Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бутаковой О. А.
при секретаре Таланкиной А. С.
с участием помощника прокурора Катайского района Комарова И. А.,
представителя административного ответчика Голубцова С. М.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Катайске Курганской области 4 мая 2017 года административное дело № 2а-215/2017 по административному исковому заявлению прокурора Катайского района, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ильинского сельсовета Катайского района Курганской области о признании бездействия незаконным и обязании организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов,
установил:
Прокурор Катайского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Ильинского сельсовета Катайского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов в переулке Комсомольском села Ильинское Катайского района на березу реки Вощиха, возле бетонного перехода через реку, и обязать административного ответчика организовать ликвидацию указанной свалки отходов.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой района проверки на территории с. Ильинское Катайского района выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и мусора, сухих веток возле бетонного пешеходного перехода через реку Вощиха в переулке Комсомольский, что является нарушением Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», правил использования земель, установленных Земельным кодексом РФ. При этом организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения Ильинского сельсовета (л. д. 3-4).
В судебном заседании помощник прокурора Комаров И. А. поддержал административные исковые требования, настаивает на их удовлетворении в полном объёме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика администрации Ильинского сельсовета Голубцов С. М., действующий на основании решения о результатах выборов Главы Ильинского сельсовета от 15.09.2014 (л. д. 28), исковые требования признал в полном объёме, пояснил суду, что данная свалка является временной, в течении зимы люди выбрасывали мусор, таким образом она и образовалась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района к администрации Ильинского сельсовета о признании незаконным бездействия и обязании организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу п. п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с п. 5 ст. 12 указанного Закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
При этом ст. 1 указанного Закона установлено, что твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Объекты захоронения отходов – это предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных природоохранных норм на территории с. Ильинское Катайского районав месте, не отведенном для размещения отходов, вблизи водного объекта, а именно, в переулке Комсомольский на берегу реки Вощиха (возле бетонного пешеходного перехода через реку) размещена несанкционированная свалка коммунальных отходов и мусора, что не оспаривается представителем ответчика и подтверждается объяснением главы Ильинского сельсовета Голубцова С. М. от 17.04.2017, актом осмотра территории (л. д. 5, 6-9). Собственником указанной территории является муниципальное образование Ильинский сельсовет, что не оспаривается ответчиком.
В соответствии с подпунктами 19, 20 п. 1 Устава Ильинского сельсовета Катайского района Курганской области к вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утверждение правил благоустройства территории поселения (л. д. 10-18). В соответствии со ст. 30 Устава администрация Ильинского сельсовета - исполнительно-распорядительный орган Ильинского сельсовета, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ильинского сельсовета федеральными законами и законами Курганской области.
Решением Ильинской сельской Думы № 66 от 22.03.2012 утверждены Правила благоустройства территории Ильинского сельсовета, в соответствии с п. 1 ст. 2 которых физические и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и порядком сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, утверждаемых решением Ильинской сельской Думы. Организацию уборки иных территорий осуществляет администрация Ильинского сельсовета по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.
Пунктом 3 указанных Правил установлено, что на территории Ильинского сельсовета запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости – рекультивацию земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территорий свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с п. 1 Правил (л. д. 20-24).
Администрацией Ильинского сельсовета каких-либо мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов и мусора, установлению лиц, осуществивших сброс отходов и мусора в указанном месте, не предпринималось, однако после предъявления административного искового заявления ответчиком свалка ликвидирована, что подтверждается представленными фотографиями (л. д. 30) и не оспаривается в судебном заседании.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Согласно ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Бездействие администрации Ильинского сельсовета нарушает права неопределённого круга лиц на благополучную окружающую среду и противоречит указанным выше положениям действующего природоохранного законодательства, следовательно, является незаконным. Поскольку до вынесения решения по делу административным ответчиком устранены допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых возбуждено данное дело, суд приходит к выводу об отсутствии необходимости принятия административным ответчиком мер по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов и соответственно сообщения о принятии таких мер.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Катайского района, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ильинского сельсовета Катайского района Курганской области о признании бездействия незаконным и обязании организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Ильинского сельсовета Катайского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов на берегу реки Вощиха возле бетонного пешеходного перехода через реку Вощиха в переулке Комсомольском села Ильинское Катайского района Курганской области, незаконным.
В удовлетворении искового требования прокурора Катайского района об обязании организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов отказать в виду необоснованности.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2017 года.