№ года
УИД: 28RS№-91
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Архаринская транспортная компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на котельной,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Архаринская транспортная компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на котельной №, расположенной по <адрес>, в исковом заявлении в обоснование заявленных требований, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что собственником котельной №, расположенной по адресу: <адрес> является ООО «Архаринская транспортная компания». В настоящее время на указанной котельной не организован водно-химический режим. Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 года поселений муниципального образования <адрес> «<адрес>».
По итогам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, согласно которому муниципальные образования <адрес> (за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение) будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией. В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 года от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения: в нарушение п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима, отсутствуют, водно-химический режим на котельных не организован. В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 года муниципальному образованию «<адрес>» не выдан. Получение паспортов готовности является гарантией надежного, безопасного и бесперебойного прохождения отопительного периода. Отсутствие организации водно-химического режима на котельных влечет за собой нарушение прав потребителей тепловой энергии – жителей и организаций <адрес> на надежное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям. Котельная №, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности ООО «Архаринская транспортная компания», передана ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с абз. 4 п. 1.1 указанного договора аренды помещение предоставляется арендатору – ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» для использования в производственных целях, в том числе для производства и распределения тепловой энергии. На основании п. 1.2 договора аренды арендодатель обязуется передать арендатору во временное пользование и владение котельное оборудование, электрооборудование, системы водоснабжения и имущество, установленное в помещении. Согласно п. 3.4 указанного договора аренды арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт помещения и содержать его в пригодном для эксплуатации состоянии; соблюдать противопожарные, технические, санитарные и иные нормативные требования, предъявляемые к пользованию помещением. Таким образом, ООО «Архаринская транспортная компания», которое является собственником котельной и в силу ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» в соответствии с условиями договора аренды обязаны организовать водно-химический режим на котельной №. Вместе с тем, до настоящего времени на котельной №, расположенной по <адрес>, не организован водно-химический режим, что подтверждается, в том числе, ответом ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Архаринская транспортная компания» и общество с ограниченной ответственностью «Архаринская теплоснабжающая компания» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на котельной №, расположенной по <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 на заявленных требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, в дополнение суду пояснила, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка, по результатам которой установлено, что на котельной № №, расположенной по <адрес>, принадлежащей ООО «Архаринская транспортная компания» не организован водно-химический режим. Указанный факт подтверждается проведенной проверкой к отопительному периоду 2019-2020 годов, управления Ростехнадзора в 2019 году, паспорт готовности к отопительному периоду 2020 года получен не был. В настоящее время <адрес> также не получил паспорт готовности к отопительному периоду 2020-2021 год, что подтверждается актом проверки управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ. Одной из причин неполучения данных паспортов является отсутствие водно-химического режима на котельных <адрес>, в том числе и на котельной №, расположенной в <адрес>. Обязанность организации водно-химического режима предусмотрена Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и иными нормативными документами. Кроме того, отсутствие организации химической водоподготовки на котельной подтверждается письмом директора ООО « Архаринская теплоснабжающая компания». Котельная №, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности ООО «Архаринская транспортная компания», передана ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии договором аренды данная котельная предоставляется арендатору – ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» для использования в производственных целях, в том числе для производства и распределения тепловой энергии. Котельная была передана во временное пользование вместе с котельным оборудованием, электрооборудованием, системой водоснабжения и имуществом, установленном в помещении котельной. В соответствии с условиями договора аренды, арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт помещения и содержать его в пригодном для эксплуатации состоянии; соблюдать противопожарные, технические, санитарные и иные нормативные требования, предъявляемые к пользованию помещением. Таким образом, ООО «Архаринская транспортная компания», которое является собственником котельной и в соответствии с действующим законодательством несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» в соответствии с условиями договора аренды обязаны организовать водно-химический режим на котельной №. С доводами ответчика ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» о том, что на котельной № нет необходимости организовывать водно-химический режим в соответствии с методическими указаниями РД 24.031.120-91 не согласна, поскольку методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, соответственно они и не предъявляют требования к определенным котлам и не дают исключения из правил позволяющих не организовывать водно-химический режим на котельных. Приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, разделом 12 которых определяется водоподготовка и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей. Довод ответчика о том, что водно-химический режим на котельной отсутствует в связи с небольшим содержанием минеральных солей в воде, в связи, с чем отложение накипи не образуется, считает также не состоятельным, поскольку не представлено этому доказательств, а также данный довод сделан на основании актов санитарного эпидемиологического обследования питьевой воды. Доводы конкурсного управляющего ООО «Архаринской транспортной компании» о том, что решением Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены требования прокурора <адрес> и на администрацию <адрес> возложена обязанность по организации водно-химического режима на котельных поселка Архара считает так же не состоятельным, так как данным решением возложена обязанность по организации данного режима на определенных котельных <адрес>, в частности на котельных, которые расположены в селах <адрес>, то есть требования по возложении обязанности по организации водно-химического режима на котельной №, расположенной в <адрес>, не рассматривались.
С учетом изложенного просит полностью удовлетворить заявленные прокурором <адрес> требования и обязать общество с ограниченной ответственностью «Архаринская транспортная компания» и общество с ограниченной ответственностью «Архаринская теплоснабжающая компания» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на котельной №, расположенной по <адрес>.
Представитель ответчика – ООО «Архаринская транспортная компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом.
Конкурсный управляющий ООО «Архаринская транспортная компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом. В письменных возражениях на исковое заявление указал, что требования заявлены необоснованно, заявление подлежит возвращению по следующим основаниям. Арендатором котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, пгт. Архара, <адрес> является ООО «Архаринская теплоснабжающая компания». Акт готовности от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Архаринская транспортная компания» не направлялся. В акте от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют замечания к ООО «Архаринская транспортная компания». Требование прокуратуры в адрес ООО «Архаринская транспортная компания» по результатам проверки готовности отопительного зимнего сезона 2019-2020 года не направлялось. Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», химическая подготовка котлов на котельных отсутствует в связи с небольшим содержанием минеральных солей в воде, отложения накипи на внутренних поверхностях нагревательных элементов не образуются. Установка дорогостоящего оборудования приведет к увеличению затрат, и как следствие к увеличению тарифа. Иск заявлен в целях устранения замечаний по акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № А-А-72-151. В настоящее время отопительный период 2019-2020 закончился. Действует отопительный зимний период 2020-2021 годов. Проверка готовности производилась в отношении поселений муниципального образования <адрес> Архаринский муниципальный район. Решением Архаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-95/2020 требования прокурора удовлетворены частично. На администрацию <адрес> возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать водно-химический режим на муниципальных котельных, расположенных в <адрес>.
На основании изложенного, считает, что требования прокурора <адрес> к ООО «Архаринская транспортная компания» заявлены необоснованно. Просит оставить заявление без рассмотрения.
Представитель ответчика – ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом. В письменных возражениях на исковое заявление указал, что Общество является арендатором здания котельной и в обязанности арендатора, согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ не входит капитальный ремонт арендуемого здания. К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. Оснащение котельной оборудованием по водно-химической подготовке относится к требованиям по подготовке оборудования котельной, однако, оборудование котельной в аренду ООО «АТК» не передавалось. В соответствии с пунктом 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» предусмотрено положение о том, что на котельных необходимо организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Вместе с тем, порядок организации водно-химического режима, нормы качества сетевой и подпиточной воды регламентируются Методическими указаниями РД 24.031.120-91. Согласно вводной части вышеуказанных методических указаний, установленный порядок водно-химической подготовки воды распространяется на стационарные прямоточные водогрейные котлы, производительностью от 2,33 МВт(2 Г/кал/ч) до 209 МВТ (180 Гкал/ч) с температурой сетевой воды на выходе из котла не более 200° С. Теплопроизводительность котлов, установленных в котельной № – 0,178 Гкал/ч. При данных обстоятельствах, с учетом положений методических указаний РД 24.031.120-91 водно-химический режим на котельной не требуется. Кроме того, согласно пункту 12.21 Правил для газотрубных и водотрубных котлов абсолютным давлением до 1,4 МПа (14 кгс/см2) включительно, оборудованных прямыми трубами и работающих на твердом топливе, а также для котлов с надстроенным бойлером, допускается замена докотловой обработки воды другими способами при условии выполнения требований, установленных Госгортехнадзором России. С учетом данного пункта, а также того, что вода, поступающая на котельную, проходит лабораторные исследования, ответчику был выдан паспорт готовности к отопительному периоду.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Судом, в порядке ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора <адрес> ФИО3, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании пункта 3 статьи 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Часть 1 статьи 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
<адрес> обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав жителей, как потребителей тепловой энергии, на надёжное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода.
Таким образом, обращение в суд прокурора <адрес> с данным иском является законным и обоснованным.
Согласно п.п. 1, 9, ч. 1 ст. 3 Федерального закона № общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, проверке готовности к отопительному периоду подлежат:
1) муниципальные образования;
2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;
3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения (часть 1 данной статьи).
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи).
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей (часть 3 статьи).
Согласно пункту 2 Правил оценки к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В силу подпункта 11 пункта 13 Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций, в частности, соблюдение водно-химического режима.
Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, разделом 12 которых определяется водоподготовка и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей.
Ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации» являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.7 Правил).
Пунктом 12.1 Правил предусмотрено, что необходимо организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла.
Согласно п. 12.2 Правил, организацию водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляет подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения организации. Организация имеет право привлекать для контроля за водно-химическим режимом другие специализированные организации.
В соответствии с п. 12.8 Правил, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды.
Котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки, включая деаэратор, при полной загрузке фильтров и оснащении их контрольно-измерительными приборами (п. 12.6 Правил).
Согласно материалам дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что на указанной котельной не организован водно-химический режим.
Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 гг. поселений муниципального образования <адрес> «<адрес>».
По итогам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, согласно которому муниципальные образования <адрес> (за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение) будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией.
В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 гг. от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения: в нарушение п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима, отсутствую-водно-химический режим на котельных не организован.
В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 года муниципальному образованию «<адрес>» не выдан.
Кроме того, дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг. поселений муниципального образования <адрес> «<адрес>».
По итогам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-РП370-707-о-03а-09, согласно которому муниципальные образования <адрес> (за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение) будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией.
В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг. от ДД.ММ.ГГГГ № А-РП370-707-о-03а-09, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения: в нарушение п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима, отсутствую-водно-химический режим на котельных не организован.
В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2020-2021 года муниципальному образованию «<адрес>» так же не выдан.
Получение паспортов готовности является гарантией надежного, безопасного бесперебойного прохождения отопительного периода.
В связи с чем, прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском в защиту неопределенного круга лиц – потребителей тепловой энергии.
Прокурор считает, что отсутствие организации водно-химического режима на котельной влечет за собой нарушение прав потребителей тепловой энергии - жителей и организаций <адрес> на надежное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям, в связи с чем, ответчики обязаны организовать водно-химический режим на вышеуказанных котельных.
Как следует из материалов дела (свидетельства о государственной регистрации права, выписки из Единого государственного реестра недвижимости), собственником котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, пгт. Архара, <адрес>, является общество с ограниченной ответственностью «Архаринская транспортная компания».
Котельная №, расположенная по адресу: <адрес>, пгт. Архара, <адрес>, принадлежащая на праве собственности ООО «Архаринская транспортная компания», передана ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абз. 4 п. 1.1 указанного договора аренды помещение предоставляется арендатору ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» для использования в производственных целях, в том числе для производства и распределения тепловой энергии.
На основании п. 1.2 договора аренды арендодатель обязуется передать арендатору во временное пользование и владение котельное оборудование, электрооборудование, системы водоснабжения и имущество, установленное в помещении.
Согласно п. 3.4 указанного договора аренды арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт помещения и содержать его в пригодном для эксплуатации состоянии; соблюдать противопожарные, технические, санитарные и иные нормативные требования, предъявляемые к пользованию помещением.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Передача собственником (ООО «Архаринская транспортная компания») здания котельной с оборудованием в аренду ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» не освобождает ООО «Архаринская транспортная компания» от установленной законом и отраслевыми подзаконными актами обязанности обеспечивать содержание, переданного во владение и пользование здания и имеющегося в нем теплоснабжающего оборудования. Обязанность ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» по организации водно-химического режима на котельной договором аренды не предусмотрена.
Предъявляя требования к ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на котельной, прокурор исходил из того, что фактически указанная котельная находится во владении и пользовании ООО «Архаринская теплоснабжающая компания».
Вместе с тем, водно-химический режим обеспечивается установкой на котельной соответствующего оборудования химводоподготовки котельных и тепловых сетей.
Суд учитывает, что собственником котельной, является ООО «Архаринская транспортная компания», ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» имеет только право временного пользования и владения котельного оборудования, электрооборудования, системы водоснабжения и имущества, установленного в помещении, в рамках договора аренды, по которому передано здание котельной, тогда как обязанность по водоподготовке и водно-химическому режиму тепловых энергоустановок и сетей, несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что обязанность организовать водно-химический режим на котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, пгт. Архара, <адрес>, должна быть возложена на собственника имущества – ООО «Архаринская транспортная компания».
Представленными в материалы дела доказательствами с учётом их относимости и допустимости подтверждается, что ответчиком ООО «Архаринская транспортная компания» были допущены нарушения в области законодательства о теплоснабжении.
Факт выявленных нарушений и содержание представленных в материалы дела доказательств, стороной ответчика в период разрешения заявленного спора не оспаривались, в связи с чем, суд признаёт их установленными.
Довод ответчика о том, что установленный порядок водно-химической подготовки воды распространяется лишь на стационарные прямоточные водогрейные котлы теплопроизводительностью от 2,33 МВт(2 Г/кал/ч) до 209 МВТ (180 Гкал/ч) с температурой сетевой воды на выходе из котла не более 200° С, а фактическая производительность котельной № значительно ниже показателя и составляет 0,178 Гкал/ч, при котором не требуется проведение водно-химической подготовки, суд находит необоснованным.
Так, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200°С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
-систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения (пункт 1.1 Правил).
Данные Правила не распространяются на тепловые энергоустановки:
- тепловых электростанций;
- морских и речных судов и плавучих средств;
- подвижного состава железнодорожного и автомобильного транспорт (пункт 1.2 Правил).
Ответчиком представлено неверное толкование того, что порядок организации водно-химического режима, нормы качества сетевой и подпиточной воды регламентируются Методическими указаниями РД 24.031.120-91.
«РД 24.031.120-91. Руководящий документ по стандартизации. Методические указания. Нормы качества сетевой и подпиточной воды водогрейных котлов, организация водно-химического режима и химического контроля», действительно, распространяются на стационарные прямоточные водогрейные котлы теплопроизводительностью от 2,33 МВт (2 Гкал/ч) до 209 МВт (180 Гкал/ч) с температурой сетевой воды на выходе из котла не более 200 град. C, изготавливаемые предприятиями Минэнергомаша СССР по ГОСТ 21563-82.
Методические указания могут быть распространены на водогрейные котлы такого же типа, изготовленные ранее предприятиями отрасли и предприятиями других ведомств, а также на импортные котлы при условии получения соответствующего подтверждения от специализированной (головной) научно-исследовательской организации.
Методические указания являются рекомендуемыми для предприятий - изготовителей водогрейных котлов, организаций, проектирующих котельные с этими котлами, и организаций, осуществляющих эксплуатацию этих котлов.
Методические указания устанавливают предельные значения показателей качества сетевой и подпиточной воды котлов, а также требования, предъявляемые к предприятиям - изготовителям котлов, организациям, проектирующим котельные, и предприятиям, эксплуатирующим котлы, по организации надежного, экономичного и экологически совершенного водно-химического режима (ВХР) и его химического контроля (ХК).
Однако, это означает лишь то, что данные методические указания разработаны для конкретного типа котлов, и не означает, что к иным котлам не применимы положения главы 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, предусматривающей водоподготовку и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей.
В соответствии с Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ был начат отопительный сезон 2019-2020 годов всеми теплоснабжающими организациями <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ был начат отопительный сезон 2020-2021 годов всеми теплоснабжающими организациями <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному договору теплоснабжения № заключенному между ООО « Архаринская теплоснабжающая компания» именуемое в дальнейшем «Ресурсоснабжающая организация» и ООО «Архаринский заказчик», именуемое в дальнейшем «Исполнитель» в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги заключили настоящий договор, предметом которого в соответствии с п.2.1 ресурсоснабжающая организация обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором обеспечивать поставку коммунального ресурса(тепловой энергии), а исполнитель обязуется на условиях предусмотренных настоящим договором оплачивать поставленный ресурс, обеспечивать безопасность находящегося в его ведении внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, соблюдать режим теплоснабжения коммунального ресурса.
В судебном заседании были исследованы: ответы директора ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в ведении, которого находится спорная котельная, из которых следует, что химическая подготовка котлов на котельных отсутствует в связи с небольшим содержанием минеральных солей в воде, отложения накипи на внутренних поверхностях нагревательных элементов не образуется.
Судом изучен довод представителя ответчика ООО «Архаринской теплоснабжающей компании» о том, что вода, поступающая на котельные проходит лабораторные исследования поставщиком воды, вода соответствует определенному регламенту, не содержит примесей, особенно солей жесткости и железа, которые влияют на оборудование, находит его не состоятельным, поскольку доказательств исследования воды не представлено в судебное заседание, а кроме того, в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, организация водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляет подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения организации (п.12.2 Правил).
Довод конкурсного управляющего ООО «Архаринская транспортная компания» о том, что иск прокурором <адрес> заявлен в целях устранения замечаний по акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № А-А-72-151- акту готовности отопительного периода 2019-2020 годов, и в настоящее время данный отопительный период окончен и действует отопительный период 2020-2021 года, суд находит не состоятельным, поскольку исковые требования прокурора <адрес> заявлены в связи с выявленными нарушениями в области действующего законодательства о теплоснабжении. Отсутствие организации водно-химического режима на котельной влечет за собой нарушение прав потребителей тепловой энергии-жителей и организаций <адрес> на надежное, безлопастное и бесперебойное прохождение отопительного периода, а также несоответствия оборудования котельной предъявляемым требованиям.
Судом также изучен довод конкурсного управляющего ООО « Архаринская транспортная компания» о том, что проверка готовности проводилась в отношении поселений муниципального образования <адрес> Архаринский муниципальный район и решением Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2а-95/2020 требования прокурора <адрес> удовлетворены частично. На администрацию <адрес> возложена обязанность в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на муниципальных котельных, расположенных в <адрес> и данное заявление подлежит оставлению без рассмотрения, суд находит не состоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 4 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если в производстве этого или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Согласно решению Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ №а-95/2020 года, Архаринским районным судом было рассмотрено административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО « Архаринская коммунальная компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных. Административные исковые требования прокурора <адрес> были удовлетворены частично, на администрацию <адрес> возложена обязанность в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на следующих муниципальных котельных: <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенных по <адрес> и <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>. 51/1 <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>.
В части заявленных требований к ООО «Архаринская коммунальная компания», о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных, было отказано. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из данного решения, требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Архаринская транспортная компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на котельной №, расположенной по <адрес>, не рассматривались. Следовательно, оснований, предусмотренных ст. 222 ГПК РФ для оставления настоящего искового заявления без рассмотрения, не имеется.
В связи с совокупностью, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования к ООО «Архаринская транспортная компания» являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В удовлетворении заявленных требований к ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» следует отказать.
Со стороны ООО «Архаринская транспортная компания» не было представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что нарушения, об устранении которых было заявлено прокурором, были устранены.
Возложение на ООО «Архаринская транспортная компания» обязанности по устранению выявленных нарушений соответствует требованиям действующего законодательства в области теплоснабжения.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что полномочия ООО «Архаринская транспортная компания» по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, а также учитывая, что водно-химический режим должен быть организован до начала следующего отопительного периода, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда, заявленный прокурором, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Архаринская транспортная компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на котельной удовлетворить частично.
Возложить на ООО «Архаринская транспортная компания» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на котельной №, расположенной по <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Н. Лобань
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.