Дело № 2-309/2020
42RS0001-01-2019-002647-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Музафарова Р.И.,
при секретаре Коробовой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
13 февраля 2020 года
гражданское дело по иску Кочуговой Т.Г. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику Администрации Анжеро-Судженского городского округа с требованием о признании права собственности на земельный участок, площадью 1485,7 кв.м., с расположенном на нем жилым домом общей площадью 56,8 кв.м. с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес> А, в силу приобретательской давности. Свои требования мотивирует тем, что в ее владении с <дата> находится указанное недвижимое имущество на основании договора купли-продажи жилого дома с земельным участком. С указанного времени она владеет имуществом открыто, непрерывно, добросовестно. Претензий от бывшего собственника, других лиц в отношении имущества нет. Просит суд признать за ней право собственности на указанное имущество в силу приобретательской давности.
В судебное заседание не явился представитель ответчика о месте времени рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании истец на иске наставила, суду пояснила, что по договору купли-продажи от <дата> она приобрела земельный участок и расположенный на нем жилой дом по <адрес> в <адрес>, денежные средства продавцу были переданы. В дом заселились в 1999 году по устной договоренности с продавцом ФИО2. С этого времени она проживает в доме вместе с супругом, пользуется им. Документы не успели оформить, поскольку продавец дома умер. Изменила исковые требования, просила суд признать договор купли-продажи жилого дома и земельного участка заключенным, признать за ней право собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
В судебном заседании свидетель ФИО6 суду пояснила, что проживала с истцом по соседству. Она проживала в доме напротив истца, истец проживает в доме по <адрес> постоянно. Претензий по этому дому к истцу не предъявлялось. Истец купила дом у ФИО2, пользуется им открыто. Больше пояснить ничего не желаю.
Свидетель ФИО7 суду пояснила, что истца знает с детства, жили в одном районе. Зимой 1999 истец переехала в дом по <адрес>, купила этот дом у ФИО2, которые уехали в Германию. С этого времени истец проживает в доме постоянно, открыто им пользуется.
Выслушав истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу норм п. п. 1 и 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 433 п. 3 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (пункт 2 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании статей 58, 1110 и 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 Гражданского кодекса Российской Федерации) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по данному делу является факт заключения договора купли-продажи, соответствие данного договора требованиям гражданского законодательства и исполнение данного договора, в том числе факт передачи имущества и оплаты за него.
Как следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> (ответ филиала № БТИ <адрес> от <дата> на л.д. 26, 41).
Собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1485,7 кв.м., также является ФИО2 (свидетельство на право собственности на землю на л.д.17-25).
По договору купли-продажи от <дата> ФИО2 продал Кочугова Т.Г. земельный участок, площадью 1485,7 кв.м. и расположенный на указанном земельном участке одноэтажный жилой дом, общей площадью 56,8 кв.м., с надворными постройками: летняя кухня, два сарая, три навеса, баня, гараж, ограждение, находящиеся по адресу: <адрес> (л.д.23-25).
Стоимость указанного имущества по договору сторонами установлена в 25 000 рублей. Указанная сумма получена продавцом до подписания договора (пункт 6). Передача дома и земельного участка состоялась до подписания договора (пункт 7). Право собственности на отчуждаемый жилой дом и земельный участок возникает у покупателя с момента государственной регистрации этого права в ЕГРП (пункт 11). Договор считается заключенным с момента его подписания сторонами (пункт 13).
ФИО2 умер 03(04).12.2001 в <адрес>, что подтверждается свидетельством о его смерти (л.д.16).
Права на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес> в установленном порядке зарегистрированы не были в связи со смертью продавца.
После смерти ФИО2 наследственное дело к имуществу умершего не открывалось, сведения о лицах, принявших наследство, отсутствуют (распечатка сайта Федеральной нотариальной палаты, ответ нотариуса на л.д. 31, 46).
Разрешая исковые требования истца о признания сделки купли-продажи состоявшейся и признании права собственности на приобретенное имущество, суд исходит из того, что фактически договор купли-продажи спорного недвижимого имущества был исполнен, между сторонами произведены взаиморасчеты, передача имущества состоялась до подписания договора, приобретенное имущество фактически передано истцу. Таким образом, продавец, выразив свою волю при жизни, совершил действия по отчуждению указанной недвижимости, регистрация договора не состоялась по независящим от сторон обстоятельств, так как после его подписания продавец умер.
Принимая во внимание, что ФИО2, еще при жизни произвел действия по отчуждению, принадлежащего ему имущества, однако сделка купли-продажи не была зарегистрирована по независящим от сторон обстоятельствам, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и признает сделку - договор купли-продажи от <дата> заключенным и признает за истцом право собственности на указанное недвижимое имущество.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать договор от <дата> купли-продажи жилого дома общей площадью <...> кв.м, в том числе жилой площадью <...> кв.м. и земельного участка, площадью <...> кв.м. находящиеся по адресу: <адрес>, заключенным между ФИО2 и Кочуговой Т.Г..
Признать за Кочуговой Т.Г., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, право собственности:
- на жилой дом общей площадью 56,8 кв.м, в том числе жилой площадью 40,6 кв.м. и земельный участок, площадью 1485,7 кв.м. находящиеся по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.
Председательствующий: