Решение по делу № 5-94/2018 от 31.08.2018

Дело  № 5 - 94/2018

Дата поступления материала: 31 августа 2018 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 октября 2018 года                                                                        город Северо-Курильск

Сахалинской области

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2018года.

Мировой судья судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области Галаха Е.В. с участием:

и.о. прокурора Северо-Курильского района Сахалинской области Шатеева Е.И.,

защитника Мухаметшина К.Р., доверенность от 01 августа 2018 года,

при секретаре Стреляевой М.А.,

рассмотрев материалы административного дела по факту совершения юридическим лицом -

открытое акционерное общество «Управляющая компания - служба Заказчика» (сокращенное наименование - ОАО «Ук-сЗ»), дата государственной регистрации 24 февраля 2009 года за ОГРН 10965150000053, ИНН 6515002426, находящегося по адресу: Сахалинская область, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д. 6,

административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

у с т а н о в и л а :

10 августа 2018 года постановлением прокурора Северо-Курильского района возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица -открытого акционерного общества «Управляющая компания - служба Заказчика» (сокращенное наименование - ОАО «Ук-сЗ») по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законный представитель ОАО «Ук-сЗ» генеральный директор Урядников С.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Руководствуясь статьей 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья  считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ОАО «Ук-сЗ» с участием защитника Мухаметшина К.Р.

Защитник ОАО «Ук-сЗ» по доверенности Мухаметшин К.Р. в судебном заседании с правонарушением не согласился, пояснил, что услуги по уборке подъезда не оказывались, так как в смету затрат данные услуги не включены. Собственники вправе сократить минимальный перечень услуг. В настоящее время ведется работа по составлению калькуляции необходимых затрат и проведению общего собрания собственников. Просил учесть, что общество занимается только одним видом деятельности, имеется кредиторская задолженность граждан за оказанные услуги.

Заслушав прокурора, поддержавшего обвинение,  защитника, исследовав материалы административного дела, мировой судья приходит к следующему.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности.

Подпунктом "г" пункта 11 Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.

На основании пункта 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, относятся сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.

Подпунктом "б" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, установлено, что перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Пунктом 9 Правил № 290 установлено, что сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.

Пунктом 3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, установлена периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток.

В силу приведенных норм права все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги, к которым в данном случае относится уборка лестничных площадок и маршей, считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, поскольку входят в обязательный перечень по содержанию общего имущества дома.

Таким образом, в данном случае общество, являясь управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому, и, как следствие, лицом, ответственным за его надлежащее содержание, обязано выполнять поименованные в Минимальном перечне работы, в том числе, осуществлять уборку мест общего пользования многоквартирного дома.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2017 N 306-КГ17-1124.

В судебном заседании установлено, что ОАО «Ук-сЗ» имеет бессрочную лицензию от 09.04.2015 № 000005 на осуществление предпринимательской деятельности  по управлению многоквартирными домами.

На основании договора от 09 марта 2008 года ОАО «Ук-сЗ» является управляющей организацией многоквартирного дома № 22а по улице Вилкова в городе Северо-Курильске.

10 августа 2018 года проверкой, проведенной и.о. прокурора Северо-Курильского района Шатеевым Е.И., по факту соблюдения законодательства при управлении ОАО «Ук-сЗ»  многоквартирным жилым домом, расположенным в г. Северо-Курильске по ул. Вилкова, 22а, в части выполнения требований действующего законодательства о необходимости проведения сухой и влажной уборки лестничных площадок и маршей, установлено, что в подъездах дома графики уборки подъездов ОАО «Ук-сЗ» отсутствуют, на поверхности лестничных площадок и маршей подъездов имеются грязь, пыль в углах между стенами и ступеньками лестничных маршей подъездов имеется паутина.

За нарушение лицензионных требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в допущении нарушений  положений пункта 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, а также пунктов 3.27, 4.4.5, 4.4.9, 4.4.16, 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и.о. прокурора Северо-Курильского района действия ОАО «Ук-сЗ» квалифицированы по  части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении и исследованными в судебном заседании доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 августа 2018 года, в котором отражено событие правонарушения;

- ответом ОАО «Ук-сЗ» от 10.08.2018 года № 145, в соответствии с которым работы по ежемесячному мытью лестничных площадок и маршей в многоквартирном доме по ул. Вилкова, 22а с 11 апреля 2018 года по 10 августа 2018 года не производились;

- лицензией от 09.04.2015 № 000005, выданной ОАО «Ук-сЗ» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

- заявлением С. прокурору Северо-Курильского района от 03.05.2018 о привлечении к ответственности директора ОАО «Ук-сЗ» Урядникова С.М., который на заявление вх. № 19 от 11.04.2018 по ежемесячному мытью лестничных площадок и маршей отказался выполнять данные работы;

- заявлением С. в ОАО «Ук-сЗ» от 11.04.2018 от имени собственников дома № 22а по ул. Вилкова, в котором они просят выполнить работы в апреле месяце по ежемесячному мытью лестничных площадок и маршей, а также сообщить график этих работ в дальнейшем для создания условий по ежемесячному мытью лестничных площадок и маршей;

- ответом ОАО «Ук-сЗ» С. 24.04.2018 № 74 о том, что работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а именно влажная уборка лестничных площадок и маршей, в состав платы за содержание общего имущества в МКД, расположенного по адресу: г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, 22а, не входят;

- договором управления многоквартирным домом от 09 марта 2008 года, который заключен между ОАО «Ук-сЗ» и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, 22а,  по которому управляющая компания обязалась осуществлять управление общим имуществом в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов (п. 3.1.1);

- приложением № 1 к договору, в соответствии с которым в содержание общего имущества жилого дома входит санитарная обработка жилищного фонда (п. 1, п/п «д»);

- сметой затрат на отдельные услуги и работы, входящие в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД;

- актом проверки соблюдения законодательства  от 10 августа 2018 года, которым установлены нарушения требований действующего законодательства о необходимости проведения сухой и влажной уборки лестничных площадок и маршей;

- ответом ОАО «Ук-сЗ» от 30.08.2018 № 167, согласно которому для устранения допущенных нарушений проводится предварительная подготовка к проведению общего собрания собственников, оформляется необходимая документация, составляется график выполнения работ, производится расчет их стоимости;

- протоколом от 09.08.2008 № 12 общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Вилкова, 22а, в соответствии с которым было принято решение о заключении договора с ОАО «Ук-сЗ» и утверждении тарифа по содержанию и текущему ремонту;

- актами выполненных работ ОАО «Ук-сЗ» в 2018 году, в соответствии с которыми работы по уборке мест общего пользования многоквартирного дома по  ул. Вилкова, 22а не проводились;

-иными доказательствами по делу.

Доказательства по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п. Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения является так или иначе следствием действий его должностных лиц или работников.

Доказательств невозможности выполнения возложенных обязанностей в силу чрезвычайных событий, которые не могли быть предвидены и предотвращены при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась при выполнении лицензионных требований, а равно доказательств принятия управляющей организации исчерпывающих мер по доведению собственникам необходимости принятии решения общего собрания об утверждении обязательного перечня работ и услуг в необходимом объеме и с экономически обоснованным финансированием в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в материалы дела не представлены и мировым судьей не установлены, что применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о наличии вины общества

Оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что вина ОАО «Ук-сЗ» в совершении административного правонарушения подтверждается, и квалифицирует его бездействие по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Каких-либо процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Ук-сЗ»  в  соответствии со статьями 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не находит.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения ОАО «Ук-сЗ»   от административной ответственности по настоящему делу не установлены.

В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П и Постановлении от 17.01.2013 N 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, принимая во внимание, что правонарушение не связано с причинением вреда или угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, учитывая финансовое положение общества, мировой судья считает возможным уменьшить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, до 125 000 рублей, что составляет половину минимального размера административного штрафа, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.

На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 25.1, 25.4, 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

п о с т а н о в и л а:

Открытое акционерное общество «Управляющая компания - служба Заказчика» признать виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 /сто двадцать пять тысяч/ рублей.

Штраф подлежит уплате на расчетный счет УФК по Сахалинской области (Прокуратура Сахалинской области), лицевой счет № 04611256750, ИНН 6501025864, КПП 650101001, расчетный счет № 40101810900000010000 в отделении Южно-Сахалинск, г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, код бюджетной классификации 41511690010016000140, ОКТМО 64701000; взыскатель: Прокуратура Северо-Курильского района Сахалинской области, адрес: Сахалинская область, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, 4.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в судебный участок.

Адрес судебного участка: Сахалинская область, г. Северо-Курильск, ул. Парковая, д. 5       

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев.

За неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ,  частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть опротестовано или обжаловано в Северо-Курильский районный суд непосредственно или через мирового судью судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                                                                                Е.В. Галаха