70RS0006-01-2020-000442-83
Гражданское дело № 2-266/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Асино 31 мая 2021 года
Асиновский городской суд Томской области в составе:
председательствующего - судьи Уланковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Вахрушевой О.А.,
с участием:
помощника Асиновского городского прокурора Компаниец И.А.,
истца - Мальневой И.В.,
представителя истца – Баданиной С.А., действующей на основании соглашения № от /дата/,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мальнева И.В. к Мальнев А.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением,
установил:
Мальнева И.В. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указано, что истцу на праве собственности, на основании договора дарения от /дата/, принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В данном доме проживал и был зарегистрирован по месту жительства бывший супруг истца – Мальнев А.В.. /дата/ брак между истцом и ответчиком прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка № 2 Асиновского судебного района Томской области. В /дата/ ответчик выехал из дома и вывез все свои вещи. В настоящее время Мальнев А.В. проживает по адресу: <адрес>. До настоящего времени Мальнев зарегистрирован, но не проживает по адресу: <адрес>, расходов по оплате коммунальных платежей не несет. С момента выезда на другое место жительства, ответчик в доме не появлялся и не предпринимал попыток вселиться. Членом семьи истца, ответчик не является. Регистрация ответчика по вышеуказанному адресу нарушает права истца, как собственника жилого помещения, истец не может распорядиться принадлежащим ей имуществом, оформить субсидию. Просит признать Мальнева А.В. утратившим права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Истец Мальнева И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истца Мальневой И.В. – Баданина С.А., действующая на основании соглашения № от /дата/, в судебном заседании исковые требования поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.
Ответчик Мальнев А.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Прокурор Компаниец И.А. в заключении полагала исковые требования, предъявленные к Мальневу А.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснение истца, её представителя, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, учитывая заключение прокурора, суд приходит к следующему:
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Верховный Суд Российской Федерации в своем постановлении Пленума от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в п. 13 указал, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.
Согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания в нем граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В соответствие с частями 1, 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
По правилам ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" - По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п.
Из анализа указанных норм права следует, что в основе права пользования жилым помещением лица, проживающего в принадлежащем гражданину на праве собственности жилом помещении, лежат его семейные отношения с собственником, поэтому в случае прекращения семейных отношений, по общему правилу, у бывшего члена семьи собственника прекращается и право пользования принадлежащим собственнику жилым помещением.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В судебном заседании установлено, что Мальнева И.В. является собственником жилого помещения - дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от /дата/, зарегистрированного в установленном порядке в БТИ /дата/ за №.
В указанном жилом помещении, как следует из справки паспортного отдела администрации Асиновского городского поселения от /дата/, значится зарегистрированным по месту жительства, в числе прочих, Мальнев А.В. (не родственник) с /дата/.
Мальнева И.В. и Мальнев А.В. ранее состояли в зарегистрированном браке, который прекращен /дата/ на основании решения мирового судьи судебного участка № 2 Асиновского судебного района Томской области от /дата/, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от /дата/.
Доводы истца, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются показаниями свидетелей: ФИО6 и ФИО5
Так, свидетель ФИО6 показал, что истицу он знает более 13 лет Ему известно, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью истицы, на основании договора дарения. В данном доме проживал и был зарегистрирован по месту жительства бывший супруг истца – Мальнев А.В., с которым в /дата/ брак был расторгнут. Ещё до расторжения брака, ответчик выехал из дома и вывез все свои вещи. В настоящее время Мальнев А.В. проживает в <адрес>, но формально сохраняет регистрацию по адресу: <адрес>, при этом расходов по оплате коммунальных платежей не несет. С момента выезда на другое место жительства, ответчик в доме не появлялся и не предпринимал попыток вселиться. Членом семьи истца, ответчик не является, соглашений о праве пользования спорным жилым помещением между истцом и ответчиком не заключалось. Регистрация ответчика по вышеуказанному адресу нарушает права истца, как собственника жилого помещения, истец не может распорядиться принадлежащим ей имуществом, оформить субсидию.
Из показания свидетеля ФИО5 следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит истице на праве собственности, на основании договора дарения. В данном зарегистрирован бывший супруг истца – Мальнев А.В., с которым в /дата/ брак расторгнут. Ответчик выехал из указанного дома и вывез все свои вещи еще до расторжения брака, т.к. совместно уже не проживали. В настоящее время Мальнев А.В. проживает в <адрес>, но с регистрационного учета по адресу: <адрес> не снимается, сохраняя регистрацию по адресу лишь формально. Расходов по оплате коммунальных платежей не несет, соглашение о праве пользования жилым помещением между истцом и ответчиком не заключалось. Регистрация ответчика по вышеуказанному адресу нарушает права истца, как собственника жилого помещения, истец не может распорядиться принадлежащим ей имуществом, оформить субсидию.
В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что в настоящее время стороны по делу членами одной семьи не являются, общего хозяйства не ведут, какого-либо соглашения о порядке пользования спорным жилым помещением между ними не имеется, в добровольном порядке ответчик с регистрационного учета не снимается.
Оценивая все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчик Мальнев А.В. утратил право пользования жилым помещением - домом, расположенным по адресу: <адрес>, поскольку в спорном жилом помещении не проживает, личных вещей в доме истца не имеет, членом семьи собственника жилого помещения не является, соглашение о праве пользования спорным жилым помещением между истцом и ответчиком не заключалось. Наличие у Мальнева А.В. регистрации в спорном жилом помещении не является обстоятельством, свидетельствующим о возникновении у него жилищных прав на данное жилое помещение, поскольку регистрация является лишь административным актом, который сам по себе не порождает равного с собственником права на владение и пользование жилым помещением для проживания в нем, при этом регистрация ответчика в доме истца объективно ущемляет его права как собственника жилого помещения.
В соответствии с п. 1 и подпунктом "е" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, учитывая, что Мальнев А.В. утратил право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, настоящее решение суда после вступления его в законную силу, является основанием для органа регистрационного учета к снятию ответчика с регистрационного учета по указанному адресу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., /░░░░/ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., /░░░░/ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░░