№ года
УИД: 28RS№-82
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская коммунальная компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская коммунальная компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных.
На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская коммунальная компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных по правилам административного судопроизводства.
В обоснование заявленных требований, прокурор <адрес> в административном иском заявлении, в заявлении об уточнении заявленных требований, указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что собственником котельных <адрес>, расположенных в <адрес>, тепловых сетей указанных котельных и оборудования на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) является муниципальное образование «<адрес>». В настоящее время на указанных котельных <адрес> не организован водно-химический режим. Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 года поселений муниципального образования <адрес> «<адрес>». По итогам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, согласно которому муниципальные образования <адрес>, за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение, будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией. В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 года от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения: в нарушение п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима, отсутствуют, водно-химический режим на котельных не организован. В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 года муниципальному образованию «<адрес>» не выдан. Получение паспортов готовности является гарантией надежного, безопасного и бесперебойного прохождения отопительного периода. Отсутствие организации водно-химического режима на котельных влечет за собой нарушение прав потребителей тепловой энергии - жителей и организаций <адрес> на надежное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям. Вместе с тем, до настоящего времени на котельных <адрес> не организован водно-химический режим. Данные котельные, тепловые сети и оборудование на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) переданы ООО «Архаринская коммунальная компания» по концессионным соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Просит обязать администрацию <адрес> и общество с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на следующих муниципальных котельных:
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенных по <адрес> и <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>. 51/1 <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 доводы, изложенные в административном иском заявлении, в заявлении об уточнении заявленных требований, поддерживает в полном объеме, настаивает на заявленных требованиях, с учетом уточненных требований, в дополнении пояснила, что <адрес> является собственником указанных муниципальных котельных, тепловых сетей и оборудования на указанных котельных, в связи, с чем администрация района обязана нести бремя по их содержанию. Кроме того, на администрацию <адрес> федеральным законом «О теплоснабжении», возложена обязанность организации надежного теплоснабжения, котельные должны соответствовать предъявляемым требованиям. ООО «Архаринская коммунальная компания», является концессионером по концессионным соглашениям, в соответствии с которыми она обязана обеспечивать требования законодательства по содержанию муниципальных котельных, тепловых сетей и оборудования на указанных котельных, производить капитальный и текущий ремонт, то есть должна выполнять все требования, предусмотренные п. 6.2 концессионных соглашений. В связи с этим просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме и возложить обязанность организовать водно-химический режим на муниципальных котельных на ответчиков администрацию <адрес> и ООО «Архаринская коммунальная компания.
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие, представила письменный отзыв, из которого следует, что администрация <адрес> заявленные требования не признает по следующим основаниям. <адрес> в лице отдела по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> передала объекты недвижимости-муниципальные котельные <адрес>, а также тепловые сети указанных котельных и оборудование на указанных котельных(систему коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) согласно концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ № во владение и пользование ООО «Архаринская коммунальная компания» на основании актов приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ. По данным соглашениям отдел по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> выступает в роли концедента, а ресурсоснабжающая организация ООО «Архаринская коммунальная компания» концессионером.
Концессионер в полном объеме обладает правами в отношении полученного имущества по концессионному соглашению, следовательно, и должен нести ответственность за содержание переданного имущества, до окончания действия заключенного концессионного соглашения.
Согласно п. 6.2 Концессионных соглашений, концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать требования-санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил и норм пожарной безопасности, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности концессионера и назначения объектов настоящего Соглашения; производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения; нести расходы по природоохранным мероприятиям, связанные с содержанием и эксплуатацией имущества, требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями, установленными действующим законодательством РФ; обеспечивать содержание в исправном состоянии инженерных систем для обеспечения нормального функционирования объектов Соглашения; обеспечить сохранность объектов настоящего Соглашения; немедленно извещать концедента о всяком повреждении, аварии и ином событии, нанесшим или (грозящим нанести) объектам Соглашения ущерб, своевременно принимать меры по предотвращению угрозы повреждения и разрушения объекта; устранять своими силами повреждения, аварии, технические неполадки на объектах концессионного Соглашения.
Для достижения поставленных целей в силу указанных концессионных соглашений ООО « Архаринская коммунальная компания» было передано имущество инфраструктуры объектов теплоснабжения согласно приложению №, № к концессионным соглашениям в удовлетворительном, пригодном для эксплуатации состоянии, что подтверждается актами приема-передачи объектов концессионного соглашения.
Считает, что из содержания пунктов соглашения следует, что концессионер в полном объеме несет ответственность за переданное имущество в части его содержания в исправном и нормативном состоянии, не только в рамках заключенного концессионного соглашения, но и в силу требований федеральных законов, приказов ведомственных министерств, регулирующих деятельность теплоснабжающих организаций предоставляющих услуги по теплоснабжению, иных подзаконных актов.
Согласно п. 6 части 2 ст. 8 Федерального Закона № 115-ФЗ « О концессионных соглашениях», при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В заключенных концессионных соглашениях содержание котельных в полном объеме возложено на концессионера, то есть на ООО «Архаринская коммунальная компания».
На дату рассмотрения дела правами владения и пользования котельными, оборудованием, установленным на данных котельных и тепловыми сетями обладает ООО «Архаринская коммунальная компания», то есть является теплоснабжающей организацией, которая обязана обеспечивать тепловые сети в соответствии с требованиями законодательства по их нормативному содержанию.
В силу п. 8.2. концессионного соглашения, концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта Соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 12.5 концессионного соглашения, концедент не вправе вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера.
В силу п. 6.1. концессионного соглашения концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект Соглашения в соответствии установленным настоящим Соглашением порядке в целях осуществления деятельности, указанной пункте 1.1 настоящего Соглашения.
В настоящее время Концессионные соглашения действуют.
В соответствии с общим правилом, закрепленным в ст. 210 части первой ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 6 ч. 2 статьи 8, Федерального Закона № 115-ФЗ « О концессионных соглашениях», на концессионера возлагаются обязанности по осуществлению за свой счет не только текущего, но и капитального ремонта объекта концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ, концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное.
Согласно данному пункту расходы на исполнение обязательств концессионера по концессионному соглашению несет сам концессионер. В этом и состоит смысл концессионного соглашения – привлечь инвестиции, которые будут осуществлены в рамках концессионного соглашения. В то же время рассматриваемая норма сформулирована диспозитивно и допускает, что концессионным соглашением может быть установлено иное.
Согласно п.6.4. Соглашения, продукция и доходы, полученные Концессионером в результате осуществления деятельности по настоящему Соглашению, являются собственностью Концессионера.
В соответствии с п.10.1. Соглашения, концессионная плата по настоящему Соглашению не предусмотрена, на основании ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О концессионных соглашениях».
В связи с чем, считает, что администрация <адрес> является не надлежащим ответчиком по делу.
<адрес> является высокодотационным и испытывает жесткий дефицит финансовых ресурсов, необходимых на покрытие первоочередных расходных обязательств <адрес>. И в связи с тем, что в соответствии с концессионными соглашениями и действующим законодательством (ГК РФ, ФЗ № 115-ФЗ, ФЗ № 190-ФЗ и др.) содержание вышеперечисленных котельных производит концессионер, данные расходы не были заложены в бюджет текущего финансового года.
Просит в удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес> в отношении администрации <адрес> отказать в полном объеме.
Представитель ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом. Генеральный директор ООО "Архаринская коммунальная компания" просила дело слушанием отложить, в виду нахождения представителя в больнице на стационарном лечении, определением суда в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.
Представитель заинтересованного лица Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому, и атомному надзору, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлён своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.
Судом, в порядке ст. 150 КАС РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что данный кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных служащих, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свободы и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч.1); не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном данным Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (ч.6).
В силу пункта 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды, в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
<адрес> является органом местного самоуправления, осуществляющим организационные и исполнительно-распорядительные функции в рамках своей компетенции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации и др.
Учитывая, что заявленные <адрес> требования направлены на возложение обязанности на орган местного самоуправления, реализующий публично-властные полномочия, то данные требования подлежат рассмотрению судом по правилам административного судопроизводства.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании пункта 3 статьи 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
<адрес> обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав жителей, как потребителей тепловой энергии, на надёжное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода.
Таким образом, обращение в суд прокурора <адрес> с данным иском является законным и обоснованным.
Согласно п.п. 1, 9, ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О теплоснабжении», общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, проверке готовности к отопительному периоду подлежат:
1) муниципальные образования;
2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;
3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения (часть 1 данной статьи).
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи).
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей (часть 3 статьи).
Согласно пункту 2 Правил оценки к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В силу подпункта 11 пункта 13 Правил оценки к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций, в частности, соблюдение водно-химического режима.
Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, разделом 12 которых определяется водоподготовка и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей.
Ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.7 Правил).
Пунктом 12.1 Правил предусмотрено, что необходимо организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла.
Согласно п. 12.2 Правил, организацию водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляет подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения организации. Организация имеет право привлекать для контроля за водно-химическим режимом другие специализированные организации.
В соответствии с п. 12.8 Правил, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды.
Котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки, включая деаэратор, при полной загрузке фильтров и оснащении их контрольно-измерительными приборами (п. 12.6 Правил).
Согласно материалам дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что на котельных <адрес> не организован водно-химический режим.
Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов поселений муниципального образования <адрес> «<адрес>».
По итогам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, согласно которому муниципальные образования <адрес> (за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение) будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией.
В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения: в нарушение п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима, отсутствуют, водно-химический режим на котельных не организован.
В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 годов муниципальному образованию «<адрес>» не выдан.
Получение паспортов готовности является гарантией надежного, безопасного бесперебойного прохождения отопительного периода.
В связи с чем, прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском в защиту неопределенного круга лиц – потребителей тепловой энергии.
Прокурор считает, что отсутствие организации водно-химического режима на муниципальных котельных влечет за собой нарушение прав потребителей тепловой энергии – жителей и организаций <адрес> на надежное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям, в связи с чем, ответчики обязаны организовать водно-химический режим на вышеуказанных котельных.
Как следует из материалов дела (выписок из Единого государственного реестра недвижимости), свидетельств о праве собственности, собственником котельных:
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенных по <адрес> и <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>. 51/1 <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>, их тепловых сетей и оборудования на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) является муниципальное образование «<адрес>».
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Данные котельные, тепловые сети и оборудование на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) переданы ООО «Архаринская коммунальная компания» по концессионным соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № во владение и пользование ООО «Архаринская коммунальная компания» на основании актов приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ. По данным соглашениям отдел по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> выступает в роли Концедента, а ресурсоснабжающая организация ООО «Архаринская коммунальная компания» концессионером.
В соответствии с концессионными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Архаринская коммунальная компания»-концессионер обязуется осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение, и сбыт тепловой энергии с использованием объекта соглашения.
В силу п. 6.2 указанных концессионных соглашений ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» обязано поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать требования-санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил и норм пожарной безопасности, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Концессионера и назначения объектов настоящего Соглашения; производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения; нести расходы по природоохранным мероприятиям, связанные с содержанием и эксплуатацией имущества, требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями, установленными действующим законодательством РФ; обеспечивать содержание в исправном состоянии инженерных систем для обеспечения нормального функционирования объектов Соглашения; обеспечить сохранность объектов настоящего Соглашения; немедленно извещать Концедента о всяком повреждении, аварии и ином событии, нанесшим или (грозящим нанести) объектам Соглашения ущерб, своевременно принимать меры по предотвращению угрозы повреждения и разрушения объекта; устранять своими силами повреждения, аварии, технические неполадки на объектах концессионного Соглашения.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности, на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона, концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, срок действия концессионного соглашения, описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения, срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения.
В статьях 45, 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», также имеются обязательные требования к концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения. Решение такого концессионного соглашения должно включать информацию о конкретном задании, предложении концессионеру, а в конкурсной документации должны быть отражены основные характеристики мероприятий, которые должен исполнить концессионер.
Законодательством о концессионных соглашениях не предусмотрено безусловное выполнение концессионером всех видов работ по модернизации объектов концессионного соглашения.
Перечень работ, выполнение которых взял на себя концессионер, приведены в приложении № к Концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ; в приложении № к Концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.
Мероприятия по организации водно-химического режима ООО «Архаринская коммунальная компания» на котельных концессионными соглашениями, а также данным приложением не предусмотрены.
Передача собственником зданий котельных с оборудованием в пользование ООО «Архаринская коммунальная компания» не освобождает орган местного самоуправления от установленной законом и отраслевыми подзаконными актами обязанности обеспечивать содержание, переданного во владение и пользование здания и имеющегося в нем теплоснабжающего оборудования.
Предъявляя требования к ООО «Архаринская коммунальная компания», прокурор исходит из того, что фактически указанные котельные находятся во владении и пользовании ООО «Архаринская коммунальная компания». Вместе с тем, водно-химический режим обеспечивается установкой на котельной соответствующего оборудования химводоподготовки котельных и тепловых сетей.
Суд учитывает, что собственником котельных, является муниципальное образование «<адрес>». ООО «Архаринская коммунальная компания» имеет только право владения и пользования указанной котельной в рамках концессионных соглашений, по которым передано здание котельных с теплотехническим оборудованием, тогда как обязанность по водоподготовке и водно-химическому режиму тепловых энергоустановок и сетей, несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что обязанность организовать водно-химический режим на муниципальных котельных в соответствии со ст. 210 ГК РФ должна быть возложена на собственника имущества – администрацию <адрес>.
Представленными в материалы дела доказательствами с учётом их относимости и допустимости подтверждается, что ответчиком администрацией <адрес> были допущены нарушения в области законодательства о теплоснабжении.
Факт выявленных нарушений и содержание представленных в материалы дела доказательств, стороной ответчика не оспаривались, в связи с чем, суд признаёт их установленными.
В связи с совокупностью, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования в части возложения обязанности на администрацию <адрес> организовать водно-химический режим на муниципальных котельных являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В части заявленных требований к ООО «Архаринская коммунальная компания» надлежит отказать.
В соответствии со ст. 178 ч.2 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Учитывая, что полномочия ответчика по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, а также учитывая, что водно-химический режим должен быть организован до начала следующего отопительного периода, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда, заявленный прокурором, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская коммунальная компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных удовлетворить частично.
Возложить на администрацию <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на следующих муниципальных котельных:
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенных по <адрес> и <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>. 51/1 <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>.
В части заявленных требований к ООО «Архаринская коммунальная компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Н. Лобань
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.