Дело № 5-24/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
об административном правонарушении
пос. Атяшево 10 ноября 2016 года
Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия Селькина Р.С.,
с участием представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия – государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте по Республике Мордовия Управления Байбикова Р.Х., действующего на основании доверенности № 149 от 27 октября 2016 года,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское» (далее по тексту – ООО «Сабанчеевское») по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское» нарушило ветеринарно - санитарные правила при следующих обстоятельствах:
На момент проведения плановой, выездной проверки 07.10.2016 г. в 11 час. 40 мин. ООО «Сабанчеевское» по адресу: Республика <адрес> выявлено, что для оказания лечебной помощи с/х животным ООО «Сабанчеевское» осуществляет закупку и хранение лекарственных средств для ветеринарного применения. Хранение лекарственных средств для ветеринарного применения осуществляется в помещении на территории молочно - товарной фермы, животноводческого комплекса ООО «Сабанчеевское» расположенного по адресу: Республика Мордовия. Атяшевский район, с. Сабанчеево. В ходе проверки установлено, что сельскохозяйственным предприятием, осуществляющим обращение (хранение, применение) лекарственных средств, для ветеринарного применения, не соблюдались установленные требования к помещениям для хранения лекарственных препаратов и к условиям хранения лекарственных средств.
В нарушение п. 8 р. 2 «Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15 апреля 2015 г. №145 - полки, предназначенные для хранения лекарственных средств не пронумерованы и не промаркированы, отсутствуют стеллажные карты с указанием лекарственных средств, номера серии, срока годности, количества единиц хранения, групп лекарственных средств, систематизированных способами, перечисленными в п. 13 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 15 апреля 2015 г. N 145"Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения".
В нарушение п. 11 р. 2 «Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15 апреля 2015 г. №145 - помещение для хранения лекарственных средств не оснащено прибором для регистрации температурных параметров воздуха (термометром, гигрометром или психрометром).
В нарушение п. 12 р. 2 «Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15 апреля 2015 г. №145 - отсутствует журнал для регистрации температурных параметров в помещении для хранения лекарственных средств.
В нарушение п. 13 р. 2 «Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15 апреля 2015 г. №145 - отсутствует приказ по способу организации хранения лекарственных средств в ООО «Сабанчеевское».
В нарушение п. 16 р. 2 «Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15 апреля 2015 г. №145 - не имеется специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоны или специального контейнера для хранения лекарственных средств с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств.
Данные обстоятельства являются нарушением обязательных требований п.п. 8: 11; 12; 13; 16; р. 2 «Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15 апреля 2015 г. №145
Хранение лекарственных средств с нарушением условий может нанести вред здоровью животных, создает угрозу возникновения и распространения карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.
Юридическое лицо - ООО «Сабанчеевское» имело возможность выполнить требования действующего законодательства, однако все зависящие от него меры не приняты.
Суд, выслушав доводы представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия –государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора по Республике Мордовия Управления Байбикова Р.Х., полагавшего, что данное нарушение образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение правил карантина животных и других ветеринарно-санитарных правил, исследовав материалы дела, считает, что вина ООО «Сабанчеевское» в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является доказанной.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Объектом данного проступка являются общественные отношения в области обеспечения ветеринарной безопасности РФ.
Основой для правового регулирования в сфере ветеринарной безопасности является Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии».
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Статьей 2 Федерального Закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, что он применяется к отношениям, возникающим при обращении лекарственных средств на территории Российской Федерации.
При этом, в силу пункта 1 части 1 статьи 4 данного Федерального Закона лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Пунктом 28 части 1 статьи 4 Федерального Закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ предусмотрено, что обращение лекарственных средств - разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств.
Согласно пункту 28 указанной нормы права субъекты обращения лекарственных средств - физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств.
При этом, нормы указанного Закона регламентируют также порядок обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм права в их совокупности позволяет прийти к выводу о том, что поскольку общество использует в своей деятельности лекарственное средство, предназначенное для животных, то оно является субъектом обращения лекарственного средства и должно соблюдать установленные данным нормативным актом положения о порядке использования и хранения лекарственных средств.
Согласно части 2 статьи 58 Федерального Закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств должно осуществляться в соответствии с правилами, утвержденными соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.04.2015 N 145 утверждены Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, которые в соответствии с пунктом 1 распространяются, в том числе, на иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств.
Пунктом 8 раздела 2 Правил предусмотрено, что стеллажи, шкафы и полки в них, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть пронумерованы и промаркированы. Поддоны (подтоварники), предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть промаркированы.
На стеллажах и шкафах должна быть прикреплена стеллажная карта с указанием наименований лекарственных средств, номера серии, срока годности, количества единиц хранения. При использовании компьютерных технологий допускается отсутствие стеллажных карт при условии идентификации хранимых лекарственных средств при помощи кодов и электронных устройств.
При хранении лекарственных средств в ветеринарных организациях и организациях, осуществляющих разведение, выращивание и содержание животных, в стеллажных картах указываются группы лекарственных средств, систематизированные способами, перечисленными в пункте 13 настоящих Правил.
Пунктами 11,12,13 Правил предусмотрено, что Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). В помещениях для хранения лекарственных средств площадью более 10 м2 измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов.
Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания приборов для регистрации параметров воздуха (термометров, гигрометров (электронных гигрометров) или психрометров) должны регистрироваться 2 раза в день в журнале (карте) регистрации параметров воздуха на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется лицом, ответственным за хранение лекарственных средств. Журнал (карта) регистрации заводится на один календарный год. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного календарного года, следующего за годом ведения журнала (карты) регистрации. Приборы для регистрации параметров воздуха должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
При хранении лекарственных средств используются следующие способы систематизации:
по фармакологическим группам;
по способу применения (внутреннее, наружное);
в алфавитном порядке;
с учетом агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).
При размещении лекарственных средств допускается использование компьютерных технологий (по кодам).
Способ организации хранения лекарственных средств утверждается приказом руководителя организации или индивидуальным предпринимателем и доводится до сведения персонала.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне или в специальном контейнере не более 3 месяцев с целью уничтожения таких лекарственных средств в соответствии с Правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 674 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 37, ст. 4689; 2012, N 37, ст. 5002).
Выездной проверкой 07 октября 2016 года установлено, что ООО «Сабанчеевское» нарушило вышеуказанные нормы права.
Таким образом, материалами дела нашло свое подтверждение наличие в действиях общества события административного правонарушения - нарушение ветеринарно-санитарных правил в сфере обращения лекарственных средств, за которое частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных причин, по которым заявитель не мог надлежащим образом исполнить свою обязанность, а также что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства, регулирующего спорные отношения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности материалами дела как события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и вины заявителя.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Оснований для признания допущенного нарушения малозначительным и освобождения заявителя на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от административной ответственности суд не усматривает исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, административное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Поскольку правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушает положения ветеринарно-санитарных правил, и материалами дела нашло свое подтверждение, что ООО «Сабанчеевское» пренебрежительно относилось к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных Федеральным Законом от 12.04.2010 N 61 "Об обращении лекарственных средств" и Правилами хранения лекарственных средств, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.04.2015 N 145, то суд считает, что вмененное обществу правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку влечет необеспечение безопасности людей и животных при обращении с лекарственными средствами.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
При назначении наказания в соответствии со статьями 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывается личность виновного, характер совершённого им административного правонарушения, имущественное положение правонарушителя.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ООО «Сабанчеевское» суд признает признание вины и согласие с вмененным правонарушением.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не усматривает.
Суд приходит к убеждению о необходимости назначения ООО «Сабанчеевское» наказания виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению судьи, применение к правонарушителю административного наказания в виде приостановления деятельности нецелесообразно ввиду того, что приостановление деятельности ООО «Сабанчеевское» являющегося сельскохозяйственным производителем, может повлечь негативные последствия для его деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.7 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское», расположенное по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский муниципальный район, с. Сабанчеево, ул. Советская, д.10, №, дата регистрации 23 марта 2005 года, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 10 000,00 (десять тысяч) рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: УФК по РМ (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области) ИНН 1326224216, КПП 132601001, р/с 40101810900000010002 ГРКЦ НБ РМ Банка России г. Саранск БИК 048952001 КБК 08111690040046000140, ОКТМО 89701000.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд или непосредственно в Верховный суд республики.
Судья Р.С.Селькина