИНН - - , расположена по адресу: Республика Мордовия, Ардатовский район, г. Ардатов, пер. Луначарского, д. 14.
По результатам проверки установлено, что около здания, расположенного по адресу: <адрес>, в котором находится администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, имеется асфальтированная площадка размерами 30 м х 8 м, фактически имеются места для парковки автотранспорта. Однако места парковки не оборудованы специальным знаком в соответствии с дорожным знаком 6.4 "Парковка" (парковочное место) Приложение N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), а также не выделены и не оборудованы места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с применением таблички 8.17 "Инвалиды" Приложение N 1 к ПДД (л.д. 35-36).
Указанные в акте проверки нарушения подтверждаются планом-схемой объекта для установки дорожных знаков 6.4 "Парковка" (парковочное место), 8.17 "Инвалиды", 8.3.3 «Направление действия» по адресу: Республика Мордовия, г. Ардатов, ул. Комсомольская, 121, приложенным к акту проверки от 15.03.2019 г.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под элементами обустройства автомобильных дорог понимаются, в том числе, стоянки (парковки) транспортных средств (статья 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу пункта 5 статьи 3 названного Закона стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
В соответствии с пунктом 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковочным местом признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо соответствующей части здания, строения или сооружения.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу положений пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Устава городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 29.12.2005 г. N 81 (в редакции от 22.10.2018 г.), территорию городского поселения Ардатов составляют исторически сложившиеся земли входящих в состав городского поселения населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли, необходимые для развития поселения, и другие земли в границах городского поселения, независимо от форм собственности и целевого назначения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Устава городского поселения к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, " стоянка " - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Согласно статье 9 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г., меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места ".
Из положений пункта 4.2.1 Свода правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59-13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года № 605 (с изменениями и дополнениями от 10.02.2017 г.) следует, что на индивидуальных автостоянках на участке около и внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов.
Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и Правилами дорожного движения, на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м.
Учитывая полномочия органа местного самоуправления, определенные пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", администрацией городского поселения Ардатов создание парковочных мест около здания, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ардатовский район, г. Ардатов, ул. Комсомольская, д. 121, в котором находится администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, является непосредственной обязанностью органа местного самоуправления для последующей реализации прав инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в виде выделения на ней специальных мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов.
Однако, в судебном заседании установлено, что возложенная в силу закона на администрацию городского поселения Ардатов обязанность по организации парковки, в том числе с выделением на ней специальных мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов, ответчиком не выполняется.
Таким образом, поскольку, исполняющим обязанности прокурора заявлены исковые требования об исполнении требований безопасности дорожного движения, которые являются обязательными к исполнению в силу требований федерального законодательства, нарушение указанных требований создает опасность для граждан-участников дорожного движения при реализации их прав и законных интересов, а также учитывая необходимость организации парковки и оборудования мест для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями на асфальтированной площадке около здания по адресу: Республика Мордовия, Ардатовский район, г. Ардатов, ул. Комсомольская, д. 121, в котором находится администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что исполняющий обязанности прокурора правомерно обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п.п. 9 п. 1ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу п.п. 19 п. 1ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины также освобождены органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности создания и оборудования места стоянки для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать места парковки для транспортных средств (парковочные места) около здания по адресу: Республика Мордовия, Ардатовский район, г. Ардатов, ул. Комсомольская, д. 121, и оборудовать места для парковки специальных транспортных средств инвалидов, на каждом из которых установить дорожный знак 6.4 "Парковка", нформационную табличку 8.17 "Инвалиды" приложения № 1 к Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.199 № 1090.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ардатовского районного суда
Республики Мордовия Е.В. Лачок