№а-76/2021 года
УИД: 28RS№-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2021 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием представителя административного ответчика администрации рабочего поселка (пгт) Архара ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей пгт Архара к администрации рабочего поселка (пгт) Архара о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловке сплошным земляным валом незаконным, возложении обязанности обустроить площадку для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловать сплошным земляным валом,
У С Т А Н О В И Л:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей пгт Архара к администрации рабочего поселка (пгт) Архара о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловке сплошным земляным валом незаконным, возложении обязанности обустроить площадку для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловать сплошным земляным валом, в административном исковом заявлении в обоснование заявленных административных исковых требований указав, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при обращении с отходами от зимней уборки улиц, которая показала, что администрацией рабочего поселка (пгт) Архара в качестве места отвала снега определена территория площадью 10 000 м2 в кадастровом квартале 28:08:011058, в районе свалки ТБО, второй съезд с автодороги «Архара-Грибовка». Специальным образом для отвала (складирования) снега данная площадка не оборудована. Установлено, что при организации места для складирования снега администрацией рабочего поселка (пгт) Архара допущены нарушения законодательства, а именно, место отвала снега не оборудовано администрацией рабочего поселка (поселка городского типа) Архара в соответствии, с требованиями санитарного законодательства, в связи с чем, складирование собранного снега на этой территории может привести к загрязнению почв, которые в соответствии с абзацем четвертым статьи 1, статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются объектами охраны окружающей среды. Учитывая допущенные администрацией рабочего поселка (пгт) Архара нарушения законодательства, ДД.ММ.ГГГГ Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором главе муниципального образования внесено представление за исходящим №. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим № следует, что снег, вывозимый с территории поселения, не является отходом. В качестве противогололедного материала используется песчано-гравийная смесь, которая в процессе таяния преобразуется в твердые коммунальные отходы. В связи с этим мер, направленных на устранение нарушений закона, местной администрацией не принято.
Считает указанную позицию администрации рабочего поселка (пгт) Архара незаконной, поскольку она противоречит положениям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (СанПиН 2021).
Также считает, что мнение администрации рабочего поселка (пгт) Архара о том, что в группу «отход от зимней уборки улиц» входят отходы от работы станции снеготаяния, а не от складирования снега, не основан на положениях законодательства.
Допущенное администрацией рабочего поселка (пгт) Архара бездействие создает предпосылки для загрязнения земель отходами от зимней уборки улиц, поскольку в процессе таяния вывозимых с городских территорий снежных масс возникает высокая вероятность загрязнения химическими опасными веществами компонентов окружающей среды. Тем самым затрагиваются права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Просит признать бездействие администрации рабочего поселка (пгт) Архара, выразившееся в непринятии мер по обустройству площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловке сплошным земляным валом, незаконным. Возложить на администрацию рабочего поселка (пгт) Архара обязанность обустроить площадку для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловать сплошным земляным валом в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры не явился, о времени месте рассмотрения дела Благовещенский межрайонный природоохранный прокуратур был уведомлен своевременно, надлежащим образом, просил дело рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры, на заявленных требованиях настаивает.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием от него не поступало.
Представитель ответчика – администрации рабочего поселка (пгт) Архара ФИО3 в судебном заседании завяленные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на заявленные требования, в дополнении суду пояснил, что согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), подгруппа 7 31 210 00 00 0 «Отходы от зимней уборки улиц» включает в себя 7 31211 00 00 0 «Отходы от снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования» и подразделяется на 7 31211 01 72 4 «Отходы с решёток станций снеготаяния», 7 31211 11 39 4 «Остатки, очистки, оборудование для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния», 7 31 211 61 20 4 «Отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, малоопасные», 731211 62 20 5 «Отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, практически не опасные». Все выше перечисленные отходы имеют класс 4 и 5 классы опасности (малоопасные, безвредные), а вся подгруппа не имеет класс опасности. В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории населенных пунктов муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара – <адрес> и <адрес>, утвержденными решением Архаринского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены территориальные зоны, закрепленные в статье 8 Правил. В частности, зоны специального назначения (К) коды 12.0 (12.1, 12.2) по Классификатору видов, разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. К ним относятся, в том числе полигоны ТБО, мусоросвалка ТБО. Согласно пунктам 1, 2 и 3 ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми-коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования. Территориальная схема включает в себя: данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> на период 2019-2030 годы не предполагает дополнительного строительства мест размещения отходов.
В связи с чем, считает, что доводы административного истца, положенные в основу исковых требований, являются несостоятельными, поскольку не основаны на нормах закона и доказательствах по делу.
Просит в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.
Судом в порядке ст. 150 КАС РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при обращении с отходами от зимней уборки улиц.
Считая, что бездействие администрации рабочего поселка (пгт) Архара, выразившееся в непринятии мер по обустройству площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации, Благовещенский природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 51 названного Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1). Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п. 2).
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В целях решения указанного вопроса местного значения решением Архаринского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара.
Разделом 6 Правил регламентированы правила организации и производства уборочных работ.
В силу подпункта 6.6.2 пункта 6.6 Правил в рамках организации и проведения уборочных работ в зимнее время до 01 октября текущего года администрацией поселения и дорожными службами должны быть завершены работы по подготовке мест для приема снега (снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования снега).
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», определено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 89-ФЗ ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (ч. 1). Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2).
В процессе снеготаяния остаточные вещества в виде противогололедных реагентов, горюче-смазочные материалы, отходы от уборки дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов образуют «отход от зимней уборки улиц», код группы которых в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № – 7 31 210 00 00 0.
В связи с чем, является необоснованным довод административного ответчика о том, что в подгруппу отходов «отходы от зимней уборки улиц» - код 7 31 210 00 00 0» входят отходы преимущественно от работ станции снеготаяния, которые в свою очередь, относятся к ТКО, следовательно, снег, вывозимый (при необходимости) с территории поселка, не является отходом, поскольку образовался не в результате производства и потребления, при ликвидации зимней скользкости на территории поселка в качестве противогололедного материала используется только песчано-гравийная смесь. Следовательно, в процессе таяния снежных масс остается только вышеуказанная смесь, которая относится к ТКО.
В 2020 году в рассматриваемой сфере действовали санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (СанПиН 2020), которыми согласно пункту 1.1 устанавливались санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и жидких бытовых отходов.
В силу пункта 1.2 СанПиН 2020 их соблюдение являлось обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований.
Разделом IV СанПиН 2020 регламентировались требования к содержанию территории муниципальных образований.
Согласно пункту 4.8 СанПиН складирование собранного снега допускается осуществлять на специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (СанПиН 2021), которые вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ и содержат положения, аналогичные тем, что определены СанПиН 2020.
Согласно пункту 1 СанПиН 2021 они обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 34 СанПиН 2021 определено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
В связи с чем, суд находит обоснованным довод прокурора о том, что площадка для складирования собранного снега должна быть оборудована в любом случае, не зависящем от объема такого снега, использования противогололедных реагентов, а также последующего таяния указанной смеси из снега и иных веществ, материалов.
В соответствии с информацией администрации рабочего поселка (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ №, администрацией рабочего поселка (пгт) Архара определен участок площадью 10 000 квадратных метров в кадастровом квартале 28:08:011058 в районе свалки ТБО, второй съезд с автодороги «Архара-Грибовка». Указанное место представляет собой расчищенную площадку с грунтовым основанием. В качестве противогололедного материала на территории муниципального образования используется только песчано-гравийная смесь. Вопросы обращения с отходами от зимней уборки улиц отражены в Правилах благоустройства территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ №.
Довод представителя административного ответчика о том, что снег, вывозимый с территории поселения, не является отходом, поскольку в качестве противогололедного материала используется песчано-гравийная смесь, которая в процессе таяния преобразуется в твердые коммунальные отходы, является необоснованным поскольку, как уже указано выше, площадка для складирования собранного снега должна быть оборудована в любом случае, не зависящем от объема такого снега, использования противогололедных реагентов, а также последующего таяния указанной смеси из снега и иных веществ, материалов.
В результате чего, в судебном заседании установлено, и материалами прокурорской проверки подтверждается, что при организации места для складирования снега администрацией рабочего поселка (пгт) Архара допущены нарушения законодательства, а именно, место отвала снега не оборудовано в соответствии, с требованиями санитарного законодательства, в связи с чем, складирование собранного снега на этой территории может привести к загрязнению почв, которые в соответствии с абзацем четвертым статьи 1, статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются объектами охраны окружающей среды.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что допущенное администрацией рабочего поселка (пгт) Архара бездействие создает предпосылки для загрязнения земель отходами от зимней уборки улиц, поскольку в процессе таяния вывозимых с городских территорий снежных масс возникает высокая вероятность загрязнения химическими опасными веществами компонентов окружающей среды. Тем самым затрагиваются права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
В связи с чем, требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора о признании бездействия администрации рабочего поселка (пгт) Архара, выразившегося в непринятии мер по обустройству площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловке сплошным земляным валом, незаконным суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться указанными в данной статье способами, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда в случае удовлетворения административного иска должна содержать, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Заявленные прокурором требования о возложении на администрацию рабочего поселка (пгт) Архара обязанность обустроить площадку для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловать сплошным земляным валом в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу также подлежат удовлетворению. Заявленный прокурором срок для исполнения решения суда суд находит разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административные исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей пгт Архара к администрации рабочего поселка (пгт) Архара о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловке сплошным земляным валом незаконным, возложении обязанности обустроить площадку для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловать сплошным земляным валом.
Признать бездействие администрации рабочего поселка (пгт) Архара, выразившееся в непринятии мер по обустройству площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловке сплошным земляным валом, незаконным.
Возложить на администрацию рабочего поселка (пгт) Архара обязанность обустроить площадку для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара, водонепроницаемым покрытием и обваловать сплошным земляным валом в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Т.Н. Лобань
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна: судья ФИО4