Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-10/2021 от 25.08.2021

Дело №12-10/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

р.п.Атяшево 22сентября 2021 г.

Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия Костина Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление закрытого акционерного общества «Мордовский бекон» об уменьшении административного наказания в виде административного штрафа, установленного Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкина И.Г. №60-2021 от 10.08.2021 г. по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с 400 000 (четыреста тысяч) рублей до 200 000 (двухсот тысяч) рублей,

установил:

Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкина И.Г. №60-2021 от 10.08.2021 г. ЗАО «Мордовский бекон» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в невыполнении заявленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель по доверенности ЗАО «Мордовский бекон» Мензулин А.А. обратился в Атяшевский районный суд Республики Мордовия с заявлением, в котором просит уменьшить размер административного наказания в виде административного штрафа с 400 000 рублей до 200 000 рублей.

В судебном заседание представитель ЗАО «Мордовский бекон», Мензулин А.А., не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленное ходатайство о снижении размера штрафа поддерживает.

В судебное заседание начальник отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкин И.Г. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы не явился, при этом заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Давыдовым Н.А. направлено в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ об административных правонарушениях судья пришел к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие указанного лица.

Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 КоАП РФ, при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу положений частей 1, 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, с.Дюрки, СХПК им.А.Т. Куняева, собственником которого является ЗАО «Мордовский бекон» предоставлен в аренду ООО «Сабанчеевское», что подтверждается соответствующим договором аренды земельных участков от 01.09.2020 г. заключенный между ЗАО «Мордовский бекон» и ООО «Сабанчеевское» на срок до 31.08.2021г.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела 07 июля 2021 г. в 11 ч.30 мин. при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО «Мордовский бекон» ( ИНН 1322119933, юридический адрес: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п.Чамзинка, ул.Лесная, д.3б) при обследовании земельного участка сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Атяшевский район, с.Дюрки, СХПК им.А.Т. Куняева, общей площадью 670231 кв.м., кадастровый номер ) который принадлежит на праве собственности ЗАО «Мордовский бекон» было выявлено нарушение земельного законодательства РФ, выразившиеся в невыполнении установленных требований обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействии я на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно земельный участок зарастает сорной травяной и древесно-кустарниковой растительностью. Земельный участок в сельскохозяйственном производстве не используется, на всей площади покрыт плотной травяной растительностью естественного происхождения с остатками травостоя прошлых лет (высохшая трава) с преимущественным видовым составом трав: полынь горькая, полынь обыкновенная, чертополох колючий, пырей ползучий, вейник наземный, щавель конский, мятлик луговой, осот полевой, пижма обыкновенная, цикорий обыкновенный и других. Высота древесно - кустарниковой растительности от 1 м.до 8м.

Площадь на которых выявлено нарушение составляет 670231 кв.м. Выявленное нарушение свидетельствует о не проведении в течении продолжительного времени обязательных мероприятий по обработке почвы для возделывания сельскохозяйственных культур, непринятия мер к воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выражающееся в не сохранении и непринятии мер к повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных и иных мероприятий по предотвращению процессов ухудшающих качественное состояние земель. Распространение сорных растений негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земельного участка с кадастровым номером , что в целом говорит о нерациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения. Древесно - кустарниковая и сорная травяная растительность способствует распространению болезней и вредителей, при зарастании земельного участка не происходит воспроизводство плодородия земель. Фактически происходит деградация ценного вида земель сельскохозяйственного назначения, в залежь. Земли, переведенные в залежь, подвергаются естественному залужению, зарастанию лесом, заболачиванию и прочее, при этом изменяются направленность и интенсивность элементарных процессов почвообразования. В результате этого происходит трансформация строения профиля и морфологических признаков почв, начинают превалировать процессы почвообразования, свойственные естественным почвам. Зарастание почв кустарниковой и древесной растительностью ведет к снижению почвенного плодородию, так как под такой растительностью усиливается подзолистый процесс, в результате ухудшается большинство показателей плодородия. Кроме того, впоследствии, в возвращения земель, заросших древесно-кустарниковой растительностью сельскохозяйственное производство, при раскорчевке этой растительности механически, сильно нарушается верхний наиболее плодородный слой почвы, что также ведет к снижению уровня плодородия. Освоение вышеуказанного участка невозможно без применения значительного количества пестицидов, что вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву, являющуюся неотъемлемой частью экологической системы.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 15 июля 2021 г. в отношении ЗАО «Мордовский бекон» протокола №11-11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкина И.Г. №60-2021 от 10.08.2021 г. ЗАО «Мордовский бекон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и виновность ЗАО «Мордовский бекон» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении №11-11 от 15 июля 2021 г., актом проверки № 11-05 от 12 июля 2021 г., фото таблицей к акту проверки, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07 июня 2021 г.на земельный участок с кадастровым номером , выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ЗАО «Мордовский бекон».

Таким образом, представленными материалами подтвержден факт нарушения ЗАО «Мордовский бекон» требований земельного законодательства, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в отношении вины юридических лиц требуется лишь установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

В данном случае ЗАО «Мордовский бекон» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам обществом не представлено.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, должностное лицо установило все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия ЗАО «Мордовский бекон» в соответствии с установленными обстоятельствами.

Действия ЗАО «Мордовский бекон» правильно квалифицированы по части 2 статье 8.7 КоАП РФ.

Административное дело рассмотрено должностным лицом с соблюдением правил родовой и территориальной подведомственности, постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьей 29.10 КоАП РФ. Порядок привлечения к административной ответственности ЗАО «Мордовский бекон» и срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не нарушены.

Доводы заявителя о том, что согласно п.3.1.3 договора аренда земельных участков ЗАО «Мордовский бекон» имеет право, а не обязанность в период действия договора осуществлять контроль по соблюдению арендатором карантинных, агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий являются несостоятельным.

Иные доводы заявления правового значения не имеют, выводы о виновности ЗАО «Мордовский бекон» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ не опровергают, под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления не ставят, просит применить положения статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного штрафа.

В подтверждение трудного финансового положения ЗАО «Мордовский бекон» предоставлены сведения о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, справки о ссудной задолженности, справки о задолженности по кредитным договорам, бухгалтерский баланс, оснований ставить под сомнение которые, не имеется.

В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частью третьей статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части первой статьи 4.1 КоАП РФ, общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

Часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

По смыслу закона, под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица. Исполнение подобного рода административного наказания с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П, следует рассматривать как чрезмерное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, несоразмерное административное принуждение.

Принимая во внимание реальное финансовое положение ЗАО «Мордовский бекон», при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, судья находит возможным снижение наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление подлежит изменению в части назначения ЗАО «Мордовский бекон» административного наказания в виде административного штрафа со снижением суммы штрафа до 200 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Заявление закрытого акционерного общества «Мордовский бекон» об уменьшении административного наказания в виде административного штрафа, установленного Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкина И.Г. № 60-2021 от 10.08.2021 г. по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с 400 000 (четыреста тысяч) рублей до 200 000 (двухсот тысяч) рублей – удовлетворить.

Постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкина И.Г. №60-2021 от 10.08.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Мордовский бекон» -изменить, уменьшив размер назначенного закрытому акционерному обществу «Мордовский бекон» административного штрафа до 200 000 (двести тысяч) рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевкий районный суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Атяшевского районного суда

Республики Мордовия Л.В.Костина

1версия для печати

12-10/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
ЗАО "Мордовский бекон"
Суд
Атяшевский районный суд Республики Мордовия
Судья
Костина Лидия Владимировна
Статьи

ст.8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
atyashevsky--mor.sudrf.ru
25.08.2021Материалы переданы в производство судье
03.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
26.10.2021Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее